Совершенствование учебных программ и педагогического процесса за счет использования информационных технологий

Источник: E-xecutive

Современная школа бизнеса должна приложить все усилия для использования полного спектра информационных технологий в процессе совершенствования как учебных программ, так и преподавания. Многие учебные заведения, в том числе и IMD, используют информационные технологии как основное средство обучения, особенно заочного. Современные методы уже укоренились в обычной стратегии школы бизнеса, а последний под их воздействием моди­фицируется. Среди наиболее распространенных технических средств обуче­ния — мультимедийные технологии, используемые в распространении резуль­татов исследований и педагогическом процессе, интернет-технологии, в том числе виртуальные аудитории, сетевое обучение и обмен информацией. Таким образом, для руководителя учебного заведения информационные тех­нологии чрезвычайно важны: следует принимать решения относительно со­отношения традиционного аудиторного и виртуального обучения. Также надо определиться, насколько глубоко вникать в такие детали, как виды платформ и программного обеспечения, использование и стоимость компью­терных сетей. Примеры из деятельности IMD и других передовых школ биз­неса, использующих информационные технологии, могут оказаться полезны­ми деканам учебных заведений в трудном вопросе определения места передо­вых средств обучения в развивающихся стратегиях.

По мнению Джеймса Дудерштадта, «наиболее существенное влияние на наш мир информационных технологий проявляется не в постоянном росте мощности компьютеров. Оно заключено в принципиальном увеличении объема передаваемой цифровой информации. Вследствие этого быстро эволюционирует природа взаимодействия человека с ми­ром чисел, а при помощи компьютеров и с другими людьми. Мы про­двинулись от простой пересылки текста в ходе электронных конферен­ций к графическим пользовательским интерфейсам, к передаче звука и изображения. При быстром развитии сенсоров и робототехники скоро станут доступны дистанционные действия и ощущения»1.

Очевидно, опираясь на информационные технологии, школа бизне­са может поднять уровень как учебных программ, так и преподавания. Я бы даже сказал: не может, а должна. Мы знаем много примеров пре­доставления информации в аудио- и видеоформате, использования интернета, интранета и серверов, распространения обучающего материала на компакт-дисках. Информационные технологии дают уникальные воз­можности для прорыва в области предложения эффективных учебных программ, рассчитанных на менеджеров, поскольку помимо прочего по­зволяют получать образование без отрыва от производства. Также нема­ловажно то, что новые технологии открывают новые возможности перед профессорами и преподавателями в области применения новых методик, повышающих качество обучения.

Информационные технологии стали инструментом обучения в ауди­ториях современных школ бизнеса. Виртуальное обучение быстро пре­вращается в неотъемлемый компонент практически любой программы. Сети и основанное на них обучение занимают ключевое положение в программах различных школ бизнеса. Роули и соавторы перечислили некоторые из этих учебных заведений: Западный губернаторский уни­верситет (Western Governor’s University), Виртуальный оперативный университет (Virtual Online University), Открытый университет Катало­нии (Open University of Catalonia), Всемирный университет IBM (IBM Global Campus), Всемирная сетевая академия (Global Network Academy), World Space, Inc2. Мы наблюдаем отчетливое усиление тенденции рос­та доли виртуальных и сетевых университетов и иных высших учебных заведений.

Реальностью стало заочное обучение. Студенты, используя порта­тивные компьютеры (лэптопы), самостоятельно проводят исследования различных проблем, которые иногда ведут к получению научных степе­ней. Эта сфера деятельности стремительно расширяется, может быть, под воздействием передового опыта Открытого университета. Тем не менее слушатели в большей или меньшей степени участвуют и в реаль­ных аудиторных занятиях, например по выходным. Такие персональные контакты усиливают мотивацию и устанавливают между участниками доверительные отношения.

