В Москве прошел «круглый стол» РАРМП и газеты «Бизнес для всех»
Наряду с лозунгами «Молодежь — в политику!» и «Молодежь — во власть!» обретает все большую актуальность лозунг «Молодежь — в бизнес!» Нужны все новые формы и методы, с помощью которых молодежь будет вовлекаться в лидерскую работу, в том числе в бизнес. Тем более, что социологи бьют тревогу: бизнес стареет — надо активней вовлекать в предпринимательскую деятельность молодежь. Между тем, мировые тенденции таковы: молодые люди неохотно идут в бизнес — с его проблемами, конкуренцией и рисками. Больше тех, кто предпочитает войти в крупные фирмы, где стабильная зарплата и на порядок меньше ответственность.
В бизнес — без эйфории
Валерий РОМАНЮК, главный редактор газеты «Бизнес для всех»: Мы собираемся по данной проблематике второй раз, и, я надеюсь, получим сегодня не очередную дискуссию «с нуля», а продолжение начатого в прошлый раз разговора. И, возможно, выйдем на какой-либо конструктив в том, как вывести на рынок стартующий бизнес. Те, кто принял участие в прошлой дискуссии, не могли не отметить явной эйфории и среди тех, кто звал молодежь в бизнес, и тех, кого в него звали. Бросались в глаза и весьма нечеткие ориентиры, на которые опиралась молодежь. К примеру, многие всерьез полагали, что летний приработок на студенческой стройке — вот он и есть бизнес. А что до самого бизнеса, не трудно догадаться, что молодых не очень-то и ждут в наиболее престижных сферах, где рождаются высокие технологии. И если выпускник вуза, получив даже «красный диплом», оказывается вообще безработным, вряд ли следует винить в этом работодателей или преподавателей. Есть много причин, которые могут помешать достижению успеха в бизнесе. Если ваше любимое чадо легкомысленно вошло в рисковый бизнес родительскими деньгами, и эти деньги там сгорели, — это еще полбеды. Хуже, если это заемные деньги, за которые стартующий бизнесмен отвечает собственным имуществом. Чтобы риск был сведен к минимуму, надо не полениться и пройти все возможные формы обучения, тренинга, коммерческой подготовки. Чтобы что-то путное сделать, надо знать, как это делается. Полезно пройти какую-то практическую школу в чужом бизнесе.
Александр ШУТКИН, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Академии Бюджета и Казначейства Минфина РФ: В свое время мне довелось с группой инноваторов создавать оригинальную конструкцию складных саней. Эту разработку нам профинансировали. Следующий проект — организация молодежного кафе — изначально рассматривался как некоммерческий, самоокупаемый проект. Наше вечернее кафе «Ветерок» пользовалось колоссальным успехом. Рассчитано было на 110 человек, а желающих попасть сюда всегда было в несколько раз больше. Финансовые проблемы, конечно, у нас были. Но кредитов мы ни у кого не просили — обходились своими возможностями, а аренда была сравнительно недорогая.
В.Романюк: Я знакомился со статистикой того, как финансируются стартующие молодежные фирмы сегодня. Оказалось, в основном из родительского кошелька. И в случае потери этого капитала стартующий юный бизнесмен не особенно тяжело ощутит эту потерю. Но случаются и другие истории. В последнем номере «Бизнеса для всех» публикуется статья с рассказом о молодой предпринимательнице, которая создала салон красоты. В это предприятие девушка вложила свои деньги и массу времени и сил. Дело, однако же, в силу недостатка опыта у хозяйки салона кончилось провалом. Девушка стала наемным работником в той самой парикмахерской, которую некогда сама создавала. Могла ли судьба этой бизнесвумен сложиться иначе? Возможно. Но ее пример поучителен и в том смысле, что кажущаяся свобода открытия бизнеса, перспективы зарабатывания денег и прочее не должны вводить в заблуждение. Для успеха в бизнесе нужен запас прочности, и не только в деньгах, а прежде всего в знании всего того, из чего складывается бизнес.
