Оценка как стимул к развитию

Екатерина Скрипник

Эксперты утверждают, что ассессмент-центр необходим не только компаниям, нацеленным на быстрый рост, но и руководителям, стремящимся к совершенствованию профессиональных качеств. Как провести это мероприятие с наибольшей пользой? Участники круглого стола дают рецепты эффективной оценки топ-менеджеров.

Какие задачи решает ассессмент-центр для руководителей высшего ранга, и в каких случаях имеет смысл прибегать к этой процедуре? Высокий статус часто приводит к дефициту обратной связи. «В то время как процедура ассессмента дает топ-менеджеру реальную возможность получить независимую объективную оценку его профессионально важных качеств, — поясняет Евгения Суворова, консультант Департамента оценки персонала компании HUMAN FACTORS. — Таким образом, ассессмент становится способом развития топ-менеджера, и, в конечном итоге, повышает эффективность управления». Центр оценки, по ее мнению, может дать ответы и на другие важные вопросы. Например, способна ли данная группа топ-менеджеров работать как сплоченная команда, и что надо сделать, чтобы повысить слаженность действий?

Ассессмент-центр позволяет не только выбрать «правильного» кандидата на вакантную должность, но и выявить потенциал действующих топ-менеджеров, который не проявлялся в рамках текущих обязанностей. А если необходимо, принять решение по реорганизации управленческой структуры. Часто в ходе работы центра генерируются идеи, которые впоследствии могут положить начало новым продуктивным направлениям деятельности компании.

По мнению наших экспертов, в компаниях, стремящихся к развитию, процедура оценки высшего менеджмента должна стать регулярной. «В быстро растущих организациях под влиянием рынка постоянно происходят изменения, поэтому важно, чтобы управленческая структура максимально соответствовала бизнес-задачам, — уверен Павел Беленко, старший партнер консалтинговой группы «ИМИКОР», — в связи с чем ассессмент для руководителей таких компаний следует проводить ежегодно».

Независимость и объективность

Каждая фирма подходит к вопросу проведения центра оценки по-своему. Одни компании организуют его силами собственных HR-департаментов, другие привлекают внешних экспертов, а в некоторых случаях в проведении ассессмента участвуют и представители службы персонала, и приглашенные консультанты. В последнее время наметилась тенденция: компании все чаще выбирают внешних провайдеров. Во-первых, заказчиков привлекает независимость, объективность и беспристрастность внешних экспертов по отношению к сотрудникам компании. Во-вторых — их опыт и квалификация позволяют существенно повысить эффективность процедуры.

Какие качества необходимы  эксперту, для того чтобы найти общий язык с руководителями высшего уровня? «У него есть полторы минуты, чтобы установить контакт, — говорит Надежда Агеева, управляющий партнер КонсалтБюро «Ставка». — Для этого потребуется умение поддерживать неформальные отношения». По ее мнению, эксперт должен как минимум обладать пониманием процессов и тенденций, характерных для данного бизнеса, демонстрировать общую эрудицию. Кроме того, как показывает практика, иногда «топы» воспринимают эксперта-мужчину как конкурента, отсюда — риск возникновения конфликта. Поэтому женщины часто становятся более успешными ведущими.

Культура проведения

Компания, не уделившая внимания первоначальной подготовке к ассессмент-центру, рискует не получить желаемых результатов. Если решено привлечь внешних провайдеров, первое, что нужно сделать, — определить цели данного мероприятия и критерии, по которым будет производиться оценка. «Существует два подхода к постановке задач, — поясняет Павел Беленко. — Первый заключается в том, что компания сама формулирует компетенции, требующие оценки. Во втором случае фирма-заказчик предоставляет информацию о «функционале» топ-менеджера и планах, которые он должен реализовать в конкретные сроки, а эксперт на основании этих данных выявляет требуемые компетенции». По его словам, второй подход более рационален, так как при определении компетенций самой компанией обычно возникают разночтения, под одними и теми же словами представители заказчика и компании-провайдера подразумевают разные понятия.

На этапе подготовки очень важно, чтобы была проведена предварительная разъяснительная работа с топ-менеджерами — участниками процедуры. «К сожалению, многим компаниям, в особенности российским, не знакома культура проведения ассессмента, и топ-менеджер может просто не понимать, что от него требуется, — говорит Елена Шибанова, исполнительный директор консалтинговой компании PB Group. — Более того, руководитель может неадекватно отреагировать на предложение пройти оценку, если до него не будут корректно донесены ее цели и задачи».

В некоторых случаях, несмотря на хорошую подготовку к мероприятию, компания может не получить ожидаемого результата. Когда это происходит? «Иногда методика, опробованная на западной компании, не подходит для российской, — поясняет Елена Шибанова. — Кроме того, необходимо, чтобы оценка проводилась в удобное для руководителя время. Если у него приближается сдача годового отчета или переговоры со стратегическим партнером, скорее всего, ему будет не до ассессмента». Также, по ее мнению, важен фактор авторитета консультанта, который проводит оценку: если эксперт не вызывает доверия у топ-менеджера, диалог может не получиться.

