MBA: школа для крутых начальников?

«Комсомолка» выясняет, кому и зачем нужно получать бизнес-образование

За последние пару-тройку лет количество бизнес-школ в нашей стране увеличилось примерно в три раза и уже перевалило за пятьдесят (37 из них находятся в столице). Что же заставляет топ-менеджеров ведущих корпораций, владельцев маленьких компаний, в общем, успешных людей, у которых и без заветной корочки в жизни все отлично, по вечерам, как на свидание, бегать на учебу и сидеть за партой до ночи?

Многие до сих пор считают, что получать степень Master of Business Administration (коротко — MBA) в России бессмысленно. Якобы наши вузовские преподаватели очень консервативны и не могут заниматься со студентами по-западному.

Плюс к этому в отечественных школах явно не хватает «живых учебников» — case-study (реальных бизнес-проектов и ситуаций, по которым по идее должны учиться студенты), так как российская экономика все еще недостаточно прозрачна. А компании не слишком-то стремятся выносить сор из избы и рассказывать о внутренних проблемах посторонним.

С другой стороны, заявляют другие, у российского MBA много плюсов. Например, российские программы в несколько раз дешевле европейских и американских. У нас слушателю приходится раскошеливаться в среднем на 8 — 10 тысяч долларов в год, за границей — на 40 — 60 тысяч «зеленых». Во-вторых, многие бизнес-школы предлагают вечернюю или очно-заочную форму обучения. И можно учиться, продолжая активно работать и делать карьеру. Ну и в-третьих, отечественный MBA лучше, чем заграничный, адаптирован к российским условиям ведения бизнеса. А значит, зарабатывать деньги будет гораздо проще, чем если бы ты стал обладателем импортной корочки. К тому же большинство школ сотрудничают с крупными западными школами и частенько приглашают тамошних преподавателей заниматься с нашими студентами.

Самые популярные заблуждения о бизнес-школах

Миф. На программы MBА берут всех, у кого есть деньги. Никаких вступительных экзаменов не существует.

Правда. Конечно, платежеспособность потенциального студента — необходимый фактор. Ведь в самых именитых российских бизнес-школах стоимость обучения за  весь курс может достигать 26 тысяч долларов (например, именно в такую сумму обошелся диплом выпускникам факультета менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета). Но есть и другие требования: наличие высшего образования, опыт работы на высоких позициях. Абитуриенты самых именитых и серьезных школ (правда, такую практику в России ввели совсем недавно — 1 — 2 года назад) проходят несколько этапов собеседований, собирают рекомендации, пишут эссе.

Цель бизнес-школы — собрать успешных людей примерно одного социального статуса и служебного положения. Ведь обмен профессиональным опытом — один из главных элементов обучения.

Миф. MBA — единственный способ сделать головокружительную карьеру и зарабатывать огромные деньги.

Правда. Конечно, многие студенты за время учебы успевают обрасти полезными связями, поменять работу или открыть собственный бизнес. Но, с другой стороны, MBA — это не панацея от карьерных неудач. Некоторые выпускники идут на повышение, добиваются роста зарплаты не сразу после окончания программы, а лишь спустя пару лет.

К тому же для нашего рынка труда бизнес-образование — явление достаточно новое. И новоиспеченным профи иногда бывает тяжело смириться с тем, что долгожданная корочка не превратит их в миллионеров за полчаса, забыть об амбициях и начать работать.

Миф. Я не смогу учиться, у меня туго с математикой.

Правда. Конечно, обучение требует аналитического склада ума, ведь придется изучать такие предметы, как бухгалтерия, финансы, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, бизнес-школы очень ценят, когда на программу собирается разноплановая в смысле образования публика. Возможно, журналист по сравнению с закоренелым экономистом сможет предложить гораздо более свежий выход из проектной ситуации.

К тому же если вам для поступления на курс не хватает аналитического мышления (это обычно выясняется в ходе тестирований), в бизнес-школе предложат пройти дополнительный курс подготовки.

Миф. MBA — программа только для тех, кто собирается всю жизнь пахать на крупные корпорации.

Правда. MBA может помочь достичь успеха в любой сфере  и организации. Одним словом, MBA — это не размеры компании, а прежде всего бизнес.