Современный футбол – это огромный бизнес, сопряженный при этом со страстью и азартом миллионов поклонников. По количеству стран, являющихся ее полновесными членами, Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) опережает ООН. Если в FIFA входит 240 государств, то в ООН — 191. FIFA объединяет более 300 тыс. клубов и примерно 240 млн игроков. Согласно ее отчетам, она ежегодно получает прибыль в размере $700 млн, 96% которой составляют доходы от проведения футбольных соревнований.
Чемпионаты мира, эти огромные праздники всех футбольных фанатов, являются самым настоящим золотым дном как для FIFA, так и для устроителей соревнований. Если в 1984 году компании заплатили за информационное спонсорство $2 млрд, то в 2006 году – уже $16 млрд.
Согласно данным консалтинговой фирмы Deloitte & Touche, чемпионат мира 2002 года, который проходил в Южной Корее и Японии, принес организаторам прибыль в размере примерно $260 млн. Также, как считают некоторые аналитики, проведение чемпионата мира по футболу позволяет странам-организаторам увеличить темпы развития национальной экономики.
Футбольные клубы также имеют определенные доходы, однако здесь есть свои особенности. По большому счету, ни один футбольный клуб мира не может заработать только на продаже билетов, особенно в России, где ходить на стадион считается дорогим удовольствием. На Западе же продажа билетов на матчи не покрывает даже стоимости аренды земли под стадионом.
Поэтому основными источниками прибыли являются реклама, торговля сопутствующими товарами и продажа игроков. Хотя и здесь не все так однозначно.
В крупнейших чемпионатах — Италия, Англия, Испания и Германия — большую часть бюджета клубов составляют рекламные кампании. Договор с титульным спонсором, чей логотип нанесен на футболки игроков, приносит ведущим клубам десятки миллионов EURO в год. Договоры с телекомпаниями на показ матчей — сотни миллионов… Такие всемирно известные клубы, как «Реал» или «Манчестер Юнайтед» очень активно занимаются продвижением своего бренда в Японии и Китае, зарабатывая на нем огромные деньги. Покупка в последние пять лет «Реалом» Зидана, Бэкхема, Роналдо, Оуэна и Фигу принесло «галактикос» лишь один кубок Лиги чемпионов, но общеизвестно, что только на продажах маек Бэкхема в первый месяц его пребывания в Испании клуб окупил 20 процентов затрат на игрока.
Голландские и французские клубы, которые уже более десяти лет ничего серьезного на европейском уровне не выигрывали, зарабатывают только на игроках. Эти страны считаются крупнейшими «питомниками» по подготовке талантов. Из 18-19 летнего парня делают «звезду», пару сезонов засвечивают в Европе и продают за тройную, а то и больше, цену.
«Реал» и «Манчестер Юнайтед » являются самыми прибыльными клубами мира уже несколько лет подряд, хотя их спортивные результаты совсем не блещут в 21 веке. По прогнозам многих аналитиков, футбольный рынок Европы и России просто не выдержит дальнейшего развращения огромными суммами контрактов и обречен в ближайшие годы на дефолт. Кстати, года два назад в ведущих командах Европы уже началась кампания по урезанию действующих контрактов многих игрокам. Если Старый Свет не последует примеру американских спортивных лиг (НХЛ, НБА и других), где вводятся потолки командных зарплат, а бизнес действительно выгоден, то все это может очень печально закончиться.
Однако похоже, что футбольный рынок давно и тщательно готовится к тому, чтобы перевести складывающуюся ситуацию в цивилизованное русло путем подготовки специалистов в области футбольного менеджмента мирового уровня.
Еще в 1995 году FIFA совместно со швейцарским кантоном Нейшатель и местным университетом выступила соучредителем Международного центра по изучению спортивных дисциплин (International Center for Sports Studies — CIES).
С сентября 2000 года CIES координирует последипломный курс, ведущий к получению степени международного магистра в области управления, юридических и гуманитарных составляющих спорта (MA in Management, Law and Humanities of Sport). Его партнерами являются университет Нейшателя, английский университет Де Монфор и итальянская школа менеджмента Боккони.
Каждая из трех составляющих программы изучается в одном из вузов-партнеров. С августа по декабрь в университете Де Монфор студенты изучают гуманитарные аспекты спорта, к которым относятся история, социология и этика спорта, современные течения в спорте, профессионализация и коммерциализация спорта, британский опыт управления спортивными дисциплинами и интернационализации спорта. Также в курс первого цикла обучения входит методика проведения научных исследований.