Олег ЛАПШИН, директор территориального бизнес-инкубатора Северо-Западного округа, зампред Совета предпринимателей: Помимо прочего, я 4-й год занимаюсь конкурсами школьных проектов. Рассматриваем по 15-20 проектов в год. Было несколько очень интересных студенческих проектов. Были и неудачи. Я бы разбил всю массу стартующих на группы: одни создают свой бизнес из всего, что можно раздобыть дома, у соседей и друзей. Другие имеют более реальные проекты и получают помощь от родителей. Следующая группа молодежи проходит бесплатную программу обучения. Еще группа молодежи получает помощь инвесторов, действуя на территории для взрослых. Правда, школьники по возрасту своему не имеют права создавать ООО и выступать в качестве предпринимателей, и тут возникают разного рода проблемы. Не ясно также, кто будет нести ответственность за такой бизнес.
В.Романюк: В Европе распространена практика создания школьных фирм. Школьники могут получить разрешение на ведение бизнеса от местной власти; местный банк выдает школьной фирме беспроцентный кредит.
Инкубатор как ядро бизнеса
О.Лапшин: Наш инкубатор готов выступить в качестве ядра для размещения производственного бизнеса. Но речь идет пока только о взрослых бизнесменах. Большое разочарование для молодежи — это отсутствие государственной поддержки, которой полностью лишены школьники 10-11 классов и студенты 1-2-го курсов. Там, где есть мощная база — как в Зеленограде или Новосибирске — многие вопросы решаются проще. Но в любом случае очень важно, чтобы молодые люди сразу попадали во взрослую сферу взаимоотношений. Такое случается редко. И дело не должно ограничиваться составлением бизнес-плана. Надо найти способ, как поддерживать стартующий бизнес. Вот сейчас, в летний период, актуальна проблема проведения студенческой практики. В принципе это полезное дело. Но я заметил такую закономерность: если студента привели за ручку родители — практики не получается. Как-то привели ко мне сына известного юриста. Спрашиваю о наличии практического опыта. Опыт оказался мизерным, а амбиции — «выше крыши». Студент претендовал на должность в 700 долларов, а, по моим прикидкам, мог получать не более 300 долларов. Я изложил ему, что студент должен был знать и уметь на 700 долларов. Кончилось все скандалом.
Степан КОТОВ, руководитель молодежно-инновационного Центра технопарка «Зеленоград»: Мы работали два года в программе «Привлечение молодежи в научно-технический сектор». Финансовую поддержку оказывало Правительство Москвы. Был огромный поток желающих поучаствовать в программе. Работали со школьниками 10-11 классов. А сегодня ситуация складывается таким образом, что создавать самоокупаемые проекты с учащимися 10-11 классов не получается. И теперь нам приходится отказываться и от учащихся 10-11 классов, и от студентов 1-2 курсов. Работаем со студентами старших курсов, которые самостоятельно могут организовать собственные проекты и с ними выходить на бизнес-планы. Подбор проектов ведется через «Гражданскую смену», многие студенты при этом готовы работать и без всякой поддержки. Но вот поддержку школьников 10-11 классов, мне кажется, надо осуществлять через субвенции. У нас в Зеленограде создан Совет молодых ученых, который сегодня активно занимается привлечением молодежи в научно-технический сектор. При этом ставка делается на самоокупаемость.
О.Лапшин: У меня такая статистика по активности школьников: приглашаем на обучение 50 человек, приходят — трое. Огорчает низкое качество проектов: они либо глобальны по охвату, либо содержательно — ни о чем. Многие учителя, как выясняется, вообще не представляют, что такое предпринимательство. А учиться этому не очень-то и рвутся. Тем более что за дополнительную нагрузку учителям не платят. Мы предложили на своей базе сделать учебный центр молодежи. Затрат требовалось на первом этапе — 300 тысяч рублей, а в последующем, на поддержание центра — по 50-60 тысяч рублей в год. Но добиться выделения этих средств не удалось — нам предложили вести проект по линии… общественной организации. Правда, заплатили экспертам за экспертизу проектов — по 1,5-2 тысячи рублей, не более — за работу, которую они вели в течение двух месяцев.
С.Котов: Занятия со школьниками все-таки должны вести специалисты, с опытом предпринимательской деятельности. В каждом округе нужно создавать единую схему вовлечения молодежи в бизнес. Если в 20 школах наберется хотя бы по 10 потенциальных предпринимателей, уже получится 200 стартующих бизнесменов, с которыми можно работать как со взрослыми, по единой схеме.
