Создай свой кейс-клуб

Галина Козорезова
TCF

Выставки, семинары, деловые ланчи, тренинги и специализированные интернет−ресурсы — традиционное место встречи профессионалов. Приобретение новых контактов, решение тех или иных проблем компании и личностного роста — вот за чем каждый идет на эти привычные мероприятия.

Владислав Тарасенко, ведущий специалист и консультант по организационному развитию «Центра развития среднего бизнеса», во время своего выступления на недавно прошедшем
«Легком Летнем Нетворкинге Клуба бизнес−тренеров» презентовал новую форму сообщества профессионалов — кейс−клуб. Речь шла о создании нового жанра консалтинга и тренингового обучения, который в чистом виде не является ни тем, ни другим.

По сути, кейс−клуб представляет собой место встречи заказчика («постановщик» кейса) и инициативной группы экспертов−профессионалов («решатели» кейсов). То есть в роли консультантов выступает не один−два человека, а целый «десант» специалистов в определенной сфере.

Безусловно, эффективность клуба – в его организации. «Создание такого сообщества сейчас может быть очень сильно развито и усилено с помощью Интернета, в частности, блогов», — утверждает Владислав Тарасенко. За последние два−три года произошла настоящая революция: стали активно использоваться интернет−дневники, и я пришел к выводу — они существенно повышают эффективность общения профессионалов, его становится проще инициировать. В блогах можно концентрировать часть совместной работы экспертной группы, которую не всегда имеет смысл выносить на очные встречи. «Образовался класс предпринимателей, которым уже приелся их собственный бизнес, — рассказывает Владислав. — Они уходят от управления собственными компаниями, у них появляются потребности нового уровня. И кейс−клуб может прекрасно удовлетворить таких профессионалов. Это целевая аудитория для клуба: люди, у которых есть время, деньги и интеллектуальные ресурсы».

При проектировании открытого кейс−клуба надо учитывать определенные риски и трудности, с которыми, возможно, придется столкнуться. Например:

• Потеря интереса со стороны консультанта, которого вы хотите привлечь в сообщество. Человек не видит себя частью рабочей группы, его принцип — работать в одиночку («Я — звезда»!).

• Потеря интереса со стороны заказчика. («Я боюсь рассказывать о своих профессиональных трудностях. Вдруг среди «решателей» моего кейса окажутся специалисты из компании−конкурента?»)

• Вероятность того, что сообщество из−за своей многочисленности «размоется», уровень ценности останется высоким, а уровень целей и технологий начнет понижаться.

Перед созданием клуба надо четко очертить сферы обсуждаемых кейсов, которые определят состав инициативной группы. К примеру, если «ассортимент» предлагаемых тем не выходит за рамки кадрового менеджмента, участниками кейс−клуба становятся директора по персоналу и консультанты в сфере управления человеческими ресурсами. Также определяется, будет ли клуб закрытым или — открытым.

В процессе формирования клуба среди профессионалов часто происходит негласное разделение на тех, кто в данной области более компетентен, и тех, кто в этих вопросах разбирается хуже. Поэтому рекомендуется формализовать группу, разбив ее на несколько иерархических уровней. Присвоение статуса определяется степенью инициации, вовлеченности в сообщество и другими признаками. Итак, кейс−клуб сформирован и начинается его работа, которая состоит из четырех фаз.

1. Постановка кейса. В клуб приходит заказчик, который, как и в случае классической консультации в консалтинговой компании, ставит перед инициативной группой задачу — решить его кейс. На личной встрече составляются основные вопросы, требующие решения, распределяется ответственность между модераторами группы, происходит первичное обсуждение проблемы заказчика.

2. Блог−стадия. Инициируется подробное обсуждение кейса через обновления записей постановщика кейса и участников клуба. Формируются блоки информации, уточняются те или иные аспекты кейса. По мнению Владислава Тарасенко, идеальный срок блог−стадии — один месяц.

3. Обсуждение кейса при личной встрече заказчика и членов кейс−клуба. Это доклады модераторов, мозговой штурм идей, выявление способов их реализации. Фактически финал работы кейс−клуба.

4. Консервация кейса. Об этом этапе нередко забывают. На выходе кейс−клуб получает не просто выполненную работу, а научно−методический продукт, который грех не зафиксировать на бумаге.

Владислав Тарасенко поделился конкретными примерами из практики, рассказав о работе закрытого кейс−клуба, участники которого решали кейс на тему «Создание консультационного агентства». Постановщиком выступал директор компании, чей профиль – коучинг и консультирование в области развития карьеры. Одной из обозначенных проблем была неудовлетворенность эффективностью затрат на продвижение компании на рынке, второй — неясность схемы взаимодействия с клиентами, их личного сопровождения.

В составе кейс−клуба было четырнадцать человек. Во время постановочной встречи участники клуба выслушали все «болячки» клиента и определили те аспекты кейса, которые нужно было разрабатывать в ходе блог-стадии. Предстояло разобраться с лидерскими качествами заказчика, организационной работой компании и влиянием внешней среды. Были выбраны модераторы каждого из направлений дискуссий. На третьем этапе работы клуба был выделен «сухой остаток» работы кейс−клуба. К примеру, постановщика кейса убедили, что его компании лучше работать не напрямую с клиентами, а через сотрудничество с рекрутинговыми агентствами, которые могут рекомендовать тому или иному клиенту «тюнинг» — коучинг в компаниипартнере. (В итоге это оказалось действительно эффективнее прямых поисков клиентов). Столь же подробно кейс−клуб разобрался и с другими вопросами заказчика.

«Опыт показывает, что клиенту не всегда нужны подробные бизнес−описания, гораздо значимее субъективная часть», — акцентировал Владислав Тарасенко. — Постановщику кейса важнее получить профессиональную поддержку со стороны экспертов». «Мне кажется, что это основной продукт кейс−клуба — общение заказчика с профессиональным сообществом, — заключил Тарасенко. — Люди идут в кейс−клубы не для того, чтобы скалькулировать свой проект (с этим справится и один экономист), а чтобы получить серьезную помощь в формировании концепции».

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Создай свой кейс-клуб

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.