Обзор компаний-провайдеров Москвы, предлагающих бизнес-симуляции

Наталья Павловская Источник: Trainings

Симуляционные (имитационные) игры – один из самых популярных методов обучения и развития персонала в западной практике T&D (training&development). Популярность их неслучайная – они действительно эффективны. В России в корпоративном обучении они также широко используются, но информации об их применении крайне мало.

Тренинговые компании в использовании симуляционных игр делятся на две категории:

1.Предлагают симуляционную игру, как отдельный продукт компании со своим оригинальным названием. Он представляет собой «коробочную» программу в виде игры в течение 1-3 дней. Игра настраивается под заказчика, только если это позволяет сделать модель игры (так называемый «движок»). В этом случае игра продвигается на рынок как самостоятельный продукт компании.

2.Симуляционная игра, как небольшой фрагмент тренинга (до 0,5 дня). В этом случае компания предлагает тренинг, в рамках которого тренер используется различные методы обучения – решение кейсов, лекционную часть, упражнения, в том числе и симуляционную игру (ролевую, бизнес игру). Несмотря на то, что небольшая по длительности игра также имеет свое название (как большинство упражнений в тренингах), она не продвигается на рынок, как самостоятельный продукт.

Этот обзор посвящен определенному виду симуляционных игр:

1.продолжительных по времени (от 1 дня).

2.предлагаемых столичными компаниями-провайдерами

3.позиционируемых тренинговыми компаниями как самостоятельный продукт

В обзор не включены ВУЗы и бизнес-школы, которые, кстати, чаще тренинговых компаний используют в обучении симуляционные игры и готовы предлагать их для корпоративных заказчиков.

Реадкция Trainings.ru выражает глубокую благодарность компании ars vitae за помощь в сборе информации и подготовке обзора.

Компания Team Training.
Игра «Factory». Тип: бизнес-игра, 1 день.

Адаптирована для России в 2004 году. Направлена на ликвидацию финансовой безграмотности руководителей и сотрудников компаний. Разработка и внедрение «Factory» велась в Team Training International в Германии. В течение последних двух лет «Factory» вошла в практику обучения руководителей и нефинансовых специалистов не только в ФРГ, но и в других странах присутствия Team Training International. Осознавая пользу и перспективность симуляционной игры для обучения нефинансовых менеджеров в нашей стране, российская Team Training приобрела лицензию на «Factory» и обучила своих специалистов в Германии. Игра позволяет сотрудникам компании «прожить» в процессе игры несколько финансовых лет, отследить финансовые потоки компании, а также понять, как те или иные реформы влияют на эффективность компании. Кроме образовательной функции игра выполняет еще одну важную функцию – повышает лояльность персонала к проводимым компании преобразованиям, наглядно демонстрируя смысл нововведений.
Подробности


Компания IT expert.
Игра «Apollo 13 – an ITSM case experience™». Тип: компьютерная симуляция, 1 день.

Проводится с 2006 года, основана на реальных событиях, произошедших с космическим кораблем «Аполлон-13». Цель игры –продемонстрировать преимущества применения ITIL, глубже понять теорию ITIL и получить практический опыт работы в процессах ITIL.

ITIL (произносится как айтил) – библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов (best practice) организации работы ИТ подразделений или ИТ компаний. Множество частных и государственных компаний в разных странах мира, включая и Россию, добились значительных успехов, следуя изложенным в ITIL рекомендациям и принципам. В настоящее время ITIL является стандартом де-факто для ИТ.