Реплика с места: Но силком в эти факультативы тащить не нужно. Другое дело — создать условия, завлекательные для молодых, чтобы они могли продемонстрировать свои умения.
О.Лапшин: Важен конечный результат. Создавай простейшую фирму — хоть по изготовлению табуреток. Есть машины, оборудование, с рынком договорюсь: табуретки везде нужны. Повторяю: важно довести дело до конечного результата.
Покажи, что можешь!
Ирина ПОТЯГОВА, директор ОАО «Перово-Люкс»: В прошлом я учитель, и теперь продолжаю работать с молодежью, создаю рабочие места для ребят 15-18 лет. Дали профессии многим девочкам, которые теперь занимаются рукоделием. Некоторые стали модельерами. Одна наша выпускница создает изделия из нестандартных материалов. Хотим показать эти работы в конкурсе Кубка Мэра Москвы по дизайну. Молодым людям очень важно продемонстрировать, что они что-то умеют. И в каждом округе есть база, которую можно использовать — для организации производства и швейных изделий, и тех же табуреток, и многого другого. Есть проблема аренды помещений в учебных учреждениях: существуют какие-то запреты, но разумное решение найти можно в рамках учебного процесса, согласовать с учреждением образования. А что касается слабой подготовки самих преподавателей в вопросах ведения бизнеса — это тоже решаемая проблема. Например, на базе 24-го колледжа создано новое отделение, где готовят менеджеров. Молодые люди получают основательные знания в сфере права, бухучета, стартовую информацию при подготовке к бизнесу. Вовлекаем в эту работу и инвалидов. На базе 185-й школы создан специально класс, в котором занимаются 2-3 группы инвалидов. У нас тут действует такая цепочка: школа набирает класс, а Академия наук, шефствующая над школой, выделяет преподавателей. Ну а наша фирма предоставляет рабочие места.
В.Романюк: В апреле с.г. проходил Первый Московский форум молодых предпринимателей. На форуме много говорилось о том, как и чему учить начинающих бизнесменов. Но в приватных беседах молодые люди говорили: полезно узнать, куда идти и к кому обращаться за деловой информацией, но гораздо интереснее было бы послушать действующего молодого предпринимателя: как он организовал свой бизнес, кто мешал и кто помогал, какие существуют «лазейки», и как делается «реальный» бизнес. Ну и, конечно, какие встречаются барьеры, криминальные разборки, мздоимство и др.
Антон ЯКОВЛЕВ, гендиректор ООО «Аскорик»: Когда задумываешь собственное дело, очень важно представлять себе перспективу и наблюдать опыт сверстников, а также тех, кто немного постарше. Одно дело слушать академические лекции по экономике и предпринимательству, другое — услышать рассказ товарища о практических буднях его предпринимательской деятельности и ситуациях, которые при этом возникают. Это молодежь воспринимает, для нее это поучительно. Сейчас у нас еще мало схем вовлечения молодежи в предпринимательство, обучения их навыкам предпринимательской деятельности в школах и вузах. Особую ставку надо делать на вузы. Школьный возраст — слишком ранний для предпринимательства, а студенты — это люди уже с первоначальным житейским опытом. Плохо то, что у студентов нет реальных стимулов бороться за «красный диплом». В советские времена такие стимулы были в виде льгот при распределении на работу после окончания курса обучения. Прочему бы сейчас не ввести в правило предоставление обладателям «красного диплома» возможности работы в компаниях с хорошими перспективами карьерного роста? Я думаю, что и многие компании были бы заинтересованы заполучать наиболее способных выпускников. Сотрудничество с такими компаниями лучшие ученики могли бы начинать еще во время производственной практики.
Вопрос: У вас лично бизнес успешен. На чем базировался успех? На вузовских знаниях?
— Знания, конечно, помогают. Но еще до вуза я закончил бизнес-школу. Имело большое значение и то, что во время учебы среди моих друзей — студентов многие стремились заняться каким-либо бизнесом. Это тоже была школа вхождения в рынок. Например, один из моих знакомых карьеру в компании «Евросеть» начал с курьера. Сейчас он — заместитель руководителя юридической службы фирмы. Одновременно ведет и собственное малое предприятие.
— А на какие деньги начинали свой бизнес?
— Чаще всего стартовый капитал — это первоначальные заработки по найму. Бывает, помогут родители своими накоплениями, но такую помощь могут получить немногие.