Сходство и отличие

Центр оценки для руководителей высшего звена включает в себя те же компоненты, что и аналогичная процедура для других категорий руководителей: индивидуальные и групповые задания, тестирование, структурированное интервью, бизнес-кейсы и организационно-управленческие задания — игры. Однако кейсы, деловые игры и другие элементы в данном случае намного сложнее, поэтому мероприятие занимает больше времени. Если средняя продолжительность оценки линейного персонала и миддл-менеджеров составляет от трех часов до двух дней, то ассессмент-центр для топ-менеджеров, как правило, проходит три дня.

Другое принципиальное отличие заключается в том, что оценка руководителей высшего ранга производится по совершенно иным критериям. «При оценке менеджеров среднего звена за основу берется ряд количественных и качественных показателей, свидетельствующих об успешной деятельности сотрудника, — например, финансовые результаты, объем реализации, развитие нового бренда, — поясняет Анна Зюзина, генеральный директор консалтинговой компании «Что делать персонал». — Если говорить о руководителе высшего разряда, то очень важно определить компетенции его управленческой деятельности. Главными параметрами оценки будет знание современного менеджмента, маркетинга и экономики, а также способность применять эти знания на практике».

Технология оценки

Задания, предлагаемые участникам ассессмент-центра, направлены, в первую очередь, на развитие навыков, необходимых для успешной управленческой деятельности в новых обстоятельствах. В виде бизнес-кейсов руководителям предлагают проблемные ситуации, в ходе разрешения которых они должны проявить себя как эксперты в своем секторе рынка.

Годятся ли для оценки топ-менеджеров деловые игры? Некоторые консультанты полагают, что использование этого компонента для руководителей высшего звена не представляется возможным. Однако навыки командной работы, умение эффективно действовать в условиях неопределенности или стресса можно выявить лишь в условиях взаимодействия в группе. «Главное — чтобы деловая игра была четко привязана к отраслевой специфике и реальным проблемам конкретной компании, — уверена Надежда Агеева, — иначе руководители ее просто не воспримут».

Важная особенность процедуры оценки топ-менеджеров состоит в том, что достаточно много времени занимает обсуждение результатов, которые они продемонстрировали. «Развивающие дискуссии являются важной частью оценочных мероприятий, поскольку именно в ходе таких бесед происходит осмысление опыта, создается мотивация к дальнейшему профессиональному и личностному росту, — утверждает Евгения Суворова. — В итоге участник ассессмент-центра совместно с консультантом формирует индивидуальный план развития».

Кто выигрывает?

В итоговом отчете подробно анализируются результаты выполнения заданий участниками, и на этом основании делается заключение о том, насколько каждый из них готов к работе в той или иной должности. «Оценка помогает обрисовать перспективы дальнейшего карьерного роста, определить потребность в обучении и выбрать наиболее приемлемую форму учебы: МВА, коучинг, клубы по интересам, тематические семинары», — говорит Анна Зюзина.

Кроме того, в отчете детально описываются личностные качества руководителя. Если в ходе ассессмента выясняется, что у топ-менеджера недостаточно развита какая-либо компетенция, обучение может быть далеко не единственным выходом. Надежда Агеева предлагает другие варианты: «Например, если не хватает навыков тайм-менеджмента, руководитель может взять себе помощника, способного эффективно организовать рабочий день шефа».

В заключение следует сказать, что на сегодняшний день ассессмент-центр является одним из наиболее эффективных и передовых методов оценки персонала топ-уровня. Заинтересованно подойдя к проведению оценки, компания может принять стратегически верное решение о назначении на ключевую должность, определить «зоны роста» топ-менеджеров и сплотить их в единую команду.

Российский стандарт тестирования персонала

26 июня 2015 года был опубликован Российский стандарт тестирования персонала – первый отечественный документ,  в котором собраны все ключевые требования к  такому важному инструменту...

Аттестация персонала в режиме on-line: Assessment Tools Система аттестации, оценки и развития персонала

Как использовать ее наилучшим образом, какие задачи она решает, каким компаниям она принесет наибольшую пользу?

Практика проведения оценочных собеседований

Мансуров Руслан Евгеньевич, к. э. н., директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань) Проведение оценочных собеседований (бесед) с работающими...

Планктон надо увольнять. Какие сотрудники являются угрозой для компании

Средний менеджер в Америке за один день делает столько, сколько наш российский за три дня. По многочисленным исследованиям отечественного рынка, в т. ч. подтвержденным...

Оценка как стимул к развитию

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.