Игра рассчитана на руководителей ИТ-подразделений и ведущих ИТ-специалистов различных компаний. Создатель игры — компания Gaming Works (Голландия).
Работая в команде, участники играют роли реальных специалистов центра управления полетами. Задача команды — обеспечить успешный запуск, пилотирование и возвращение корабля и его экипажа на Землю. Выполнив ее, участники знакомятся с преимуществами использования передового опыта, собранного в библиотеке ITIL, и испытывают их на себе.
В команде из 12 специалистов центра управления полетами разыгрывались события и обстоятельства четырех этапов миссии:

*Строительство и запуск ракеты

*Выход из земной орбиты и подлет к Луне

*Возвращение к Земле

*Вход в орбиту и приводнение

Каждый этап (раунд) игры проводится по специализированной методике, состоящей из следующих шагов: конструирование процесса, розыгрыш раунда, обсуждение и составление отчетов. По ходу игры наземному персоналу и экипажу для разрешения проблем и внесения своевременных изменений в конфигурацию и траекторию корабля требуются знания различных процессов ITIL.
Подробности

Компания CBSD.
Игры компании BTS (Швеция) “Основы ведения бизнеса”, “Рентабельность в управлении проектами” и “Эффективность продаж”. Тип: деловые настольные игры, однодневный курс.

Целью игр BTS является получение участниками практического опыта по управлению вымышленной компанией, а также применению усвоенных знаний и полученного опыта в ежедневной работе. Создавая ситуацию, в которой команды конкурируют между собой как на реальном рынке, симуляция BTS воспроизводит реалистичную бизнес-среду. Работая в группах с коллегами, участники могут обмениваться опытом и объединять свои навыки по различным функциям и областям компетенции – таких как анализ ситуаций, процесс принятия решения, анализ полученных результатов – и учиться на сделанных выводах.
Подробности

Компания Business Training Russia.

Представляет на рынке России восемь бизнес-симуляций: 5 лицензионных — «Apples&Oranges», «Decision Base», «Livon», «Tango», «Cayenne» и 3 игры собственной разработки — XF-Game (Кросс-функциональное взаимодействие), ∑-Industrial (Управление людьми и процессами) и Plan And Win (Управление продажами, анализ и планирование). Тип: настольная бизнес-игра-симулятор.

Специализация на бизнес-симуляционных играх — одно из ключевых направлений деятельности компании Business Training Russia. Компания адаптирует для России лицензионные бизнес-симуляторы от компании Celemi – ведущего мирового провайдера по разработке и проведению симуляционных игр. Business Training Russia активно разрабатывает также и собственные бизнес-симуляторы, чем специально занимается отдел разработок компании. Основным преимуществом Business Training Russia является тот факт, что это единственная в Росси компания, которая разрабатывает настольные симуляционные игры специально под заказчика, с учетом его стратегии и специфики отрасли, конкуренции и бизнес-процессов. Концепция бизнес-симуляторов заключается в обучении через практику, когда участники сами находят решения, опираясь на реалии своего бизнеса. В процессе проведения игр участники в группах руководят компаниями сначала на растущем, а потом высоко конкурентном рынке, используя стратегическое и операционное планирование, управление проектами, знания по финансовому управлению, умение использовать имеющиеся ресурсы наилучшим образом, а так же умение перестраивать бизнес под меняющиеся требования рынка. Участники также планируют маркетинговую активность, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, и строят «правильный» имидж и репутацию компании, согласно выбранной стратегии.
Подробности

Компания Advance Group.
Предлагает 4 симуляционные игры. Тип: деловые.

«Игра «Золото королей пустыни» уникальна, так как может использоваться в различных контекстах, давая при этом нужный результат. Игра позволяет включить в активные действия любое количество участников, при этом каждый имеет возможность проявить свою индивидуальность, поскольку работают участники в небольших командах, и командный результат зависит от каждого. С другой стороны, вы сможете не только «поднять боевой дух» своих сотрудников, но и сплотить свою команду, и как вариант, выявить существующих в ней лидеров», — Ирина Лазунина, руководитель отдела развития и оценки персонала, News Outdoor

«Руководящие сотрудники нашей компании принимали участие в двух моделирующих играх «Gold Of The Desert Kings» и «Promises, Promises!». Впечатления участников самые восторженные — игры яркие, динамичные, по-настоящему увлекательные. Для меня как для организатора обучения важно, какие изменения произошли в участниках, и тут я могу наблюдать, что игра направлена на навыки анализа информации, планирования, взаимодействия в команде, ведения переговоров, коммуникации.
Игра позволяет выявить привычные и зачастую недостаточно эффективные способы действия участников, а затем сделать их мишенью обсуждения. Преимуществом игр является то, что они позволяют вовлечь в развивающий процесс большие группы персонала, это и 70, и 100 чел., и даже больше. Там где лекция неэффективна, а тренинг невозможен, моделирующая игра работает», — Иветта Колымба, директор управления по развитию и обучению, ООО «ХК «Росгосстрах».
Подробности

Компания Max Management.
Тип: ролевая, продолжительностью 1 день.