Юрий ЛИТВИНОВ, руководитель филиала Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов: Наш штаб не занимается вопросами трудоустройства студентов. Это своеобразная управляющая компания, которая состоит из десяти директоров филиалов, каждый из которых отвечает за определенное направление деятельности по участию студентов в реализации программы «Молодежь Москвы». Я лично курирую в штабе вопросы малого предпринимательства. Видимо, поэтому меня пригласили в молодежную команду дублеров в качестве советника руководителя Департамента поддержки и развития МП Михаила Вышегородцева по молодежному бизнесу. Но сказать по правде, моя работа в штабе больше носила характер менеджмента, чем предпринимательства. Тем не менее нам удалось разработать и реализовать ряд успешных бизнес-проектов. Прежде всего это создание «Графити — центра». Он начинался с инициативы студентов, когда возникла необходимость в разрисовке рекламных стендов. Теперь он работает уже по заявкам управ и префектур всех округов Москвы на художественное оформление не только рекламных стендов, но и зданий, дворов. У нас работают только студенты. Школьников мы не привлекаем по той причине, что возникают вопросы с правовым оформлением несовершеннолетних.
Денис САВУШКИН, зам. председателя Комитета недвижимости МАП: Это проблема решаемая. Есть такая организация — Московский центр трудоустройства и занятости молодежи «Перспектива». Там занимаются именно с ребятами 14-18 лет: если вы к ним обратитесь, всегда помогут. У нас все еще много молодежи, которая не знает, куда приложить руки. Это во многом происходит из-за того, что ДЕЗам удобнее и выгоднее заниматься не организацией молодежных отрядов, а нанять для выполнения нужных им работ приезжих из регионов и стран СНГ. Может быть, предложить Правительству Москвы законодательно предписать хозяйственным службам города предоставлять молодежным отрядам определенный фронт работ?
Реплика: Мы так активно обсуждаем проблемы занятости молодежи, будто молодежь — единственно возможный источник пополнения численности малого предпринимательства.
Оксана БОРИСОВА, гл. специалист отдела профобучения Московского женского делового центра: Через наш центр попадают в бизнес в основном женщины не молодежного возраста. У нас они проходят два бизнес-курса — организация бизнеса и управление предприятием. Те, кто хочет открыть собственное дело, проходят тестирование, разрабатывают бизнес-планы и защищают их. Для тех же, кто не решается открывать собственное дело, мы предлагаем вакансии для будущей работы из нашего электронного банка реальных вакансий.
Вопрос: А в вашем банке есть вакансии, по которым от претендента не требуется опыта работы? А то ведь везде требуют наличия опыта работы по избранной специальности — от года и более…
О.Борисова: Да, есть и такие вакансии, но, сами понимаете, уровень оплаты труда по таким вакансиям невысок. При нашем Центре создан и действует клуб женской деловой интеграции, который объединяет женщин уже имеющих собственный бизнес. Клуб специально создан для того, чтобы помогать им решать проблемы, которые возникают в процессе деятельности на рынке.
Андрей КОЛЕСНИКОВ, директор Бизнес-школы инноваций РГУ ИТП: Чтобы определить, кто и как поддерживает стартующий бизнес и как это правильно делать, на мой взгляд, сначала надо обозначить наиболее болезненные для начинающего предпринимателя проблемы. Вот эпизоды из моего собственного опыта. Замечу, что я вряд ли отношусь к числу совсем неподготовленных к предпринимательству: у меня высшее математическое и высшее экономическое образование. Первое — отечественное, второе — европейское. Не так давно я регистрировал свое ООО. Говорят, что налоговая при регистрации штампует документы не глядя. Это не совсем так — придираются к каждой запятой. Мне переделывать учредительные документы пришлось дважды и только с третьей попытки мою фирму зарегистрировали. А буквально вчера я сдавал первый баланс. На его подготовку потратил колоссальное количество времени. И все равно его пришлось несколько раз переделывать. И это при том еще, что я лично хорошо знаком с руководителем 46-й налоговой инспекции Москвы, которая осуществляет регистрацию и с зам. руководителя Управления ФНС по г.Москве.
