О мячиках, успехе в бизнесе или что такое коучинг?

09.08.2006 / Коучинг
Екатерина Клестова-Надеева Источник: Trainings

Тип обучения: посещение мастер-класса.
Место обучения: Бизнес-центр «Восток-Запад».
Тема обучения: Бизнес-коучинг: эффективный коучинг в вашей компании. Мастер-класс Майлза Дауни, Директора Лондонской Школы Коучинга.
Время обучения: 1 день.

К моменту посещения этого мастер-класса я уже достаточно много читала и слышала о коучинге, поскольку вела тему месяца «Коучинг» на TRAININGS.RU. Честно говоря, отношение было несколько настороженным, уж слишком нереальными казались результаты, которых добивались люди, прибегнув к помощи коуча.

Читала я и книгу Майлза Дауни «Эффективный коучинг». В принципе, она мне понравилась, много информации показалось полезной, но оставалось все тоже ощущение – это, может быть, кому-то и помогает, но точно не мне. Поэтому, когда представилась возможность посетить его мастер-класс, я с радостью согласилась.

Коучинг – достаточно специфический метод обучения и развития, многое зависит от личного контакта между коучем и ведомым (термин взят у Ивана Рыбкина, начальника центра профессиональной подготовки страховой компании РЕСО), степени доверия и открытости последнего.

Первое впечатление – этому человеку я не смогу доверять никогда, что в случае коучинга означает – он никогда не сможет помочь мне стать успешной. Однако уже через 10 минут мое мнение о Майлзе изменилось на 180 градусов. Его выступление было очень эмоциональным, но при этом максимально деловым. Майлз отслеживал все слова и действия переводчика, ожидая, очевидно, что его эмоциональность должна быть передана дословно и на русском языке.

Согласно теории Дауни, все в человеке можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее – это мысли, верования и стремления, а внешнее – это поведение, навыки и планы. Обычно, когда человек принимает решение об изменении себя, он меняет лишь внешнюю часть. Но это не приводит ни к каким существенным изменениям, поскольку, прежде всего, менять надо внутреннюю составляющую.

Результативность любого процесса можно представить в виде математической формулы:

ПОТЕНЦИАЛ – ИНТЕРВЕНЦИЯ = РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


Потенциал – это ресурсы и возможности человека, его способность учиться. Интервенция – это общий прошлый негативный опыт (раньше у меня никогда не получалось; я не смогу, потому что это слишком сложно для меня и т.д.). Парадокс заключается в том, что человек, стараясь выполнить с его точки зрения невыполнимое задание, старается максимально сконцентрироваться, тогда как именно расслабленная концентрация уменьшает Интервенцию и улучшает Результативность.

Здесь мы перешли к практике. Майлз задал вопрос: «Кто из присутствующих не умеет ловить мячики?» Об этом опыте я читала в книге Дауни, помню, что тогда подумала, что со мной такие вещи точно не пройдут. Я тут же подняла руку, оказалась самой быстрой и была вызвана в центр зала для обучения.

Мячики я не умею ловить уже 30 лет, тем более одной рукой, тем более теннисные. Майлз кинул мне мячик 3 раза. Я его ни разу не поймала даже двумя руками. Далее привожу наш диалог.

Майлз: Катя, давайте выясним, Вы левша или правша, т.е. какой рукой будем учиться ловить мяч.
Я: Мне все равно, давайте правой.
Майлз: Хорошо. Сколько мячиков из 10 Вы должны поймать, чтобы Вы сказали, что умеете их ловить?
Я: Семь.
Майлз: По десятибалльной шкале как Вы оцениваете свою возможность научиться ловить мячики?
Я: Один, ну максимум 2.
Майлз (после еще трех моих неудачных попыток): Я кину Вам сейчас мяч, а Вы мне скажете, что видите, когда он летит.
Я: (ловя летящий мяч): Ой, я его поймала!
Майлз: Нет, этого в процессе полета Вы видеть не могли. Попробуем еще раз.
Я: (не ловя мяч): Он вращается.
Майлз: Отлично. Вы можете оценить по пятибалльной шкале скорость вращения?
Я: Примерно 3.
Майлз: А теперь?
Я (не ловя мяч): 2.
Майлз – кидает следующий.
Я (ловлю его): 3.
Майлз: А этот?
Я (ловлю): 2.
Майлз: Теперь?
Я (ловлю): 4.
История повторяется еще 5 –6 раз, после чего Майлз, улыбаясь, заявил, что я, конечно, абсолютно не умею ловить мяч.

