Скорость создания (и освоения) новых знаний в современном бизнесе опережает учебные планы даже ведущих бизнес-школ. Учить только действующих менеджеров без отрыва от работы – таков рецепт экспертов. Однако в реальности политика приема на программы MBA в США парадоксальным образом развивается в противоположном направлении.
В последние годы многие известные западные эксперты в области бизнес-образования говорят и пишут о кризисе его традиционных форм — прежде всего, «классических» двухгодичных программ MBA. В основе кризиса – резкое ускорение изменений в бизнесе, превращение рабочего процесса во многих компаниях в непрерывное производство и использование новых знаний. Традиционные формы бизнес-образования сегодня далеко не всегда способны угнаться за практической экономикой знаний. Если менеджер работает в одной из компаний, построенной по принципам такой экономики, то он попросту отстанет за 2 года от своих коллег. Соответственно, все меньшее число успешных молодых сотрудников компаний изъявляют желание провести один-два года даже в самой престижной бизнес-школе. Поэтому состав слушателей на программах MBA в США и Европе заметно изменился в сторону большей доли студентов с минимальным опытом работы или вообще безо всякого опыта.
Вместе с тем доминирующая сегодня на Западе точка зрения на то, как можно вывести бизнес-образование из кризиса сводится к развитию всевозможных форм обучения без отрыва от основной работы. Например, свою точку зрения на решение проблем МВА предложили Джонатан Гослинг и Генри Минцберг совместно с коллегами из Institute of Management Bangalore (Индия), INSEAD (Франция), Lancaster University (Англия) и McGill University (Канада), а также представителями японских и корейских школ. Они изложили эту точку зрения в виде отдельной программы International Masters Program in Practicing Management, написанной на основе наиболее интересных инноваций в управленческом образовании и развитии менеджмента. В ее основе лежат 7 основных принципов, на которых, по мнению авторов, должно быть построено подлинное образование менеджера. Вот ключевые три из них.
Управленческое образование должно быть ограничено практикующими менеджерами, отобранными на основе их эффективности (performance). То есть отбор слушателей на программы должен проходить следующим образом: предоставлять менеджерам возможность самим доказать свою эффективность и лидерские качества в своих областях деятельности, а затем обратиться за рекомендациями к их непосредственным руководителям в компаниях, где они работают.
Управленческое образование и практика должны совпадать и быть интегрированы друг в друга. То есть менеджеры должны оставаться на своих рабочих местах, тогда их практический опыт и опыт образовательный будут тесно переплетены между собой.
Управленческое образование должно приумножать профессиональный и жизненный опыт. То есть менеджеры должны уметь оценивать теорию в собственных контекстах и перенести идеи кейсов на свою практику.
На сегодняшний день все вышеизложенное – это в основном теория или описание отдельных успешных экспериментов в наиболее новаторских школах. Практика же (например, американского бизнес-образования) часто парадоксальным образом развивается в противоположном направлении.
До 2006 года одним из обязательных условий поступление в бизнес-школу было наличие опыта работы в течение 5 лет. Данный отбор гарантировал обмен опытом между студентами, создавал насыщенный неоднородный фон в учебных группах, а также обеспечивал интереснейшие дискуссии на занятиях. Но за последние годы количество абитуриентов резко сократилось, и как решение проблемы многие бизнес-школы упразднили это требование.
По сообщениям из различных источников, количество студентов без опыта работы неуклонно растет, превращая обучение МВА из марафона в спринт. Washington University, The University of Texas, Stanford, Harvard и другие известные учебные заведения в текущем сезоне выборочно упразднят требование об обязательном наличии опыта работы. Данная политика позволит поступать в МВА сразу после окончания университета и наверняка увеличит количество абитуриентов.
По словам Джеймса Данко, декана Колледжа коммерции и финансов Университета Виллановы , подобное «снижение планки» не является решением вопроса. Во-первых, это проблема для работодателей. Если следовать здравому смыслу, станет очевидно, что человек, прошедший обучение в MBA сразу после высшей школы, по уровню практических знаний, зрелости и ожиданиям от собственной карьеры заметно уступает тому, кто проработал несколько лет в период между обучением. Во-вторых, студенты без опыта работы существенно снижают средние показатели уровня знаний всей учебной группы. Да и рынок говорит сам за себя: уровень зарплат двух данных категорий весьма неоднороден: человек с опытом работы получает значительно больше.
