Современная школа бизнеса должна приложить все усилия для использования полного спектра информационных технологий в процессе совершенствования как учебных программ, так и преподавания. Многие учебные заведения, в том числе и IMD, используют информационные технологии как основное средство обучения, особенно заочного. Современные методы уже укоренились в обычной стратегии школы бизнеса, а последний под их воздействием модифицируется. Среди наиболее распространенных технических средств обучения — мультимедийные технологии, используемые в распространении результатов исследований и педагогическом процессе, интернет-технологии, в том числе виртуальные аудитории, сетевое обучение и обмен информацией. Таким образом, для руководителя учебного заведения информационные технологии чрезвычайно важны: следует принимать решения относительно соотношения традиционного аудиторного и виртуального обучения. Также надо определиться, насколько глубоко вникать в такие детали, как виды платформ и программного обеспечения, использование и стоимость компьютерных сетей. Примеры из деятельности IMD и других передовых школ бизнеса, использующих информационные технологии, могут оказаться полезными деканам учебных заведений в трудном вопросе определения места передовых средств обучения в развивающихся стратегиях.
По мнению Джеймса Дудерштадта, «наиболее существенное влияние на наш мир информационных технологий проявляется не в постоянном росте мощности компьютеров. Оно заключено в принципиальном увеличении объема передаваемой цифровой информации. Вследствие этого быстро эволюционирует природа взаимодействия человека с миром чисел, а при помощи компьютеров и с другими людьми. Мы продвинулись от простой пересылки текста в ходе электронных конференций к графическим пользовательским интерфейсам, к передаче звука и изображения. При быстром развитии сенсоров и робототехники скоро станут доступны дистанционные действия и ощущения»1.
Очевидно, опираясь на информационные технологии, школа бизнеса может поднять уровень как учебных программ, так и преподавания. Я бы даже сказал: не может, а должна. Мы знаем много примеров предоставления информации в аудио- и видеоформате, использования интернета, интранета и серверов, распространения обучающего материала на компакт-дисках. Информационные технологии дают уникальные возможности для прорыва в области предложения эффективных учебных программ, рассчитанных на менеджеров, поскольку помимо прочего позволяют получать образование без отрыва от производства. Также немаловажно то, что новые технологии открывают новые возможности перед профессорами и преподавателями в области применения новых методик, повышающих качество обучения.
Информационные технологии стали инструментом обучения в аудиториях современных школ бизнеса. Виртуальное обучение быстро превращается в неотъемлемый компонент практически любой программы. Сети и основанное на них обучение занимают ключевое положение в программах различных школ бизнеса. Роули и соавторы перечислили некоторые из этих учебных заведений: Западный губернаторский университет (Western Governor’s University), Виртуальный оперативный университет (Virtual Online University), Открытый университет Каталонии (Open University of Catalonia), Всемирный университет IBM (IBM Global Campus), Всемирная сетевая академия (Global Network Academy), World Space, Inc2. Мы наблюдаем отчетливое усиление тенденции роста доли виртуальных и сетевых университетов и иных высших учебных заведений.
Реальностью стало заочное обучение. Студенты, используя портативные компьютеры (лэптопы), самостоятельно проводят исследования различных проблем, которые иногда ведут к получению научных степеней. Эта сфера деятельности стремительно расширяется, может быть, под воздействием передового опыта Открытого университета. Тем не менее слушатели в большей или меньшей степени участвуют и в реальных аудиторных занятиях, например по выходным. Такие персональные контакты усиливают мотивацию и устанавливают между участниками доверительные отношения.
Руководство IMD рассматривает заочное обучение с использованием интернета и других цифровых технологий исключительно как дополнение к аудиторному. В качестве примера разрешите привести нашу программу МВА для менеджеров (ЕМВА)3. Виртуальное обучение дополняет курс продолжительностью 19 недель. Мы считаем виртуальную составляющую приблизительным эквивалентом 19 недель очных занятий. Программа индивидуального обучения подразделяется на следующие области:
·начальное обучение, в том числе заочная проверка знаний;
·работа над проектами, часто совместная с другими участниками программы, и поддержание обратной связи посредством интернета;
·поиск решения проблем, касающихся немасштабных практических ситуаций, с обратной связью через интернет;
·использование интернета для поиска исходных материалов как для перечисленных выше видов деятельности, так и для подготовки студентов к нескольким неделям практики в отдаленных районах, являющейся составной частью программы, например в Шанхае, Ирландии, Силиконовой долине и так далее.
