Учимся управлять репутацией

Анастасия Иванова

Самым дорогостоящим и в то же время уязвимым активом любой компании в последнее время становится ее индивидуальный бренд. А это значит, что с каждым годом возрастает роль и значение специалистов по PR, маркетологов, бренд-менеджеров. О современном понимании управления репутацией и о программах, позволяющих освоить технологии управления имиджем, рассуждают участники круглого стола.

За имидж ответишь…

Редкий потребитель готов платить за товары неизвестного или тем более подозрительного производителя. Более того, общественное мнение нередко отказывает в доверии и качественным продуктам, если их изготовители забывают о продвижении собственного позитивного имиджа в массовом сознании.

«Хорошие навыки управления в сфере паблисити — показатель профессионализма не только для топ-менеджмента, но и для линейных сотрудников, — утверждает Андрей Шутов, руководитель образовательной программы «Связи с общественностью» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. — От того, насколько управленческие структуры в состоянии решать вопросы имиджа, зависит и конкурентоспособность компании. Те фирмы, которые успешно продвигают свою марку, очень хорошо знают эту закономерность».

И, тем не менее, «поддерживать средствами PR высокий уровень общественного интереса к той или иной компании все труднее, так как конкуренция постоянно возрастает, — считает Валерий Назаров, ректор Института деловой карьеры. — С помощью рекламы и иных мероприятий можно как повысить продажи, так и наоборот, вызвать разочарование потребителей. Поскольку репутация компании во многом создается ее менеджерами, им приходится вместе разделять успех или нести ответственность за неудачи».

Однако проблема в том, что найти на рынке или подготовить квалифицированного специалиста по управлению репутацией непросто. Вузовские преподаватели отмечают, что основная трудность носит методический характер. Совместить теоретические знания по психологии, маркетингу, брендингу и т.п. с практическими инструментами — задача не из легких.

Теория и практика: новые возможности

Формирование репутации базируется как на инструментах PR, так и на технологиях, применяемых бренд-менеджерами, маркетологами, сотрудниками отдела рекламы и т.д. Важно понимать, что оно не исчерпывается одной только «психологией маркетинга», хотя с этой дисциплиной, помогающей грамотно позиционировать марку, так или иначе сталкиваются все специалисты данного направления. Ольга Мельникова, руководитель направления «Связи с общественностью и СМИ» факультета психологии МГУ поясняет: «Рассмотрим, например, сферу образования. На данном рынке существует высокая конкуренция. Один вуз может выигрывать в ней за счет давних учебных традиций, фундаментальности подготовки, а другой —  опережать конкурентов по количеству программ и спецкурсов. Как с этой точки зрения может выглядеть управление  имиджем? Для «заслуженного» вуза  очень важно сломать образ консерватора, от которого не приходится ждать новизны, а для «новичка» — демонстрировать, что программы приносят реальную пользу, и практика идет не в ущерб теории».

Следует отметить, что отдельной специальности «управление репутацией» не существует. Тема работы с имиджем компании раскрывается внутри классических учебных программ  в сфере связей с общественностью, и они могут быть разной глубины и насыщенности. И лишь после получения диплома выпускники решают, кем стать: «пиарщиками», пресс-секретарями, имиджмейкерами или бренд-менеджерами. Поскольку их функциональные обязанности во многом пересекаются, создавать самостоятельные курсы по каждому направлению нецелесообразно.

«В базовые курсы по PR включаются такие направления как коммуникативный менеджмент, реклама в коммуникационном процессе, бренд-менеджмент, интегрированные маркетинговые коммуникации, управление медиа-компаниями, — рассказывает Андрей Шутов. — Существенное внимание уделяется сочетанию глубокой проработки теории с привлечением практиков, которые не читают привычных лекций, но ведут мастер-классы по перечисленным выше направлениям».

Ольга Мельникова добавляет, что существуют универсальные и давно известные приемы управления брендом: вывод на рынок новых товаров и услуг, завоевание рыночной доли конкурентов, расширение целевой аудитории. «Например, с этого года любой вуз может принимать в магистратуру не только специалистов своего профиля, но и выпускников любых вузов», — объясняет она.

Обязательная практика, направленная на выработку навыков по созданию паблисити, разработке имиджа, организации пресс-конференций и т.п., приводят к тому, что потенциальные работодатели воспринимают выпускников некоторых вузов как готовых специалистов, хотя они только что получили диплом. «В конечном итоге, результат деятельности вуза — не выданный диплом, а успешное развитие выпускника, — отмечает Валерий Назаров. — Построение карьеры, в том числе и в контексте управления репутацией (и собственным имиджем, и брендом компании), связано не столько с набором учебных дисциплин, сколько с приобретенным умением планировать свой профессиональный рост и достигать любых поставленных целей компании. Поэтому одной из главных задач обучения следует считать умение выпускника строить успешную карьеру в той области, которую он избрал».  

Подведем итоги. Поскольку репутация современной компании существенно влияет на ее капитализацию, значение специалистов в этой области будет с каждым годом только возрастать. Одновременно следует ожидать ужесточение требований к опыту и знаниям к специалистам этого профиля. Для того чтобы пройти путь от менеджера, занимающегося изготовлением сувенирной продукции, до директора по управлению корпоративным имиджем крупной корпорации предстоит много трудиться. А начинать надо с простого — выбора вуза и освоения теории. Ведь сегодня можно с уверенностью говорить, что диплом становится решающим фактором, влияющим на решение работодателя.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Учимся управлять репутацией

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.