Руководство IMD рассматривает заочное обучение с использовани­ем интернета и других цифровых технологий исключительно как до­полнение к аудиторному. В качестве примера разрешите привести нашу программу МВА для менеджеров (ЕМВА)3. Виртуальное обучение до­полняет курс продолжительностью 19 недель. Мы считаем виртуальную составляющую приблизительным эквивалентом 19 недель очных заня­тий. Программа индивидуального обучения подразделяется на следую­щие области:

·начальное обучение, в том числе заочная проверка знаний;

·работа над проектами, часто совместная с другими участниками про­граммы, и поддержание обратной связи посредством интернета;

·поиск решения проблем, касающихся немасштабных практических ситуаций, с обратной связью через интернет;

·использование интернета для поиска исходных материалов как для перечисленных выше видов деятельности, так и для подготовки студентов к нескольким неделям практики в отдаленных районах, явля­ющейся составной частью программы, например в Шанхае, Ирлан­дии, Силиконовой долине и так далее.

Еще одна успешная программа IMD, предусматривающая значи­тельный объем индивидуального заочного обучения, — «Building on Ta­lent» (ВОТ)4. Перед тем как ее участники впервые соберутся на две неде­ли в IMD, они должны выполнить изрядный объем индивидуальной тех­нической работы. Между первой и второй, последней, недельной сессией участники программы в рамках виртуального обучения коллективно трудятся над обширными проектами. Виртуальная компонента курса, длящаяся около трех недель, более или менее эквивалентна по объему очной части обучения в IMD.

Выгода подобной практики очевидна. Во-первых, студенты могут изу­чать базовые темы дома, экономя таким образом дорогое время, которое иначе пришлось бы проводить в IMD. Во-вторых, участники программы могут разрабатывать проекты без отрыва от производства. И в-третьих, возможно составлять учебную программу с учетом своего расписания и способностей.

Виртуальное обучение не является привилегией индивидуальных студентов. Сотрудники IMD разрабатывают схемы внутрикорпоратив­ного виртуального обучения, представляющего собой гибрид заочного и аудиторного преподавания либо на базе IMD, либо на территории кор­порации — партнера по обучению, но с участием профессоров школы. Наша школа создала серию виртуальных практических примеров для лидирующих в своих отраслях глобальных компаний, специализирую­щихся в автомобилестроении и телекоммуникациях. Доступные в ин­тернете, эти примеры из практики позволили преподавателям IMD формулировать задачи по данным темам, которые студенты должны ре­шить до начала аудиторных занятий. Одно из преимуществ виртуально­го ситуационного анализа состоит в предоставлении участникам про­грамм немедленного доступа к необходимой исходной информации: фактам конкуренции и сведениям о рыночном спросе. Другими слова­ми, слушатели получают возможность произвести отраслевой анализ до аудиторного обсуждения. Занятия по ситуационному анализу в режиме реального времени также позволяют студентам получать немедленный доступ к большому объему дополнительных источников, в том числе к описанию методик анализа, примерам его проведения на фактиче­ском материале, касающимся привлекательности различных стран и так далее, публикуемым IMD в «World Competitiveness Yearbook»5. Кроме того, предлагаются видеозаписи рассказов менеджеров о стоящих перед ними проблемах. Все эти материалы изучаются в ходе самостоятельной подготовки, после чего участники программы также в режиме реально­го времени обсуждают их с профессорами IMD. Завершается такая ра­бота живой дискуссией.

Преимущества нашего подхода очевидны: большое число студентов получают возможность быстро и глубоко усвоить тему, причем без отры­ва от производства. Участникам программы предоставляют более полную базу реальных данных, что расширяет возможность выбора и повышает точность оценки их актуальности. Это уже стоит ближе к практическому опыту менеджеров, чем традиционные «бумажные» искусственные ситуа­ции в соответствующей отрасли, которые выбирает профессор, — конку­рентоспособность и иные материалы исследований. При необходимости возможно взаимодействие с коллегами. В целом обучение становится до­статочно гибким, чтобы удовлетворять запросы и потребности каждого студента в большей степени, чем это обеспечивается классической ауди­торной дискуссией. При таком сочетании виртуального и реального обу­чения финальное занятие по ситуационному анализу — лишь небольшая часть ценности, создаваемой в ходе обучения.