Еще одна успешная программа IMD, предусматривающая значительный объем индивидуального заочного обучения, — «Building on Talent» (ВОТ)4. Перед тем как ее участники впервые соберутся на две недели в IMD, они должны выполнить изрядный объем индивидуальной технической работы. Между первой и второй, последней, недельной сессией участники программы в рамках виртуального обучения коллективно трудятся над обширными проектами. Виртуальная компонента курса, длящаяся около трех недель, более или менее эквивалентна по объему очной части обучения в IMD.
Выгода подобной практики очевидна. Во-первых, студенты могут изучать базовые темы дома, экономя таким образом дорогое время, которое иначе пришлось бы проводить в IMD. Во-вторых, участники программы могут разрабатывать проекты без отрыва от производства. И в-третьих, возможно составлять учебную программу с учетом своего расписания и способностей.
Виртуальное обучение не является привилегией индивидуальных студентов. Сотрудники IMD разрабатывают схемы внутрикорпоративного виртуального обучения, представляющего собой гибрид заочного и аудиторного преподавания либо на базе IMD, либо на территории корпорации — партнера по обучению, но с участием профессоров школы. Наша школа создала серию виртуальных практических примеров для лидирующих в своих отраслях глобальных компаний, специализирующихся в автомобилестроении и телекоммуникациях. Доступные в интернете, эти примеры из практики позволили преподавателям IMD формулировать задачи по данным темам, которые студенты должны решить до начала аудиторных занятий. Одно из преимуществ виртуального ситуационного анализа состоит в предоставлении участникам программ немедленного доступа к необходимой исходной информации: фактам конкуренции и сведениям о рыночном спросе. Другими словами, слушатели получают возможность произвести отраслевой анализ до аудиторного обсуждения. Занятия по ситуационному анализу в режиме реального времени также позволяют студентам получать немедленный доступ к большому объему дополнительных источников, в том числе к описанию методик анализа, примерам его проведения на фактическом материале, касающимся привлекательности различных стран и так далее, публикуемым IMD в «World Competitiveness Yearbook»5. Кроме того, предлагаются видеозаписи рассказов менеджеров о стоящих перед ними проблемах. Все эти материалы изучаются в ходе самостоятельной подготовки, после чего участники программы также в режиме реального времени обсуждают их с профессорами IMD. Завершается такая работа живой дискуссией.
Преимущества нашего подхода очевидны: большое число студентов получают возможность быстро и глубоко усвоить тему, причем без отрыва от производства. Участникам программы предоставляют более полную базу реальных данных, что расширяет возможность выбора и повышает точность оценки их актуальности. Это уже стоит ближе к практическому опыту менеджеров, чем традиционные «бумажные» искусственные ситуации в соответствующей отрасли, которые выбирает профессор, — конкурентоспособность и иные материалы исследований. При необходимости возможно взаимодействие с коллегами. В целом обучение становится достаточно гибким, чтобы удовлетворять запросы и потребности каждого студента в большей степени, чем это обеспечивается классической аудиторной дискуссией. При таком сочетании виртуального и реального обучения финальное занятие по ситуационному анализу — лишь небольшая часть ценности, создаваемой в ходе обучения.
Информационные технологии, может быть, уже влияли на преподавание учебных программ в IMD, но какова степень воздействия новых методов на корпоративные университеты? Каким образом они отражаются на их деятельности, видоизменяют сотрудничество со школами бизнеса, например с IMD? Как правило, деятельность корпоративного университета разворачивается вокруг программных элементов, которые, будучи сведенными воедино, образуют законченную программу. Программы такого рода, в свою очередь, становятся модулями промежуточного плана, на основании которого формируется спектр предложений корпоративного университета. Классические корпоративные университеты проводят аудиторные занятия для своих слушателей. Но времена меняются! Все чаще подобное обучение становится в значительной степени виртуальным, заочным (по крайней мере, заочное обучение занимает значительную часть расписания). Ведущие школы уровня IMD во все большей степени считают себя партнерами корпоративных университетов, а не «субподрядчиками» программ или их частей. Школы бизнеса принимают на себя ответственность за все программы и (или) даже за подбор их участников. Движущей силой такого партнерства опять выступают информационные технологии. Более того, школы бизнеса сами становятся членами сетей, а их основные клиенты — членами школьных сетей, основанных на интернет-технологиях. Для IMD это участники виртуальных программ «Partner» и «Business Associate», наши компаньоны и деловые партнеры. И в этом случае информационные технологии либо уже модифицировали, либо скоро преобразуют основную стратегию будущего ведущих учебных заведений.