3 игры:

*«Плохой – хороший босс» (развитие социально-психологической компетентности руководителя),

*«Теремок» (инсценировка сказки про то, как … в лесную корпорацию устраивались на работу, учит оценивать перспективность кандидата),

*«Наследство Восточного Правителя» (игра о навыках переговоров).

Подробности

Тренинговая компания ars vitae.

Ваши сотрудники построили Звездолет и улетели на другую планету. Они добывают там нефть, выдают кредиты, продают замороженные продукты марсианам или.… Нужное подчеркните или добавьте сюда то, чем занимаются Ваши сотрудники на Земле.

ars vitae разрабатывает и проводит Имитационные Игры для Больших групп.
Сценарий игры каждый разрабатывается под конкретный бизнес-процесс компании с учетом корпоративной культуры компании, специфических задач и возможностью провести игру на большое количество сотрудников (до 250 человек). Например, проработать коммуникативный процесс, устранить разногласия между back и front офисом, познакомить друг с другом кадровый резерв крупной регионально распределенной компании и т.д.

Уникальность игр ars vitaе в том, что бизнес-процессы и специфика компании вплетаются в сценарий, оторванный от реальности (путешествие на другую планету, параллельные миры, сказки и др.).
Подробности

Компания ADSR.
Тип игры: бизнес-игра, продолжительностью 1 день.

Четыре специализированные для сотрудников рекламных агентств и отделов рекламы компаний тематические бизнес-игры в рамках программы «Create to communicate!»: «Креативные идеи знака», «Креативные идеи для постеров и сценариев роликов», «Креативные идеи для рекламных кампаний», а также игру «Влияние коммуникации Заказчик-Рекламист на рекламный креатив».
Подробности

Компания «ТОП-КАДР».
Предлагает симуляционные бизнес-игры «Акции», «Акции-2», «Прибыль».

Первые две направлены на специалистов, ведущих стратегические переговоры, а игра «Прибыль» — на руководителей предприятия среднего и высшего звена.
«Акции-1». Данная игра имитирует реальное поле конкуренции и взаимодействия компаний-игроков одного рынка. Участники делятся на 5 мини-групп – команды по 2-3 человека, каждая мини-группа получает информацию о своих ресурсах на момент начала игры. Все команды имеют равный стартовый капитал, но состоящий из разных элементов: акций и денег на счету. На основе анализа полученной информации команды разрабатывают стратегию собственной работы на ближайшие часы. В ходе бизнес-игры игроки участвуют в 15 — 20 сессиях переговоров с другими командами с целью обмена, покупки, продажи акций, тактику которых они разрабатывают в мини-группах в ходе оперативных совещаний. Каждые полчаса тренером-ведущим дается новая вводная для тренировки навыка решения бизнес-задач в условиях постоянного изменения рынка. По окончании игры подводятся финансовые итоги, определяются победители. Затем проводится анализ продемонстрированной стратегии конкурентной борьбы и тактики ведения переговоров, применения манипуляций и контрманипуляций, распределения ролей в команде.

«Акции-2». Усложненный вариант игры «Акции -1».

«Прибыль».Цели проведения симуляционной бизнес-игры — развитие навыков анализа реальных и потенциальных ресурсов, анализа рисков, возможностей и угроз, стратегического и тактического планирования, принятия решений в условиях цейтнота и неопределенности, предпринимательского мышления и креативности, эффективного проведения оперативных совещаний, решения бизнес-задач в условиях постоянного изменения рынка и поступления новых вводных, командной работы.
Подробности

Компания DOOR Training & Consulting.
Игры «Бизнес-мышление», «Командная работа», «Развитие понимания бизнеса клиента». Тип: компьютерные симуляции, продолжительность 2 дня.