Информационные технологии, может быть, уже влияли на препода­вание учебных программ в IMD, но какова степень воздействия новых методов на корпоративные университеты? Каким образом они отра­жаются на их деятельности, видоизменяют сотрудничество со школами бизнеса, например с IMD? Как правило, деятельность корпоративного университета разворачивается вокруг программных элементов, которые, будучи сведенными воедино, образуют законченную программу. Про­граммы такого рода, в свою очередь, становятся модулями промежуточ­ного плана, на основании которого формируется спектр предложений корпоративного университета. Классические корпоративные универ­ситеты проводят аудиторные занятия для своих слушателей. Но време­на меняются! Все чаще подобное обучение становится в значительной степени виртуальным, заочным (по крайней мере, заочное обучение за­нимает значительную часть расписания). Ведущие школы уровня IMD во все большей степени считают себя партнерами корпоративных уни­верситетов, а не «субподрядчиками» программ или их частей. Школы бизнеса принимают на себя ответственность за все программы и (или) даже за подбор их участников. Движущей силой такого партнерства опять выступают информационные технологии. Более того, школы биз­неса сами становятся членами сетей, а их основные клиенты — члена­ми школьных сетей, основанных на интернет-технологиях. Для IMD это участники виртуальных программ «Partner» и «Business Associate», наши компаньоны и деловые партнеры. И в этом случае информацион­ные технологии либо уже модифицировали, либо скоро преобразуют основную стратегию будущего ведущих учебных заведений.

Информационные технологии как средство обучения

Сегодня в любой школе бизнеса студенты в процессе аналитической работы должны иметь доступ к компьютерным базам данных. Благода­ря этой практике участники программ смогут ознакомиться с основной отраслевой информацией, корпоративными отчетами, примерами ситуа ционного анализа и финансовыми документами. Мультимедийные при­меры позволят студентам оперировать сведениями о многих новых спо­собах, которые помогут их аналитической деятельности и решению проблем. Электронные таблицы для работы с финансовыми данными уже стали общепринятыми. Все чаще студенты получают доступ к спе­циальным обучающим программам по основам бизнеса и по проверке усвоения материала. Таким образом, информационные технологии спо­собствуют обучению, помогая студентам усваивать новое, повторять пройденное, контролировать свой уровень знаний и даже общаться с профессорами в удобном режиме и в удобное время. Поскольку этот ас­пект применения информационных технологий общеизвестен, мы на нем останавливаться не будем. Однако использование мультимедийных средств в ситуационном анализе находится в зачаточном состоянии, хотя и является весьма многообещающим благодаря возможности соче­тать обмен информацией в аудио-, видео- и интернет-форматах, а так­же применять разнообразные обучающие методы. Они позволяют моде­лировать реальные ситуации реального бизнеса и представляют такой инструмент обучения, проигнорировать который не может себе позво­лить ни одна программа.

Использование мультимедийных технологий

Как мы уже говорили, сотрудники IMD, используя мультимедийные средства, разработали понятные практические ситуации для нескольких крупных корпораций, в том числе автомобильной и телекоммуникацион­ной. Они содержат большой объем сведений, дополняющих данные, ко­торые вы обычно собираете при «бумажных» исследованиях какой-либо фирмы или отрасли: вырезки или статьи, касающиеся состояния дел, на­пример, в автомобилестроении, фармакологии, банковской, гостиничной или туристической индустрии. Традиционно студенты в библиотеке об­ращаются к соответствующему разделу каталога, где находят годовые от­четы, различные газетные статьи, публикации об истории и перспективах отрасли, основных конкурентах, тенденциях и так далее. Собирая мате­риалы для подготовки к аудиторному занятию, посвященному положе­нию какой-либо фирмы в отрасли, студент при выборе относящихся к делу сведений вынужден часами копаться в горах бумаги.