Информационные технологии как средство обучения
Сегодня в любой школе бизнеса студенты в процессе аналитической работы должны иметь доступ к компьютерным базам данных. Благодаря этой практике участники программ смогут ознакомиться с основной отраслевой информацией, корпоративными отчетами, примерами ситуа ционного анализа и финансовыми документами. Мультимедийные примеры позволят студентам оперировать сведениями о многих новых способах, которые помогут их аналитической деятельности и решению проблем. Электронные таблицы для работы с финансовыми данными уже стали общепринятыми. Все чаще студенты получают доступ к специальным обучающим программам по основам бизнеса и по проверке усвоения материала. Таким образом, информационные технологии способствуют обучению, помогая студентам усваивать новое, повторять пройденное, контролировать свой уровень знаний и даже общаться с профессорами в удобном режиме и в удобное время. Поскольку этот аспект применения информационных технологий общеизвестен, мы на нем останавливаться не будем. Однако использование мультимедийных средств в ситуационном анализе находится в зачаточном состоянии, хотя и является весьма многообещающим благодаря возможности сочетать обмен информацией в аудио-, видео- и интернет-форматах, а также применять разнообразные обучающие методы. Они позволяют моделировать реальные ситуации реального бизнеса и представляют такой инструмент обучения, проигнорировать который не может себе позволить ни одна программа.
Использование мультимедийных технологий
Как мы уже говорили, сотрудники IMD, используя мультимедийные средства, разработали понятные практические ситуации для нескольких крупных корпораций, в том числе автомобильной и телекоммуникационной. Они содержат большой объем сведений, дополняющих данные, которые вы обычно собираете при «бумажных» исследованиях какой-либо фирмы или отрасли: вырезки или статьи, касающиеся состояния дел, например, в автомобилестроении, фармакологии, банковской, гостиничной или туристической индустрии. Традиционно студенты в библиотеке обращаются к соответствующему разделу каталога, где находят годовые отчеты, различные газетные статьи, публикации об истории и перспективах отрасли, основных конкурентах, тенденциях и так далее. Собирая материалы для подготовки к аудиторному занятию, посвященному положению какой-либо фирмы в отрасли, студент при выборе относящихся к делу сведений вынужден часами копаться в горах бумаги.
Наши мультимедийные примеры для ситуационного анализа содержат ту же информацию с тем исключением, что она доступна в различных формах: видеоинтервью с топ-менеджерами, потребителями и конкурентами; базы данных, которыми студенты манипулируют на экране; вырезки статей, часто берущиеся прямо с сайтов изданий, доступ к отраслевым сведениям, имеющимся в интернете, отсылки и прочее. Сочетание графической информации, текста и звука многократно повышает эффективность обучения. Для доступа к различным сведениям достаточно лишь щелкнуть по соответствующей пиктограмме и следовать указаниям компьютера. Среди прочих преимуществ такого подхода — более яркое представление материала, регулярно обновляемые, а следовательно, и более свежие интервью и другие сведения. Кроме того, студенты могут связаться со своей компанией по интернету, получая доступ к самой новой, жизненно важной внутрикорпоративной информации.
Бесчисленные преимущества, которые предоставляют новые технологии школам бизнеса и их студентам, подпитывают популярность обучения. Прежде всего это новшество, и как все новинки, оно привлекает легионы поклонников из числа утомленных традиционным книжным образованием. Такой подход требует иных, современных стилей обучения, удовлетворяющих всех студентов — от «слушателей» до «читателей», от тех, кто запоминает слова, до тех, кто запоминает изображения, от нуждающихся в руководстве до предпочитающих доходить до всего своим умом. Небольшие и тоненькие компакт-диски содержат гигантский объем информации о компаниях или эпизодах из их практики. Чтобы разместить данные о телекоммуникационной фирме, содержащиеся на компакт-диске, потребуется полкомнаты традиционных носителей: бумаги, целлулоида и магнитных лент.
Возможность выхода на интернет-сайты уникальна и открывает студентам, проводящим ситуационный анализ деятельности компаний, дверь в мир реального бизнеса в реальном времени. Использование компакт-дисков сближает профессоров и участников программ с фирмами, как если бы те располагались через дорогу. Динамичная школа бизнеса, стремящаяся не отставать от новейших педагогических технологий, обязательно должна разрабатывать высококачественные научные данные на компакт-дисках.