Человек же без специальной подготовки и практического опыта намучается с учредительными документами до крайности. И при этом за регистрацию предприятия надо заплатить немалые деньги. В 1987 году, когда после выхода закона «О кооперации» отдел Юрия Лужкова в Моссовете начал регистрацию первых коммерческих предприятий, вхождение на рынок не стоило ни копейки, плюс налоговые льготы в первые годы деятельности. Сейчас ситуация в Москве сильно изменилась. Выход на рынок затруднен. Даже среди городов РФ Москва по комфортности бизнес — климата находится во второй полусотне. Кроме того, в последнее время резко усилилось давление на малые предприятия в сфере потребительского рынка. Закон 102-ФЗ приводит к закрытию на наших глазах сотен и тысяч небольших стационарных продовольственных магазинов. У нас правительственные органы просто не чувствуют опасности для экономики в этой концентрации капитала и монополизации рынков, в результате бизнес съедает сам себя и становится неконкурентоспособным.
Татьяна КОШЕЛЕВА, гендиректор Центра делового консультирования и независимых экспертиз: Бывший советник Президента РФ по экономике Андрей Илларионов еще до своей отставки сказал, что малый бизнес вообще поддерживать не надо, тем более на начальном этапе вхождения его в рынок. Я тогда была просто возмущена такой позицией. Но прошло около полугода, и я с ним согласилась, потому что пришла к выводу: поддержка наша как бы затягивает петлю на шее начинающего предпринимателя. Он надеется на то, что сможет создать эффективный бизнес — мы поддерживаем его в этом. Он берет кредиты, влезает в долги, а потом убеждается, что развиться не сможет и закрывается с огромными убытками. Сейчас в Москве ситуация такая, что уже многие давно работающие малые предприятия подумывают о закрытии. Очень часто им оказывается не под силу даже возросшая арендная плата. А если предприниматель только стартует, в такой ситуации ему вряд ли удастся выжить.
Вопрос: А если ему дадут субвенцию? Ее ведь возвращать не надо.
— Субвенцию, конечно, возвращать не надо. Но и дают ее далеко не всем.
С.Котов: Мы подталкиваем молодых в бизнес, зная, что завтра предприятия многих из них могут закрыться. Может быть, надо отследить хорошо этот путь выхода на рынок, сформировать оптимальные рекомендации и через правительство дублеров довести до официального рассмотрения?
Алексей ГЕРАСИМОВ, генеральный директор МАРП: Я думаю, начинать надо с другого. Любая государственная структура должна четко представлять, для чего ей нужен малый бизнес и определять те сектора экономики, где он будет полезен для государства. Исходя из этого, можно определять, каким образом производить конкурентный отбор, кому и в чем помогать. Регистрация предприятия — это не самое трудное при вхождении в бизнес. Проблема сдачи налоговой отчетности действительно возникает — малые предприятия слишком зажаты усложненными требованиями налогового учета. Здесь явно необходимо упрощение процедуры. Проблема, на мой взгляд, в том, кого из молодежи надо поддерживать на старте. Тот, кто решился открыть свое дело, должен четко представлять себе, какой хомут он кладет на свою шею. Рынок — штука жесткая, чтобы на нем удержаться, надо обладать навыками, волей, здоровьем. Научить человека создавать и вести бизнес нельзя, как нельзя человека научить быть лидером. Это дается от природы. А вот выделять из массы молодых людей с задатками лидеров нам надо научиться, и потом уже на них делать ставку, помогать им. Потому что бизнес — это настолько жесткая сфера, что и сильный человек может сломаться. Такими людьми и надо преумножать малый бизнес.
Иван НИКИТИН, председатель правления Московской ассоциации финансовой взаимопомощи предпринимательства: Наша ассоциация занимается тем, что выстраивает систему самофинансирования через создание сети кредитных потребительских кооперативов. Становясь членами таких кооперативов, и индивидуальные предприниматели, и юридические лица обретают возможность получать финансовую поддержку на открытие и развитие своего бизнеса. Это очень доступная форма поддержки. В качестве обеспечения займов в кооперативах выступают, как правило, поручительства членов ассоциации. Наши кредиты значительно дешевле банковских и получать их можно быстрее, без большой бюрократической волокиты. Для тех, кто только создает свое дело, это очень удобно. Наши возможности могли бы быть значительно больше, если бы мы были допущены к сотрудничеству с Фондом содействия кредитованию малых предприятий, который создается Департаментом поддержки и развития МП. Гарантии этого фонда значительно увеличили бы возможности финансовой поддержки начинающих предпринимателей со стороны кредитных кооперативов. Хочу надеяться, что это удастся реализовать.