В Боккони с января по март обучают управлению спортивной индустрией. Как и любая другая программа по менеджменту, она включает стратегию развития бизнеса, финансы, маркетинг, информационные и коммуникационные технологии и управление человеческими ресурсами.
Последние три месяца обучения (март-май) проходят в Нейшателе, где студентам преподают юридические аспекты, связанные со спортом.
Школа на курс ежегодно набирает 20-30 студентов, представляющих различные страны мира. Стоимость обучения составляет 20 тыс. швейцарских франков.
Хотя программу CIES и учредила FIFA, все же она не носит такого специализированного характера, как программа МВА в области индустрии футбола Школы управления Ливерпульского университета (University of Liverpool Management School). Она была открыта в 1997 году. Если программа CIES рассчитана на профессионалов спортивного рынка, то на свою Ливерпульский университет старается привлечь тех, кто хотел бы сменить свою карьеру, а также молодых людей, которые проявляют живой интерес к миру большого футбола.
Руководит программой человек не случайный. Ее директором является Роган Тейлор, бывший председатель Ассоциации поддержки футбола, ранее возглавлявший футбольный исследовательский центр при университете Лейчестера. Ливерпульская футбольная программа МВА учитывает как вопросы бизнеса, так и проблемы футбола. Как утверждает сам Тейлор: «Клубы остро нуждаются в специалистах, разбирающихся в юридических вопросах продаж игроков, или в маркетинге, что особенно полезно для спонсорства. Если вы разбираетесь в этом, у вас есть шанс».
У университета выстроены тесные связи как с местными клубами, как Футбольный клуб Ливерпуля или Эвертон, так и с командами премьер-лиги, например Арсеналом или Лидс Юнайтед. На курсе обучаются приблизительно 30 человек, из них треть британцев. Остальные студенты приезжают сюда учиться из США, Китая, Европы, Восточной Азии и Бразилии. Стоимость программы равна 13500 фунтов.
Недавно к организаторам футбольных МВА-программ подключилась британская бизнес-школа Касс (Cass Business School). Это рейтинговая бизнес-школа. Издание Financial Times поместило ее в своем мировом рейтинге 2006 года на 47 место.
Лондонский университет Сити открыл свой первый курс последипломного обучения в области бизнеса в 1967 году, а в 1979 году на ее базе была создана программа МВА.
Позднее Касс стала независимым учебным заведением, и в 2003 году она переехала в собственное, оборудованное по последнему слову техники, здание, расположенное в Лондонском Сити.
Основной упор в обучении школа делает на преобладании практики над теорией, стараясь выпускать специалистов, стремящихся получить специальные знания в той или иной области. Выпускников Касс рекрутируют такие сектора экономики, как финансы, консалтинг, продажи и телекоммуникации. Со своими 24 специализациями школа также является одним из крупнейших провайдеров последипломного образования Великобритании.
С сентября 2007 года Касс запускает новую эксклюзивную программу МВА (ЕМВА) в области футбола. Инициатором создания подобной программы выступил учебный отдел английской Футбольной ассоциации (FA Learning). Это будет первая программа подобного рода в мире.
К основным предметам, включенным в курс обучения, относятся: управление рисками, корпоративное управление и стратегия развития бизнеса. Также в программу вошли стандартные дисциплины, характерные для любой программы МВА. Например, принципы бухучета, экономика бизнеса, корпоративные финансы, правовое обеспечение. К специальным дисциплинам будут относиться «Футбол как глобальный бизнес», «Инвестиции в недвижимость клубов» и «Футбол и местные сообщества».
Как отмечено в пресс-релизе Касс, объявляя о начале нового курса МВА, Сэр Тревор Брукинг, директор отдела развития футбольной ассоциации Англии, выразил свою уверенность в том, что именно эта программа отвечает нуждам профессионалов высокого уровня, занятых в индустрии футбола.
Как планирует Касс, в сентябре 2007 года к занятиям по эксклюзивной программе приступят 15-20 руководителей высшего звена, а также ряд специалистов, занятых в этой индустрии, например, юристы, бухгалтеры и менеджеры. По предварительной оценке стоимость программы оставит 25 тыс. фунтов стерлингов.
Похоже, что Касс будет иметь успех в своем новом начинании, потому что школа имеет более выигрышные позиции именно в эксклюзивных программах МВА. Так, согласно рейтингу той же FT, в 2005 году она занимала 10-е место в мировом рейтинге программ ЕМВА , третье место в Европе и второе в Великобритании.