Наши мультимедийные примеры для ситуационного анализа содер­жат ту же информацию с тем исключением, что она доступна в различ­ных формах: видеоинтервью с топ-менеджерами, потребителями и кон­курентами; базы данных, которыми студенты манипулируют на экране; вырезки статей, часто берущиеся прямо с сайтов изданий, доступ к от­раслевым сведениям, имеющимся в интернете, отсылки и прочее. Соче­тание графической информации, текста и звука многократно повышает эффективность обучения. Для доступа к различным сведениям доста­точно лишь щелкнуть по соответствующей пиктограмме и следовать указаниям компьютера. Среди прочих преимуществ такого подхода — более яркое представление материала, регулярно обновляемые, а сле­довательно, и более свежие интервью и другие сведения. Кроме того, студенты могут связаться со своей компанией по интернету, получая доступ к самой новой, жизненно важной внутрикорпоративной ин­формации.

Бесчисленные преимущества, которые предоставляют новые техно­логии школам бизнеса и их студентам, подпитывают популярность обу­чения. Прежде всего это новшество, и как все новинки, оно привлека­ет легионы поклонников из числа утомленных традиционным книжным образованием. Такой подход требует иных, современных стилей обуче­ния, удовлетворяющих всех студентов — от «слушателей» до «читате­лей», от тех, кто запоминает слова, до тех, кто запоминает изображе­ния, от нуждающихся в руководстве до предпочитающих доходить до всего своим умом. Небольшие и тоненькие компакт-диски содержат гигантский объем информации о компаниях или эпизодах из их прак­тики. Чтобы разместить данные о телекоммуникационной фирме, со­держащиеся на компакт-диске, потребуется полкомнаты традиционных носителей: бумаги, целлулоида и магнитных лент.

Возможность выхода на интернет-сайты уникальна и открывает сту­дентам, проводящим ситуационный анализ деятельности компаний, дверь в мир реального бизнеса в реальном времени. Использование компакт-дисков сближает профессоров и участников программ с фир­мами, как если бы те располагались через дорогу. Динамичная школа бизнеса, стремящаяся не отставать от новейших педагогических техно­логий, обязательно должна разрабатывать высококачественные научные данные на компакт-дисках.

Веб-технологии

Информационные системы, основанные на использовании всемир­ной паутины, все в большей степени определяют пути развития универ­ситетов и школ бизнеса. С интернет-, интранет- и веб-технологиями студенты и преподаватели обрели возможность взаимодействия в реаль­ном времени вне зависимости от своего местонахождения. Студент может, например, обсудить проблему, возникшую при работе над ре­альным отчетом о проекте по реальной теме в реальной фирме. Рас­смотрим, каким образом современный сетевой подход к обучению, основанный на виртуальных технологиях, может обеспечить проведение подобной дискуссии.

·Дискуссия может носить интерактивный характер, например, за счет   программы, имеющей встроенный блок моделирования, чтобы участники дискуссии получили возможность «обкатать» свои идеи и лучше прочувствовать последствия своих решений.

·В ходе обсуждения информация поставляется точно в срок, что помо­гает формулировать задачи и проблемы, которые, возможно, будут рас сматриваться в аудитории на занятиях по менеджменту. Студенты по­лучают важные сведения, не увязая в технических подробностях.

·Предоставление обратной связи, которая дает студенту возможность проверить уровень понимания различных концепций и уроков.

·Преподаватель может предоставить участнику программы персональ­ную обратную связь в режиме реального времени. При помощи сетей становится реальным проведение виртуальных семинаров, посвящен­ных проблемам, изучаемым студентами.

Таким образом, термин «обучающая сеть» лучше всего соответству­ет рассматриваемому педагогическому подходу. Поддержка обучающей сети поможет студенту производить более глубокий анализ, опериро­вать большим объемом новейшей информации, а при наличии обрат­ной связи советоваться с профессорами в режиме реального времени. Все это ускоряет обучение и повышает его качество. Прежде всего, обеспечен доступ к обширному объему оперативных данных, необ­ходимых для отраслевого анализа. Избавленные от сбора информации, участники программы сразу могут переходить к отбору необходимых сведений и непосредственному решению управленческих проблем.