Веб-технологии
Информационные системы, основанные на использовании всемирной паутины, все в большей степени определяют пути развития университетов и школ бизнеса. С интернет-, интранет- и веб-технологиями студенты и преподаватели обрели возможность взаимодействия в реальном времени вне зависимости от своего местонахождения. Студент может, например, обсудить проблему, возникшую при работе над реальным отчетом о проекте по реальной теме в реальной фирме. Рассмотрим, каким образом современный сетевой подход к обучению, основанный на виртуальных технологиях, может обеспечить проведение подобной дискуссии.
·Дискуссия может носить интерактивный характер, например, за счет программы, имеющей встроенный блок моделирования, чтобы участники дискуссии получили возможность «обкатать» свои идеи и лучше прочувствовать последствия своих решений.
·В ходе обсуждения информация поставляется точно в срок, что помогает формулировать задачи и проблемы, которые, возможно, будут рас сматриваться в аудитории на занятиях по менеджменту. Студенты получают важные сведения, не увязая в технических подробностях.
·Предоставление обратной связи, которая дает студенту возможность проверить уровень понимания различных концепций и уроков.
·Преподаватель может предоставить участнику программы персональную обратную связь в режиме реального времени. При помощи сетей становится реальным проведение виртуальных семинаров, посвященных проблемам, изучаемым студентами.
Таким образом, термин «обучающая сеть» лучше всего соответствует рассматриваемому педагогическому подходу. Поддержка обучающей сети поможет студенту производить более глубокий анализ, оперировать большим объемом новейшей информации, а при наличии обратной связи советоваться с профессорами в режиме реального времени. Все это ускоряет обучение и повышает его качество. Прежде всего, обеспечен доступ к обширному объему оперативных данных, необходимых для отраслевого анализа. Избавленные от сбора информации, участники программы сразу могут переходить к отбору необходимых сведений и непосредственному решению управленческих проблем.
Но это еще не все. Рассмотрим саму интерактивную природу этой формы обучения. Пользуясь обратной связью, студент может по мере готовности предоставлять результаты своей работы на суд профессоров, наставников и сокурсников, ускоряя таким образом интерактивный и итеративный процессы. Людей гораздо труднее собрать в одной комнате, чем заставить сесть к экранам компьютеров. Теперь взаимодействие может осуществляться тогда, когда участники сочтут его наиболее полезным и удобным. Также студенты получают непосредственный доступ к наставникам и сокурсникам. Информационные технологии позволяют значительно облегчить контакты через интернет, интранет или серверы. Студент с помощью электронных средств связи может в режиме реального времени делиться опытом с коллегами и профессорами, которые выполняют роль судей в спорах. Этот интерактивный обмен знаниями смещает акцент в сторону взаимодействия, постепенно превращающегося в один из наиболее эффективных способов обучения.
Участие руководителя школы бизнеса
Сегодня заочное обучение — весьма сложный подход к работе с новейшими идеями и проблемами. Это совершенно естественный результат взаимодействия нескольких факторов, прежде всего способностей к повышению эффективности заочного обучения и ноу-хау процессов, способствующих этому. Кроме того, постоянно развиваются интерактивные свойства информационных технологий. Они уже позволяют поддерживать надежное взаимодействие и осуществлять относительно быструю обратную связь не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. И наконец, накапливаются педагогические знания об оптимальном способе использования виртуального обучения в расширенных «гибридных» учебных программах. Однако для полной реализации потенциала информационных технологий сделать предстоит еще очень много.
Какую стратегию следует избрать школе бизнеса для внедрения информационных технологий с учетом уже достигнутого и огромного объема пока не выполненных работ? Другими словами, что делать руководителю учебного заведения? Надо ли, например, вникать в различные технические аспекты: выбирать программно-аппаратные платформы, стандарты и так далее? Конечно, нет. Главной целью должно стать достижение максимальной гибкости, так что не стоит связывать школу конкретным технологическим решением, которое может быстро устареть. Я думаю, что руководителю лучше заняться педагогическими вопросами, неразрывно связанными с технологическими. Оценивая уровень современности важнейших учебных платформ, легко сделать вывод о том, что существующие доступные платформы, например «обучающее пространство», изначально предназначались для студентов уровня бакалавра или магистра. Скорее всего, эти платформы окажутся непригодными при создании программ, рассчитанных на топ-менеджеров. В связи с этим руководству школы придется разработать собственную учебную платформу, соответствующую потребностям иного уровня — более высокопоставленных и опытных клиентов. Такого подхода мы придерживаемся в IMD.
