О смешанном обучении

TCF

«Информация — Практика — Обратная связь — Контроль» — так выглядит цепочка эффективного обучения, и ни одним звеном меньше. Недостаточно высокое качество одного из звеньев резко снижает эффективность конечного результата. Однако поставить на поток этот процесс практически невозможно из−за большой величины затрат и необходимости постоянного и длительного отрыва от рабочего процесса.

Самостоятельная организация аудиторного обучения в компании (групповые игры, деловые дискуссии, форумы, семинары) хоть и позволяет сократить затраты на обучение, имеет свой минус — сбор сотрудников в одном месте и в одно время очень проблематичен для компаний с филиальной или холдинговой структурой, разобщенной как во времени, так и пространстве. Также имеют место быть и проблемы, связанные с поиском тренера и разработкой общего информационно-понятийного поля. Электронное обучение хорошо своей массовостью и возможностью охвата самых отдаленных территорий, но его «подводные камни» — дорогостоящее оборудование и высокие требования к технической оснащенности.

Вытекает логический вопрос: почему бы не организовать процесс обучения, включающий в себя все лучшие стороны перечисленных выше видов? И это оказалось очень неплохой идеей, в результате которой было разработано смешанное обучение — формат, в котором соединились все возможные событийно−ориентированные методики: курс видеолекций, блоки графических и текстовых материалов, системы контроля эффективности обучения. Преимущества смешанного обучения стали поводом для прошедшей 29 июня в Москве конференции учебного центра SRC. Создатели мультимедийной обучающей программы «Портфель Директора», основанной на практическом применении принципов смешанного обучения, выделили следующие преимущества процесса смешанного обучения:
• Отсутствие необходимости выбора одного, единственно правильного пути построения процесса обучения.
• Одновременное использование традиционных и новых форматов обучения, а также повышение уровня мотивации обучающихся за счет разнообразия элементов обучения.
• Снижение общих расходов на образование.
• Свобода компании в составлении собственного «смешанного» курса обучения путем выбора как «экономичных» способов донесения информации, так и более затратных вариантов, при необходимости.
• Сотрудники меньше отвлекаются от производственных задач за счет сокращения очной составляющей занятий.
• Возможность обучения различных целевых групп на единой методологической основе внутри одной компании. «Нам удалось совместить преимущества мультимедийных носителей информации с преимуществами смешанного обучения, — рассказывают создатели «Портфеля Директора».

— В результате появилась целостная система, предназначенная для повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена, а также специалистов компаний. В Программе блоками сгруппирована информация по следующим темам: «Стратегическое планирование бизнеса», «Служба маркетинга: организация, управление и контроль», «Финансовый менеджмент», «Системы управления персоналом и эффективный менеджмент».

За два прошедших года с помощью Программы успешно повысили уровень знаний по упомянутым выше бизнес−дисциплинам сотрудники 570 предприятий России и СНГ. 5000 специалистов успешно сдали итоговое тестирование и получили диплом учебного центра SRC. Программа получила профессиональную награду – серебряную медаль за лучшую разработку на Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2004», проводимом под эгидой Министерства образования РФ.

Сотрудники сталепромышленной компании «Тюмень» рассказали об алгоритме применения «Портфеля Директора», адаптированном для их компании. По Программе стали обучаться руководители отделов, начав с необходимого для них в настоящий момент модуля «Маркетинг». Ответственным за обучение был назначен руководитель отдела маркетинга. Группа специалистов собиралась в специально назначенное время в учебном классе и с помощью проектора просматривала нужную лекцию, а руководитель отдела маркетинга давал необходимые комментарии в течение всего процесса. У директора по маркетингу теперь есть структурированный материал, но нет необходимости тратить время на подготовку собственной программы обучения и тестирования и думать о наиболее комфортном и эффективном построении процесса обучения. Одновременно решается еще одна важная задача — подготовка внутрифирменных тренеров, отпадает необходимость приглашения внештатных консультантов.

«В нашей компании уделяется внимание обучению и руководителей, и рядового персонала в салонах, и руководителей среднего уровня, и даже владельцев компании, — рассказал Андрей Мудрый, директор по продажам компании «Mr. Doors». — Для руководителя набор образовательных блоков стандартный. Обычно сюда входят темы, которые изучают на программах МВА. Наполнение программ схожее: есть блок стратегических вопросов (стратегическое управление и стратегический маркетинг), есть финансовый блок и блок работы с персоналом. Я провел через общее тестирование всех специалистов, которые работают в нашей компании. Мы получили результаты, на основании которых я выстроил программу обучения каждого сотрудника. Больше всего коллективу понравилось то, что по Программе можно заниматься в удобное для себя время».

«По Программе мы планируем обучить сотрудников от начальников отделов и выше, — поделилась Елена Ивойлова, руководитель службы персонала компании «Старик Хоттабыч». — Когда в нашу компанию приходит новый сотрудник, он проходит обучение по программе «Портфель Директора». Это позволяет ему в дальнейшем быстрее находить взаимопонимание с коллегами, разговаривать с ними на одном языке».