Но это еще не все. Рассмотрим саму интерактивную природу этой формы обучения. Пользуясь обратной связью, студент может по мере готовности предоставлять результаты своей работы на суд профессоров, наставников и сокурсников, ускоряя таким образом интерактивный и итеративный процессы. Людей гораздо труднее собрать в одной комна­те, чем заставить сесть к экранам компьютеров. Теперь взаимодействие может осуществляться тогда, когда участники сочтут его наиболее по­лезным и удобным. Также студенты получают непосредственный доступ к наставникам и сокурсникам. Информационные технологии позволяют значительно облегчить контакты через интернет, интранет или серверы. Студент с помощью электронных средств связи может в режиме реаль­ного времени делиться опытом с коллегами и профессорами, которые выполняют роль судей в спорах. Этот интерактивный обмен знаниями смещает акцент в сторону взаимодействия, постепенно превращающе­гося в один из наиболее эффективных способов обучения.

Участие руководителя школы бизнеса

Сегодня заочное обучение — весьма сложный подход к работе с но­вейшими идеями и проблемами. Это совершенно естественный резуль­тат взаимодействия нескольких факторов, прежде всего способностей к повышению эффективности заочного обучения и ноу-хау процессов, способствующих этому. Кроме того, постоянно развиваются интерак­тивные свойства информационных технологий. Они уже позволяют поддерживать надежное взаимодействие и осуществлять относительно быструю обратную связь не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. И наконец, накапливаются педагогические знания об оптимальном способе использования виртуального обучения в расширенных «гибридных» учебных программах. Однако для полной реализации потенциала информационных технологий сделать предстоит еще очень много.

Какую стратегию следует избрать школе бизнеса для внедрения ин­формационных технологий с учетом уже достигнутого и огромного объема пока не выполненных работ? Другими словами, что делать руко­водителю учебного заведения? Надо ли, например, вникать в различные технические аспекты: выбирать программно-аппаратные платформы, стандарты и так далее? Конечно, нет. Главной целью должно стать дос­тижение максимальной гибкости, так что не стоит связывать школу конкретным технологическим решением, которое может быстро уста­реть. Я думаю, что руководителю лучше заняться педагогическими воп­росами, неразрывно связанными с технологическими. Оценивая уро­вень современности важнейших учебных платформ, легко сделать вывод о том, что существующие доступные платформы, например «обучающее пространство», изначально предназначались для студентов уровня бака­лавра или магистра. Скорее всего, эти платформы окажутся непригод­ными при создании программ, рассчитанных на топ-менеджеров. В свя­зи с этим руководству школы придется разработать собственную учеб­ную платформу, соответствующую потребностям иного уровня — более высокопоставленных и опытных клиентов. Такого подхода мы придер­живаемся в IMD.

Что же касается делового аспекта, то перед руководителем школы встает несколько вопросов. Один из них, самый очевидный, заключается в поощрении внедрения виртуальных средств в различные учебные курсы для того, чтобы максимально возможный объем базовой работы был сде­лан до занятий в школе бизнеса или в промежутках между программны­ми модулями. Эти мероприятия приведут к росту объема усваиваемого материала и сохранению времени аудиторных занятий для более продви­нутых дискуссий.

Второй вопрос заключается в укреплении взаимоотношений с изб­ранными компаниями, например для помощи их корпоративным уни­верситетам. Очевидно, для учебного заведения бизнес-решение такого рода принципиально важно. Если руководство сочтет, что от корпора­тивных университетов исходит угроза школе бизнеса, то предпочтет уклониться от сотрудничества. Однако контраргументом в этой ситуа­ции служит утверждение: из тех услуг, которые предлагает бизнес-шко­ла, в том числе педагогической поддержки (самостоятельный ввод предложений), и того, что я называю «каталитической помощью» пре­подавателей процессу обучения, может возникнуть мощный синергизм. Со своей стороны корпоративный университет может принести значи­тельный доход, включая оплату «каждого щелчка мыши», другими сло­вами, оплату каждого входа в базы обучающих материалов или резуль­татов проведенных исследований, разработанных школой бизнеса для корпоративного учебного заведения. Кроме того, корпоративный университет открывает школе бизнеса доступ к интересной клиентуре, осо­бенно если компания занимает передовые позиции.