Симуляция «Бизнес-мышление».
Нацелена на развитие предпринимательского мышления среди менеджеров. На 2 дня сотрудники компании занимают позиции в совете директоров виртуальной компании, в результате чего лучше осознают роль и задачи руководства компании, освоят основы стратегического и тактического планирования, на практике поймут цели и стратегию Вашей компании, смогут связать цели и стратегии компании с показателями ежедневной работы.
Симуляция «Командная работа».
Улучшает кросс-функциональное взаимодействие. Руководители проходят двухдневную виртуальную стажировку в качестве менеджеров «чужих» отделов виртуальной компании, в результате чего осознают роль, задачи и профессиональный язык других бизнес-функций компании, получат опыт командной игры на результат в компании своих коллег – руководителей других отделов.
Симуляция «Развитие понимания бизнеса клиента».
Для решения задачи «понимание бизнеса клиента» сотрудники на 2 дня становятся руководителями предприятия, близкого по профилю к бизнесу ваших партнёров или заказчиков, в результате чего они освоят основы бизнеса клиента , осознают, как клиент принимает решения, будут чувствовать себя более уверенно при обсуждении коммерческих вопросов с клиентом.
Подробности

Компания STS.
Игра SimulTrain. Тип: компьютерная симуляция, продолжительность 2 сессии по 3-4 часа.

Через своих партнеров в России компании LICO, ArsVitae и Ланит предлагает компьютерную симуляцию SimulTrain, которая позволяет обучающимся объединить в единое целое знания по различным аспектам ведения проекта: затраты, окончательные сроки, качество, функциональные и человеческие факторы. Тренинг осуществляется в маленьких группах. Симулятор ставит перед группой задачи, очень разные по своей природе, и часто требующие быстрого принятия решения. Сразу же становятся видны последствия принятых решений, сразу же дается обратная связь. Такие человеческие факторы, как мотивация, командный дух и коммуникация действительно хорошо интегрированны в программу. В конце бизнес-симуляции участники оценивают себя, оценивают допущенные ошибки и уроки, полученные при работе в группе. Эта игра не требует много подготовки. Достаточно общего знания об управлении проектами, знание жизненного цикла проекта, знание диаграммы Гантта и сети операций. Обычно тренинг с использованием SimulTrain состоит из двух сессий длительностью 3-4 часов каждая. Сессии обязательно дополняются тренингом по ведению проктов.
Подробнее

Компания Бест-Тренинг.
Бизнес-игра «Homo managerus. Ресурсы роста». Тип: деловая игра, продолжительность 3 дня.

Цель игры: систематизировать знания в области современного управления, проверить «на прочность» практические деловые навыки. В течение 3 дней работы участники пройдут по циклу модели бизнес-среды, требующей аудита и переосмысления необходимых компетенций современного руководителя.
Формат: деловая игра с элементами интенсивного обучения, моделируемыми ситуациями, экспертными комментариями, теоретическими блоками, разбором конкретных ситуаций, задачами, упражнениями, тестами, ролевыми играми. Размер группы: 10 – 15 человек.
Структура дня:

*введение через актуальный бизнес-кейс

*5-ти часовое игровое моделирование

*1 час — аналитический обзор игрового блока.

День 1. Управление организацией в динамичной среде
Развитие организации – управление этапами развития
Пирамида навыков менеджера. Управленческий поединок
Модели стратегического менеджмента
Позиционирование от конкурентов. Маркетинговая олимпиада
День 2 . Навыки эффективного бизнес-общения
Деловая коммуникация
Стили ведения переговоров. Переговорные раунды
Работа в конфликтной ситуации
Психологические средства влияния
День 3. Креативность в бизнесе
Креативность в бизнесе: понятие, природа и механизмы, способы решения бизнес-задач творческим путем, как бороться со стереотипами
Принципы создания нестандартных решений
Проектная творческая олимпиада