Что же касается делового аспекта, то перед руководителем школы встает несколько вопросов. Один из них, самый очевидный, заключается в поощрении внедрения виртуальных средств в различные учебные курсы для того, чтобы максимально возможный объем базовой работы был сделан до занятий в школе бизнеса или в промежутках между программными модулями. Эти мероприятия приведут к росту объема усваиваемого материала и сохранению времени аудиторных занятий для более продвинутых дискуссий.
Второй вопрос заключается в укреплении взаимоотношений с избранными компаниями, например для помощи их корпоративным университетам. Очевидно, для учебного заведения бизнес-решение такого рода принципиально важно. Если руководство сочтет, что от корпоративных университетов исходит угроза школе бизнеса, то предпочтет уклониться от сотрудничества. Однако контраргументом в этой ситуации служит утверждение: из тех услуг, которые предлагает бизнес-школа, в том числе педагогической поддержки (самостоятельный ввод предложений), и того, что я называю «каталитической помощью» преподавателей процессу обучения, может возникнуть мощный синергизм. Со своей стороны корпоративный университет может принести значительный доход, включая оплату «каждого щелчка мыши», другими словами, оплату каждого входа в базы обучающих материалов или результатов проведенных исследований, разработанных школой бизнеса для корпоративного учебного заведения. Кроме того, корпоративный университет открывает школе бизнеса доступ к интересной клиентуре, особенно если компания занимает передовые позиции.
Весьма привлекательны также и интеллектуальные вызовы, встающие перед профессорско-преподавательским коллективом, в том числе умение обучаться от имени команды школы бизнеса. Я считаю, что решение о сотрудничестве с тем или иным корпоративным университетом оправдано до тех пор, пока академическое учреждение концентрируется на совместной работе с теми, с кем уже установлены долгосрочные отношения, например, в рамках внутренних учебных фирм. Эти компании уже знают школу бизнеса и обладают гораздо более высоким «трамплином», с помощью которого внедрить новые технологии обучения вполне реально. Следовательно, поддержка корпоративных университетов становится не более чем расширением уже существующих внутрикорпоративных инициатив по обучению. С этой точки зрения обучение нового типа можно рассматривать как продукт естественной эволюции, а не результат радикальных перемен.
В заключение позволю себе заметить, что руководство школы бизнеса должно обратить особое внимание на возможность создания стратегических альянсов с иными учреждениями, использующими новые технологии. Для каждой клетки матрицы деятельности учебного заведения необходимо выбрать желательный тип взаимоотношений с определенной внешней организацией, например с другими школами бизнеса, фирмами-поставщиками услуг и так далее. Так можно создать обширный набор предложений, конечно, в соответствии с планом этого набора. В случае отсутствия такого плана школа бизнеса имеет шанс очень легко и необратимо превратиться в субподрядчика, решающего проблемы в рамках чужих глобальных замыслов. Такой долгосрочный подход для лидера неприемлем. Но как только школа определила перечень программ, предусматривающих заочное обучение, будь то программы стандартные, внутрикорпоративные или просто помощь корпоративному университету, руководители должны четко указать способы использования этого мощного оружия. Разрешите привести пример.
Виртуальное обучение
Как мы уже знаем, в одной из программ IMD — «Building on Talent» — для виртуального обучения широко используются информационные технологии6. Участники прибывают в школу сначала на две недели, а затем после перерыва — на третью. Перед первым приездом и между сессиями они активно используют интернет в работе над специальными проектами и при изучении сведений общего характера. Преподаватели IMD разработали ряд программных модулей по базовым темам, основанных на применении интернета. Они предназначены для поддержки обучения подходам и технике основного менеджмента, то есть тому, как аналитически решать общие задачи, стоящие перед бизнесом в области финансов, бухгалтерском учете и производственном менеджменте. Эти модули помогают студенту использовать аналитический аппарат для поиска особенных решений, а преподаватели поддерживают его, объясняя типичные трудности. Такая практика позволяет слушателям заниматься самостоятельно, изучать темы, доступные без посторонней помощи, и не расходовать на это дорогое время пребывания в IMD. Именно так, кстати, постигаются основы бухгалтерского учета и финансов. Самотестирование позволяет участнику программы определить свой уровень знаний.