Вопрос: И какой кредит можно получить в кредитном кооперативе?
И.Никитин: До миллиона рублей. Наш капитал образуется из членских и накопительных взносов. Заемных средств у нас практически нет, поэтому мы можем удерживать и невысокую процентную ставку.
Поддержка — это не раздача субвенций
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития МП Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Уважаемые коллеги! В моем понимании, поддержка малого предпринимательства — это не раздача субсидий и субвенций без возврата в бюджет города. Ведь какие бы большие средства ни выделялись городом на эти цели, все равно всех предпринимателей невозможно обеспечить финансами из бюджета. А обеспечить равный доступ к финансовым кредитным ресурсам, в том числе и в других регионах — это та задача, решить которую необходимо. И мы долго думали, как выстроить эту систему равного доступа к финансовым кредитным ресурсам всех предпринимателей. Самый оптимальный вариант — обеспечить получение предпринимателями поручительства Фонда, своеобразного залога через банк, потому что в основном отказ бизнесу происходит из-за того, что нет стопроцентного ликвидного залога или вообще какого-либо залога при получении кредитов в банках. Так появилось предложение о создании в городе Фонда содействия кредитованию малого бизнеса. Сегодня заемщик приходит в банк напрямую и просит средства для развития своего бизнеса. Кредитный комитет банка рассматривает эту заявку и принимает наиболее оптимальное решение из нескольких возможных. И мы, конечно, заинтересованы, чтобы проценты малый бизнес получал доступные — это одна из форм поддержки малого бизнеса: не любой бизнес-проект вытянет большие проценты.
Конечно, нужен какой-то «пряник» для привлечения молодых предпринимателей в сферу бизнеса. Принят закон о квотировании рабочих мест; создан фонд, средства которого могут быть использованы на трудоустройство молодых людей в возрасте до 18 лет, а также для социально незащищенных слоев населения. Эту работу ведет Центр занятости «Перспектива».
Банки неохотно кредитуют стартующий бизнес. Согласно статистике, в мире разоряется каждое десятое вновь создаваемое предприятие в течение первого года деятельности. Это огромный процент. А при российской финансовой неграмотности, типичном «авосе» и менталитете доверять деньги начинающему вообще сложно. Банк не может пойти на кредитование, зная, что каждый десятый кредит к нему не вернется. Поэтому не следует ругать банки за то, что они не кредитуют «старт-ап». Это все равно, что сказать человеку: ты плохой, потому что у тебя в кармане лежит сто рублей, а ты их не отдаешь нищему, который нуждается. Начинающий бизнесмен вполне может получить средства на создание бизнеса как физическое лицо. Это вопрос личной ответственности предпринимателя.
Допустим, предприниматель хочет открыть парикмахерскую. Мы его спрашиваем: а у вас есть разрешения, сертификаты, лицензии на данную деятельность? Рассказываем, как нужно оформить начало его предпринимательской деятельности. Я бы предложил не «игровую», а реальную поддержку при воплощении бизнес-идей молодежи в жизнь. Каждое заседание Финансовой комиссии показывает, насколько трудно стартовать малым предприятиям. Очень хорошо, когда молодые люди готовы стать руководителями малых предприятий. Но лишь немногим из них могут оказать поддержку родители — предложить стартовый капитал, разделить их бизнес для успешной самореализации своих выросших детей. Большинство заявляют о себе в бизнесе самостоятельно, без помощи родителей. Именно для таких необходимо выстроить систему поддержки. Я являюсь членом оргкомитета «Гражданской смены». Теперь возникла идея: помимо «Правительства дублеров» запустить новый проект — по вхождению молодежи в бизнес. В Департаменте поддержки и развития МП есть программа для стартующих предприятий, предусматривающая финансирование начинающих бизнесменов. А поскольку молодые люди, окончившие институт, и есть те самые начинающие, объединение идей «Гражданской смены» с поддержкой новых предприятий поможет молодым людям правильно оценить свои проекты и закрепиться в реальном малом бизнесе.