Данко считает, что наличие опыта работы должно быть самым главным требованием при зачислении в бизнес-школу. Все дело в том, что, проработав какое-то время, человек начинает понимать, в каком направлении дальше двигаться, как стать лидером в своей области, и тем самым найти пути реализации наиболее успешного продвижения по карьерной лестнице. Также он пояснил, что если бы количество студентов не падало столь стремительно, необходимость в таком шаге просто не имела бы место. Каким бы ни был МВА, в любом случае это бизнес, который привносит свои требования в образовательный процесс, но в любом случае необходимо искать иные пути решения данной проблемы.
Система бизнес-образования переживает не самые легкие времена, так как не отвечает требованиям современного бизнеса, и недобор студентов является только одной из проблем.
BusinessWeek провел исследование с целью определить, какое место среди топ-менеджеров занимают выпускники бизнес-школ. Опрос 500 ведущих топ-менеджеров показал, что только 146 из них имеют диплом МВА. Более того, среди дипломированных специалистов только 71 человек окончили одну из 10 ведущих бизнес-школ. И, наконец, толькодветретиобучалисьвтакихизвестныхшколах, как Harvard Business School, Stanford University’s Graduate School of Business и The University of Pennsylvania’s Wharton School.
По словам Дэвида Звейнера, вице-президента Hartford Financial Services Group Inc , для тех, кто ищет работу на самой вершине корпоративной иерархии, наличие степени МВА даже не является необходимым.
Если внимательно просмотреть достижения выпускников МВА, можно придти к выводу, что огромных зарплат достигли очень немногие. По исследованиям BusinessWeek, только один из 4000 выпускников достигает максимального успеха. Конечно, среди этого числа есть уже ушедшие в отставку, а также те, кто еще не набрался опыта, поэтому реальное положение дел несколько лучше. Также количество успешных топ-менеджеров варьируется в зависимости от бизнес-школы. Например, если в Гарварде достигает вершины в среднем один из 1,5 тыс. выпускников, то в Kellogg только один из 15 тыс.
Для многих МВА – это выбор времени, многие считают, что бизнес-школа – это дверь в высший топ-менеджмент, но если «копнуть глубже», станет очевидным, что ожидания от МВА несколько переоценены. Топ-менеджеры таких гигантов, как American Express, Citygroup, IBM, никогда не заканчивали бизнес-школ, что не помешало им выбиться в лидеры.
В наше время диплом о бизнес-образовании должен давать выпускнику преимущество в знаниях на несколько лет вперед, но исследования показывают, что МВА не успевает идти в ногу со временем. В отдельных случаях эффективность выпускников бизнес-школ несколько превосходит эффективность менеджеров, не проходивших обучение по программе МВА, но если взять средние показатели, картина меняется полностью: соотношение эффективности составляет 7,4 к 9,9% не в пользу МВА.
Благодаря всевозможным рейтингам самые известные бизнес-школы сделали себе отличную репутацию. Создав всевозможные условия, которые нравятся студентам, но никак не удовлетворяют современные требования к образованию, они достигли вершин популярности.
Еще одна особенность – очень жесткий отбор на вступительных испытаниях. Так, например, Гарвард принимает в свои стены только каждого десятого абитуриента. Поэтому люди, прошедшие отбор в одной из самых популярных бизнес-школ, по всей видимости, преуспели бы при любых обстоятельствах, даже если бы не пошли на программу МВА.
Так чем же так привлекает людей МВА? Ответ прост – хорошо разрекламированный и устоявшийся бренд. Будущие абитуриенты заинтересованы в поиске и выборе более популярной бизнес-школы, так как чем известнее школа, тем в последующем будет выше заработная плата, поэтому для бизнес-школ важнее реклама, а не качество обучения.
Пройдя обучение по программе МВА, выпускник должен быть готов к тому, что его образование может оказаться не таким значимым, каким казалось на первый взгляд, да и степень может не открыть дверь в топ-менеджмент, поэтому, прежде чем связать свою судьбу с бизнес-образованием, необходимо тщательно все продумать — может быть, есть более легкие пути достижения цели?
Поматериалам статей Degreed but Unprepared, Is The MBA Overrated?, Who Needs The Real World? журнала BusinessWeek