Создай свой кейс-клуб

Галина Козорезова TCF

Выставки, семинары, деловые ланчи, тренинги и специализированные интернет−ресурсы — традиционное место встречи профессионалов. Приобретение новых контактов, решение тех или иных проблем компании и личностного роста — вот за чем каждый идет на эти привычные мероприятия.

Владислав Тарасенко, ведущий специалист и консультант по организационному развитию «Центра развития среднего бизнеса», во время своего выступления на недавно прошедшем
«Легком Летнем Нетворкинге Клуба бизнес−тренеров» презентовал новую форму сообщества профессионалов — кейс−клуб. Речь шла о создании нового жанра консалтинга и тренингового обучения, который в чистом виде не является ни тем, ни другим.

По сути, кейс−клуб представляет собой место встречи заказчика («постановщик» кейса) и инициативной группы экспертов−профессионалов («решатели» кейсов). То есть в роли консультантов выступает не один−два человека, а целый «десант» специалистов в определенной сфере.

Безусловно, эффективность клуба – в его организации. «Создание такого сообщества сейчас может быть очень сильно развито и усилено с помощью Интернета, в частности, блогов», — утверждает Владислав Тарасенко. За последние два−три года произошла настоящая революция: стали активно использоваться интернет−дневники, и я пришел к выводу — они существенно повышают эффективность общения профессионалов, его становится проще инициировать. В блогах можно концентрировать часть совместной работы экспертной группы, которую не всегда имеет смысл выносить на очные встречи. «Образовался класс предпринимателей, которым уже приелся их собственный бизнес, — рассказывает Владислав. — Они уходят от управления собственными компаниями, у них появляются потребности нового уровня. И кейс−клуб может прекрасно удовлетворить таких профессионалов. Это целевая аудитория для клуба: люди, у которых есть время, деньги и интеллектуальные ресурсы».

При проектировании открытого кейс−клуба надо учитывать определенные риски и трудности, с которыми, возможно, придется столкнуться. Например:

• Потеря интереса со стороны консультанта, которого вы хотите привлечь в сообщество. Человек не видит себя частью рабочей группы, его принцип — работать в одиночку («Я — звезда»!).

• Потеря интереса со стороны заказчика. («Я боюсь рассказывать о своих профессиональных трудностях. Вдруг среди «решателей» моего кейса окажутся специалисты из компании−конкурента?»)

• Вероятность того, что сообщество из−за своей многочисленности «размоется», уровень ценности останется высоким, а уровень целей и технологий начнет понижаться.

Перед созданием клуба надо четко очертить сферы обсуждаемых кейсов, которые определят состав инициативной группы. К примеру, если «ассортимент» предлагаемых тем не выходит за рамки кадрового менеджмента, участниками кейс−клуба становятся директора по персоналу и консультанты в сфере управления человеческими ресурсами. Также определяется, будет ли клуб закрытым или — открытым.

В процессе формирования клуба среди профессионалов часто происходит негласное разделение на тех, кто в данной области более компетентен, и тех, кто в этих вопросах разбирается хуже. Поэтому рекомендуется формализовать группу, разбив ее на несколько иерархических уровней. Присвоение статуса определяется степенью инициации, вовлеченности в сообщество и другими признаками. Итак, кейс−клуб сформирован и начинается его работа, которая состоит из четырех фаз.

1. Постановка кейса. В клуб приходит заказчик, который, как и в случае классической консультации в консалтинговой компании, ставит перед инициативной группой задачу — решить его кейс. На личной встрече составляются основные вопросы, требующие решения, распределяется ответственность между модераторами группы, происходит первичное обсуждение проблемы заказчика.

2. Блог−стадия. Инициируется подробное обсуждение кейса через обновления записей постановщика кейса и участников клуба. Формируются блоки информации, уточняются те или иные аспекты кейса. По мнению Владислава Тарасенко, идеальный срок блог−стадии — один месяц.

3. Обсуждение кейса при личной встрече заказчика и членов кейс−клуба. Это доклады модераторов, мозговой штурм идей, выявление способов их реализации. Фактически финал работы кейс−клуба.

4. Консервация кейса. Об этом этапе нередко забывают. На выходе кейс−клуб получает не просто выполненную работу, а научно−методический продукт, который грех не зафиксировать на бумаге.

Владислав Тарасенко поделился конкретными примерами из практики, рассказав о работе закрытого кейс−клуба, участники которого решали кейс на тему «Создание консультационного агентства». Постановщиком выступал директор компании, чей профиль – коучинг и консультирование в области развития карьеры. Одной из обозначенных проблем была неудовлетворенность эффективностью затрат на продвижение компании на рынке, второй — неясность схемы взаимодействия с клиентами, их личного сопровождения.

В составе кейс−клуба было четырнадцать человек. Во время постановочной встречи участники клуба выслушали все «болячки» клиента и определили те аспекты кейса, которые нужно было разрабатывать в ходе блог-стадии. Предстояло разобраться с лидерскими качествами заказчика, организационной работой компании и влиянием внешней среды. Были выбраны модераторы каждого из направлений дискуссий. На третьем этапе работы клуба был выделен «сухой остаток» работы кейс−клуба. К примеру, постановщика кейса убедили, что его компании лучше работать не напрямую с клиентами, а через сотрудничество с рекрутинговыми агентствами, которые могут рекомендовать тому или иному клиенту «тюнинг» — коучинг в компаниипартнере. (В итоге это оказалось действительно эффективнее прямых поисков клиентов). Столь же подробно кейс−клуб разобрался и с другими вопросами заказчика.

«Опыт показывает, что клиенту не всегда нужны подробные бизнес−описания, гораздо значимее субъективная часть», — акцентировал Владислав Тарасенко. — Постановщику кейса важнее получить профессиональную поддержку со стороны экспертов». «Мне кажется, что это основной продукт кейс−клуба — общение заказчика с профессиональным сообществом, — заключил Тарасенко. — Люди идут в кейс−клубы не для того, чтобы скалькулировать свой проект (с этим справится и один экономист), а чтобы получить серьезную помощь в формировании концепции».