Дома я попробовала еще раз и заставила мужа кидать мне мячики. Я их ловила ВСЕ!!!

Вернемся к теории. В Лондонской Школе Коучинга придерживаются следующего определения понятия коучинг: «Коучинг – это искусство способствовать интенсивности и качеству работы, обучению и развитию другого человека». Дауни, в свою очередь, дополняет это определение, исходя из подхода бизнес-коучинга: «Эффективный коучинг на работе способствует достижениям и выполнению текущих задач к обоюдному удовлетворению сотрудника и организации».

Мы поговорили о двух различных подходах в коучинге – директивном и недирективном.

— Директивный – это Давление, коуч решает проблему за другого человека.

— Недирективный – это Усилие, коуч помогает человеку решить проблему самому.

В связи с этим весь спектр навыков коуча можно построить как переход от директивного к недирективному методу.



Самым интересным для меня было – как задавать вопросы? Тем более что вопросы должны подводить к ответам и решениям, открывать новые возможности, побуждать к действию. Оказалось, что существует четкая схема, названная моделью GROW: Цель (Goal), Реальность (Reality), Возможности (Options) и Резюмирование (Wrap up). Вопросы при таком подходе выглядят следующим образом.

Тема.
Расскажите мне, о чем вы хотите поговорить?
Расскажите мне об этом поподробнее…

Цель, формат конечного результата сессии.
Расскажите мне, что бы Вы хотели получить в результате этой сессии?

Реальность.
Расскажите мне, о чем еще мне надо знать, чтобы понять эту проблему?
Расскажите мне, какой бы Вы хотели видеть эту ситуацию?

Возможности.
Расскажите мне, что Вы можете сделать, чтобы продвинуться в решении?
Расскажите мне, что еще Вы можете сделать?
Расскажите мне, что Вы хотели бы сделать, если бы не было никаких ограничений?

Подведение итогов.
Расскажите мне, что Вы собираетесь делать?
Расскажите мне, каким будет Ваш следующий шаг?

После разбора этой модели мы разделились на пары, и каждый получил возможность, вооружившись листом-подсказкой, побывать в роли коуча и коучируемого. На каждую сессию давалось 5 – 10 минут.

Последние напутствия Майлза звучали примерно так:

*Это упражнение – не ролевая игра, на обсуждение следует выносить реальные и актуальные задачи, связанные с бизнесом.

*Задавайте вопросы так, как они написаны. Когда «клиент» ответил, скажите ему: «Спасибо», — и переходите к следующему вопросу.

*Единственное условие, при котором Вы можете задать другой вопрос – это если Вы не поняли ответ и просите прояснить сказанное для Вас.

Упражнение было очень интересным и вызвало множество дискуссий в перерыве. Многие, в том числе и я, вынесли для себя какие-то полезные вещи, нащупали возможное решение проблемы.

После перерыва мы обсуждали вопросы бизнес-коучинга в компании, когда заказчиком выступает организация. А также применение методик коучинга на уровне линейного менеджмента. Вопрос, который очень волновал присутствующих и активно обсуждался на пресс-конференции, организованной после мастер-класса, кто же в бизнес-коучинге стоит на первом месте – заказчик (компания, оплачивающая услуги) или сотрудник, с которым проводят сессии. Майлз Дауни здесь был максимально категоричен – коуч соблюдает прежде всего интересы компании. Решение этого конфликта задач происходит по-разному, в зависимости от конкретной ситуации, но ни в коем случае не за спиной у заказчика.

Майлз продемонстрировал пример коуч-сессии для решения бизнес-проблемы одной из присутствующих на мастер-классе. Содержание ее является кофиденциальной. Приведу лишь одну фразу коучируемой: «У меня складывается ощущение, что Вы верите в мои силы больше, чем я сама. Я хочу оказаться на Вашем месте!»

Может быть, я ошибаюсь, но для меня это пример коучинга высшего класса.

Мастер-класс закончился, и очень многие подошли к Майлзу, чтобы получить автограф на его книге. Он ни разу не повторился в своих пожеланиях и словах. Я ехала домой и все время думала о том, что я сделаю завтра, какие ошибки я постараюсь исправить, и что еще я могу совершить. И при этом я не чувствовала себя беспомощной.