Весьма привлекательны также и интеллектуальные вызовы, встающие перед профессорско-преподавательским коллективом, в том числе уме­ние обучаться от имени команды школы бизнеса. Я считаю, что решение о сотрудничестве с тем или иным корпоративным университетом оправ­дано до тех пор, пока академическое учреждение концентрируется на со­вместной работе с теми, с кем уже установлены долгосрочные отноше­ния, например, в рамках внутренних учебных фирм. Эти компании уже знают школу бизнеса и обладают гораздо более высоким «трамплином», с помощью которого внедрить новые технологии обучения вполне реально. Следовательно, поддержка корпоративных университетов становится не более чем расширением уже существующих внутрикорпоративных ини­циатив по обучению. С этой точки зрения обучение нового типа можно рассматривать как продукт естественной эволюции, а не результат ради­кальных перемен.

В заключение позволю себе заметить, что руководство школы биз­неса должно обратить особое внимание на возможность создания стра­тегических альянсов с иными учреждениями, использующими новые технологии. Для каждой клетки матрицы деятельности учебного заведе­ния необходимо выбрать желательный тип взаимоотношений с опреде­ленной внешней организацией, например с другими школами бизнеса, фирмами-поставщиками услуг и так далее. Так можно создать об­ширный набор предложений, конечно, в соответствии с планом этого набора. В случае отсутствия такого плана школа бизнеса имеет шанс очень легко и необратимо превратиться в субподрядчика, решающего проблемы в рамках чужих глобальных замыслов. Такой долгосрочный подход для лидера неприемлем. Но как только школа определила пере­чень программ, предусматривающих заочное обучение, будь то про­граммы стандартные, внутрикорпоративные или просто помощь корпо­ративному университету, руководители должны четко указать способы использования этого мощного оружия. Разрешите привести пример.

Виртуальное обучение

Как мы уже знаем, в одной из программ IMD — «Building on Ta­lent» — для виртуального обучения широко используются информаци­онные технологии6. Участники прибывают в школу сначала на две не­дели, а затем после перерыва — на третью. Перед первым приездом и между сессиями они активно используют интернет в работе над специ­альными проектами и при изучении сведений общего характера. Пре­подаватели IMD разработали ряд программных модулей по базовым темам, основанных на применении интернета. Они предназначены для поддержки обучения подходам и технике основного менеджмента, то есть тому, как аналитически решать общие задачи, стоящие перед биз­несом в области финансов, бухгалтерском учете и производственном менеджменте. Эти модули помогают студенту использовать аналитиче­ский аппарат для поиска особенных решений, а преподаватели поддер­живают его, объясняя типичные трудности. Такая практика позволяет слушателям заниматься самостоятельно, изучать темы, доступные без посторонней помощи, и не расходовать на это дорогое время пребыва­ния в IMD. Именно так, кстати, постигаются основы бухгалтерского учета и финансов. Самотестирование позволяет участнику программы определить свой уровень знаний.

Во время обучения в IMD доступны размещенные в интернете рас­ширенные индивидуальные модули обучения. Как правило, они содер­жат базовые знания о случаях из деятельности фирм, сведения об от­расли и тому подобную информацию в мультимедийном формате. Час­тично эти модули совпадают с только что описанными и помогают в анализе конкретных деловых проблем, почерпнутых из начальных кур­сов финансов, бухгалтерского учета, производственного менеджмента и так далее. Частично же посредством современных технологий обеспечи­вается непосредственный доступ к данным отраслевого анализа, необ­ходимым при разработке практических случаев. Таким образом, в про­цессе работы над деловой ситуацией студент не только читает и обсуж­дает ее, но и заходит в интернет в поисках исходной информации. Во многих случаях это подразумевает также и посещение сайтов изучаемых компаний. Не приходится говорить, что такой бесплатный источник обучающей информации постепенно приобретает решающую роль, так как использование интернета вносит в отраслевой анализ оживление и ощущение реальности.

