О смешанном обучении

TCF

«Информация — Практика — Обратная связь — Контроль» — так выглядит цепочка эффективного обучения, и ни одним звеном меньше. Недостаточно высокое качество одного из звеньев резко снижает эффективность конечного результата. Однако поставить на поток этот процесс практически невозможно из−за большой величины затрат и необходимости постоянного и длительного отрыва от рабочего процесса.

Самостоятельная организация аудиторного обучения в компании (групповые игры, деловые дискуссии, форумы, семинары) хоть и позволяет сократить затраты на обучение, имеет свой минус — сбор сотрудников в одном месте и в одно время очень проблематичен для компаний с филиальной или холдинговой структурой, разобщенной как во времени, так и пространстве. Также имеют место быть и проблемы, связанные с поиском тренера и разработкой общего информационно-понятийного поля. Электронное обучение хорошо своей массовостью и возможностью охвата самых отдаленных территорий, но его «подводные камни» — дорогостоящее оборудование и высокие требования к технической оснащенности.

Вытекает логический вопрос: почему бы не организовать процесс обучения, включающий в себя все лучшие стороны перечисленных выше видов? И это оказалось очень неплохой идеей, в результате которой было разработано смешанное обучение — формат, в котором соединились все возможные событийно−ориентированные методики: курс видеолекций, блоки графических и текстовых материалов, системы контроля эффективности обучения. Преимущества смешанного обучения стали поводом для прошедшей 29 июня в Москве конференции учебного центра SRC. Создатели мультимедийной обучающей программы «Портфель Директора», основанной на практическом применении принципов смешанного обучения, выделили следующие преимущества процесса смешанного обучения:
• Отсутствие необходимости выбора одного, единственно правильного пути построения процесса обучения.
• Одновременное использование традиционных и новых форматов обучения, а также повышение уровня мотивации обучающихся за счет разнообразия элементов обучения.
• Снижение общих расходов на образование.
• Свобода компании в составлении собственного «смешанного» курса обучения путем выбора как «экономичных» способов донесения информации, так и более затратных вариантов, при необходимости.
• Сотрудники меньше отвлекаются от производственных задач за счет сокращения очной составляющей занятий.
• Возможность обучения различных целевых групп на единой методологической основе внутри одной компании. «Нам удалось совместить преимущества мультимедийных носителей информации с преимуществами смешанного обучения, — рассказывают создатели «Портфеля Директора».

— В результате появилась целостная система, предназначенная для повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена, а также специалистов компаний. В Программе блоками сгруппирована информация по следующим темам: «Стратегическое планирование бизнеса», «Служба маркетинга: организация, управление и контроль», «Финансовый менеджмент», «Системы управления персоналом и эффективный менеджмент».

За два прошедших года с помощью Программы успешно повысили уровень знаний по упомянутым выше бизнес−дисциплинам сотрудники 570 предприятий России и СНГ. 5000 специалистов успешно сдали итоговое тестирование и получили диплом учебного центра SRC. Программа получила профессиональную награду – серебряную медаль за лучшую разработку на Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2004», проводимом под эгидой Министерства образования РФ.

Сотрудники сталепромышленной компании «Тюмень» рассказали об алгоритме применения «Портфеля Директора», адаптированном для их компании. По Программе стали обучаться руководители отделов, начав с необходимого для них в настоящий момент модуля «Маркетинг». Ответственным за обучение был назначен руководитель отдела маркетинга. Группа специалистов собиралась в специально назначенное время в учебном классе и с помощью проектора просматривала нужную лекцию, а руководитель отдела маркетинга давал необходимые комментарии в течение всего процесса. У директора по маркетингу теперь есть структурированный материал, но нет необходимости тратить время на подготовку собственной программы обучения и тестирования и думать о наиболее комфортном и эффективном построении процесса обучения. Одновременно решается еще одна важная задача — подготовка внутрифирменных тренеров, отпадает необходимость приглашения внештатных консультантов.

«В нашей компании уделяется внимание обучению и руководителей, и рядового персонала в салонах, и руководителей среднего уровня, и даже владельцев компании, — рассказал Андрей Мудрый, директор по продажам компании «Mr. Doors». — Для руководителя набор образовательных блоков стандартный. Обычно сюда входят темы, которые изучают на программах МВА. Наполнение программ схожее: есть блок стратегических вопросов (стратегическое управление и стратегический маркетинг), есть финансовый блок и блок работы с персоналом. Я провел через общее тестирование всех специалистов, которые работают в нашей компании. Мы получили результаты, на основании которых я выстроил программу обучения каждого сотрудника. Больше всего коллективу понравилось то, что по Программе можно заниматься в удобное для себя время».

«По Программе мы планируем обучить сотрудников от начальников отделов и выше, — поделилась Елена Ивойлова, руководитель службы персонала компании «Старик Хоттабыч». — Когда в нашу компанию приходит новый сотрудник, он проходит обучение по программе «Портфель Директора». Это позволяет ему в дальнейшем быстрее находить взаимопонимание с коллегами, разговаривать с ними на одном языке».

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

О смешанном обучении

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.