С сентября запланирована большая рекламная кампания, где город посредством наружной рекламы сможет популяризировать новую систему кредитования среди предпринимателей, и, соответственно, рекламировать участников этой работы. Постараемся в течение 2-3 месяцев активно участвовать в этой рекламе, чтобы довести до наших предпринимателей новую схему получения кредитов в городе Москве.
Александр ИОФФЕ, президент РАРМП: Селекция стартующего бизнесмена начинается со школы. Известно, что только небольшой процент молодежи сможет заняться бизнесом. И еще меньше — бизнесом успешным. Сколько бы мы ни звали школьников в бизнес, в конечном счете, реальными собственниками станут единицы. И, тем не менее, основы предпринимательской деятельности вводить в школе нужно, какую бы стезю ни избрали после для себя молодые люди. Любому вступающему в жизнь важно знать, как работают деньги, как собираются налоги и т.д. А став индивидуальным предпринимателем, каждому придется самому платить налоги, постигать, как работает экономика.
Конечно, работа со школьниками, ознакомление их с основными принципами предпринимательской деятельности — это даже не посев, а только подготовка почвы. От этой работы не надо ждать немедленной отдачи. Реальное привлечение в бизнес может состояться в возрасте, когда молодой человек не только получил теоретические знания в колледже или вузе, но и обрел первый удачный опыт работы по найму. Опыт, который позволяет ему прийти к выводу, что подобную работу он сможет вести самостоятельно. А лучшим стимулом вхождения в бизнес для таких молодых и даже не совсем молодых людей могли бы быть серьезные налоговые льготы в первые годы деятельности.
Для меня нет вопроса, нужно помогать стартующему бизнесу или нет. Стартующий — это тот, кто занимается бизнесом впервые, «с нуля». Тот, кто пять раз открывал и закрывал бизнес, не может быть отнесен к стартующим. После многих попыток дело вообще может кончиться фиаско, и человек пойдет на госслужбу или на крупную фирму — в чужой бизнес. Трагедии тут нет. Что касается успешного стартующего бизнеса, безусловно, поддерживать его нужно, и не только через механизм субвенций и субсидий, но и через банковские кредиты, через лизинг оборудования. Помимо разного рода финансовых схем, поддержка стартующего бизнеса может осуществляться через обучение, информирование и консультирование по разным аспектам ведения бизнеса. Плюс решение проблемы нежилых помещений, преодоление налогового беспредела, административные барьеры. У нас в стране пока не создано благоприятного поля для бизнеса, тем более стартующего. Те, кто считает, что достаточно создать благоприятный климат — и все завертится, глубоко заблуждаются. Именно обучение, информирование и консультирование решают нам базовые задачи старта в бизнесе, но такую поддержку, осуществляемую по коммерческим расценкам, стартующий бизнес просто не потянет — нужна поддержка государства.
Сложный вопрос: как вовлекать людей с бизнес? С одной стороны, мы призываем: «Молодежь — в бизнес!». С другой, мы не вправе скрывать трудности и проблемы, связанные с вхождением в бизнес: человек рискует деньгами и имуществом. Риск присутствует при создании стартового бизнеса и в других странах, у нас же накладываются на это неблагоприятная обстановка, массированный чиновничий беспредел и др. При всем при том немало молодых бизнесменов добиваются уже на старте прекрасных результатов, правда, приложив большие усилия — физические, психологические, вложив немалые средства, которые далеко не всегда возвращаются.
Наконец, следует сказать вот о чем. Стартующий бизнес — это не только молодежь, чрезмерный крен в сторону молодых начинающих предпринимателей не совсем верен. Стартуют не только молодые люди — в бизнес идут и имеющие определенный опыт, и решившие в зрелом возрасте реализоваться, создав свой бизнес, т.е. речь идет о людях разного возраста. Допустим, некая Марья Ивановна, поработав на заводе, стала после его банкротства менеджером по продажам, а затем, поднакопив денег, решила открыть свой магазинчик. Надо таким помогать? Безусловно. Хотя, конечно, с точки зрения перспектив нашего государства приоритетом в развитии бизнеса является молодежь. При этом я не вполне разделяю точку зрения тех, кто выражает беспокойство по поводу «старения» бизнеса. Много из малого бизнеса ушло, но много и пришло молодых, и ведь численность этого сектора экономики не уменьшается, а как раз растет.