Между двумя сессиями в IMD студенты интенсивно трудятся над заданиями, тесно взаимодействуя со своей командой через интернет по поводу особых ключевых проблем проектов. Кроме того, участники программы активно контактируют с наставниками (профессорами). В пе­рерывах между аудиторными занятиями слушатели разрабатывают сете­вые доклады перед очными выступлениями в IMD. Таким образом, зна­чительная часть обучения в рамках ВОТ основывается на командной работе над проектами через интернет.

Преимущества и недостатки виртуального обучения

Давайте представим программу, согласно которой все студенты по­лучают образование исключительно виртуально, то есть через интернет. Сегодня такое уже возможно. Подобный дистанционный подход к обучению обладает бесспорными преимуществами. Прежде всего стано­вится возможным сочетание занятий с повседневной трудовой деятель­ностью и усилиями, направленными на карьерный рост. Студенты мо­гут учиться на рабочем месте, на самом деле успешно учиться. Однако по-настоящему качественное образование нельзя получить лишь вирту­ально, дистанционно. Личное взаимодействие студента и профессора в совокупности с контактами с однокурсниками всегда будут играть важ ную роль. Результаты исследований «Training Magazine», например, сви­детельствуют: компьютерное обучение на 19% состоит из общения соб­ственно с машиной, на 70 — из аудиторного обучения и 11% приходят­ся на иные виды учебной деятельности. При детальном рассмотрении обучения при помощи компьютера установлено, что на долю использо­вания компакт-дисков приходится 28% программы, интранета — 26, других средств — 21, дискет — 17 и интернета — 8%7.

В конце концов обучение в значительной степени является функцией социализации, основанной на развитии восприятия при общении про­фессоров и студентов. Следовательно, обучение — процесс чрезвычайно сложный. Пиаже, например, утверждает, что дети обучаются прежде всего благодаря двум факторам, каждый из которых непосредственно обусловлен физиологическим развитием мозга. Во-первых, согласно мнению швейцарского психолога, за счет стимулирования обучения пу­тем взаимодействий со взрослыми, которое закладывает эти взаимодей­ствия в холистические рамки более полного познания явления. Во-вто­рых, обучение происходит в атмосфере гармонии и взаимного доверия ребенка и учителя.

Если мы захотим распространить наиболее важные аспекты процес­са быстрого обучения, происходящего, согласно теории швейцарского психолога, в детских умах, на бизнес-обучение, то нужно понять следу­ющее. Первый фактор (возможности восприятия) не поддается контро­лю со стороны человека, однако мы, бесспорно, можем влиять на вто­рой, то есть на взаимодействие студента с профессором и на создание атмосферы доверия как компонента обучения. Непосредственные кон­такты, таким образом, становятся не только неизбежными, но и весьма желательными8.

Если Пиаже прав в своих воззрениях, то воссоздать описанные им сложные процессы исключительно средствами виртуального обучения невозможно. Рассмотрим, например, природу взаимодействия сту­дент — преподаватель. Очевидно, мы в состоянии запрограммировать и предугадать лишь некоторые его способы, становящиеся благодаря это­му частью информационных методов обучения. Другими словами, это обедняет спектр отношений между студентом и преподавателями. По об­щему признанию, непосредственное взаимодействие студента с реаль­ными наставниками, пусть даже виртуальное, характеризуется гораздо большим количеством оттенков. И все же отсутствие личных контактов ограничивает возможности обучения. Еще более важна проблема создания доверительной обстановки между преподавателем и студентом. В кон­це концов доверие — категория межличностная. Во время обучения по­средством виртуальной сети вряд ли образуются подобные отношения. Следовательно, воспроизвести все богатство процесса обучения в пол­ном объеме лишь виртуальными средствами нельзя. Тем не менее я считаю, что можно повысить эффективно