Во время обучения в IMD доступны размещенные в интернете расширенные индивидуальные модули обучения. Как правило, они содержат базовые знания о случаях из деятельности фирм, сведения об отрасли и тому подобную информацию в мультимедийном формате. Частично эти модули совпадают с только что описанными и помогают в анализе конкретных деловых проблем, почерпнутых из начальных курсов финансов, бухгалтерского учета, производственного менеджмента и так далее. Частично же посредством современных технологий обеспечивается непосредственный доступ к данным отраслевого анализа, необходимым при разработке практических случаев. Таким образом, в процессе работы над деловой ситуацией студент не только читает и обсуждает ее, но и заходит в интернет в поисках исходной информации. Во многих случаях это подразумевает также и посещение сайтов изучаемых компаний. Не приходится говорить, что такой бесплатный источник обучающей информации постепенно приобретает решающую роль, так как использование интернета вносит в отраслевой анализ оживление и ощущение реальности.
Между двумя сессиями в IMD студенты интенсивно трудятся над заданиями, тесно взаимодействуя со своей командой через интернет по поводу особых ключевых проблем проектов. Кроме того, участники программы активно контактируют с наставниками (профессорами). В перерывах между аудиторными занятиями слушатели разрабатывают сетевые доклады перед очными выступлениями в IMD. Таким образом, значительная часть обучения в рамках ВОТ основывается на командной работе над проектами через интернет.
Преимущества и недостатки виртуального обучения
Давайте представим программу, согласно которой все студенты получают образование исключительно виртуально, то есть через интернет. Сегодня такое уже возможно. Подобный дистанционный подход к обучению обладает бесспорными преимуществами. Прежде всего становится возможным сочетание занятий с повседневной трудовой деятельностью и усилиями, направленными на карьерный рост. Студенты могут учиться на рабочем месте, на самом деле успешно учиться. Однако по-настоящему качественное образование нельзя получить лишь виртуально, дистанционно. Личное взаимодействие студента и профессора в совокупности с контактами с однокурсниками всегда будут играть важ ную роль. Результаты исследований «Training Magazine», например, свидетельствуют: компьютерное обучение на 19% состоит из общения собственно с машиной, на 70 — из аудиторного обучения и 11% приходятся на иные виды учебной деятельности. При детальном рассмотрении обучения при помощи компьютера установлено, что на долю использования компакт-дисков приходится 28% программы, интранета — 26, других средств — 21, дискет — 17 и интернета — 8%7.
В конце концов обучение в значительной степени является функцией социализации, основанной на развитии восприятия при общении профессоров и студентов. Следовательно, обучение — процесс чрезвычайно сложный. Пиаже, например, утверждает, что дети обучаются прежде всего благодаря двум факторам, каждый из которых непосредственно обусловлен физиологическим развитием мозга. Во-первых, согласно мнению швейцарского психолога, за счет стимулирования обучения путем взаимодействий со взрослыми, которое закладывает эти взаимодействия в холистические рамки более полного познания явления. Во-вторых, обучение происходит в атмосфере гармонии и взаимного доверия ребенка и учителя.
Если мы захотим распространить наиболее важные аспекты процесса быстрого обучения, происходящего, согласно теории швейцарского психолога, в детских умах, на бизнес-обучение, то нужно понять следующее. Первый фактор (возможности восприятия) не поддается контролю со стороны человека, однако мы, бесспорно, можем влиять на второй, то есть на взаимодействие студента с профессором и на создание атмосферы доверия как компонента обучения. Непосредственные контакты, таким образом, становятся не только неизбежными, но и весьма желательными8.
Если Пиаже прав в своих воззрениях, то воссоздать описанные им сложные процессы исключительно средствами виртуального обучения невозможно. Рассмотрим, например, природу взаимодействия студент — преподаватель. Очевидно, мы в состоянии запрограммировать и предугадать лишь некоторые его способы, становящиеся благодаря этому частью информационных методов обучения. Другими словами, это обедняет спектр отношений между студентом и преподавателями. По общему признанию, непосредственное взаимодействие студента с реальными наставниками, пусть даже виртуальное, характеризуется гораздо большим количеством оттенков. И все же отсутствие личных контактов ограничивает возможности обучения. Еще более важна проблема создания доверительной обстановки между преподавателем и студентом. В конце концов доверие — категория межличностная. Во время обучения посредством виртуальной сети вряд ли образуются подобные отношения. Следовательно, воспроизвести все богатство процесса обучения в полном объеме лишь виртуальными средствами нельзя. Тем не менее я считаю, что можно повысить эффективно