В наше распоряжение из Комитета по науке, культуре, образованию и экологии Совета Федерации РФ попали результаты проводимого ежегодно Министерством образования и науки РФ нового рейтинга негосударственных аккредитованных высших учебных заведений.
В рейтинге участвовали ВУЗы, в которых студентов дневной формы обучения более 700.
При определении рейтинга учитывалось множество параметров: качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, деятельность филиалов, наличие студентов из других стран; объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и так далее.
В связи с тем, что в ряде случаев итоговые рейтинги вузов отличаются друг от друга на сотые и даже на тысячные доли единиц, учебные заведения были объединены в подгруппы с примерно одинаковым рейтингом и представлены в них в алфавитном порядке.
По сравнению с предыдущим рейтингом в новом появились следующие учебные заведения: Университет Российской академии образования (Москва), Институт управления и экономики (Санкт-Петербург), Кисловодский гуманитарно-технический институт, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, Российская международная академия туризма (Сходня), Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, Международный университет бизнеса и управления (Москва), Институт экономики и предпринимательства (Москва), Кубанский социально-экономический институт, Новосибирский институт экономики и менеджмента и Владимирский институт бизнеса. Вместе с тем в рейтинге 2004 года не приняли участия четыре вуза: Волжский университет им. В. Н. Татищева (институт) (Тольятти) — 23-25 место в рейтинге 2003 года, Институт бизнеса, права и информационных технологий (Балашиха) — 26-30 место, Омский юридический институт (37-41 место) и Ессентукский институт управления, бизнеса и права (42-43 место).
Рейтинг негосударственных аккредитованных ВУЗов России
Место | Место | Наименование вуза |
1 | 3-5 | Московская финансово-юридическая академия |
2 | 2 | Академия управления «ТИСБИ» (Казань) |
3 | 1 | Институт специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) |
4 | 4 | Международный университет (в Москве) |
5 | — | Университет Российской академии образования (Москва) |
6-8 | — | Институт управления и экономики (Санкт-Петербург) |
9-12 | Российский новый университет (РосНОУ) (Москва) | |
17-18 | Северо-Кавказский социальный институт | |
9 | 3-5 | Таганрогский институт управления и экономики |
10 | 23-25 | Московская академия экономики и права |
11-12 | 7-8 | Международный независимый эколого-политологический университет (Москва) |
9-12 | Московский гуманитарно-экономический институт | |
13-18 | 7-8 | Воронежский институт высоких технологий |
3-5 | Институт экономики, права и естественных специальностей (Краснодар) | |
— | Кисловодский гуманитарно-технический институт | |
— | Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права | |
9-12 | Московский открытый социальный университет (институт) | |
— | Российская международная академия туризма (Сходня) | |
19-20 | 9-12 | Смоленский гуманитарный университет |
19-20 | Черноморская гуманитарная академия (Сочи) | |
21-22 | 13-14 | Институт управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону) |
— | Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права | |
23-25 | — | Международный университет бизнеса и управления (Москва) |
19-20 | Тольяттинская академия управления | |
15-16 | Южный институт менеджмента (Краснодар) | |
26-30 | 23-25 | Балтийский международный институт туризма (Санкт-Петербург) |
— | Институт экономики и предпринимательства (Москва) | |
13-14 | Институт экономики, управления и права (Казань) | |
31-32 | Московский институт экономики, менеджмента и права | |
26-30 | Российский университет инноваций (институт) (Москва) | |
31-34 | 17-18 | Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ) (Краснодар) |
21-22 | Алтайская академия экономики и права (Барнаул) | |
42-43 | Институт менеджмента, маркетинга и финансов (Воронеж) | |
26-30 | Международный университет бизнеса и новых технологий (институт) (Ярославль) | |
35-39 | 21-22 | Гуманитарный университет (Екатеринбург) |
33-36 | Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса | |
33-36 | Мурманский гуманитарный институт | |
15-16 | Самарская гуманитарная академия | |
26-30 | Уральский институт экономики, управления и права (Екатеринбург) | |
40-44 | — | Кубанский социально-экономический институт |
— | Новосибирский институт экономики и менеджмента | |
26-30 | Региональный открытый социальный институт (Курск) | |
37-41 | Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт | |
33-36 | Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Красноярск) | |
45-50 | 37-41 | Белгородский инженерно-экономический институт |
— | Владимирский институт бизнеса | |
37-41 | Донской юридический институт (Ростов-на-Дону) | |
31-32 | Сибирский независимый институт (Новосибирск) | |
37-41 | Хакасский институт бизнеса (Абакан) | |
33-36 | Челябинский гуманитарный институт |
Своим мнением о методике в целом, по которой Министерство образования и науки РФ определяет рейтинги российских учебных заведений, и, в частности, о результатах нового рейтинга негосударственных аккредитованных вузов России, с редакцией журнала «Обучение & карьера» поделился председатель Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации РФ, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Виктор ШУДЕГОВ:
Непросто придумать универсальную методику определения рейтингов вузов — ведь каждое учебное заведение имеет свои индивидуальные особенности, которые невозможно учесть при рейтинговании, какими бы параметрами их ни измерять.
Взять, к примеру, различие в специализации: нельзя сравнивать сельскохозяйственные и медицинские вузы. Или такой оценочный пункт рейтинга, как число иностранных студентов, обучающихся в вузе. Представьте: некий вуз находится в закрытом российском городе N — откуда там возьмутся иностранные студенты? Получается, что по этому критерию данное учебное заведение автоматически окажется на последнем месте. А пункт, согласно которому при составлении рейтинга главным показателем является число штатных преподавателей? Опять-таки вуз, в котором преподают полставочники, хоть и из Академии наук, займет в рейтинге более низкую позицию.
Безусловно, данная система рейтингования несовершенна. сегодня она в основном учитывает такие немаловажные параметры, как качество профессорско-преподавательского состава, общее число студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и так далее.
В то же время, на мой взгляд, главный показатель ценности образования — студент как таковой, ради которого любой вуз и работает, при составлении рейтинга практически не попадает в поле зрения исследователей. Да, подсчет общего числа студентов, расчет средней итоговой оценки, полученной выпускниками на госэкзамене, — это, конечно, хорошо, но ведь, кроме того, необходимо посмотреть на вчерашних студентов глазами научно-педагогической общественности и потенциальных работодателей, попытаться понять, например, что человек умеет делать в действительности, готов ли он к работе или его надо доучивать (а может, и того хуже — переучивать).
Кстати, за границей при составлении рейтингов такие критерии, как уровень заработной платы, получаемой молодым специалистом после окончания того или иного вуза, его дальнейшее продвижение по карьерной лестнице, — одни из главных. К сожалению, в России применить нечто подобное пока нереально. Ясно, что наш выпускник педагогического вуза будет получать на порядок меньше, чем выпускник вуза, готовящего специалистов в области нефти и газа.
Опять же, опираясь на западный опыт, мы считаем, что рейтинговать российские вузы должно не Министерство образования и науки, которому они подведомственны, а независимый экспертный совет — авторитетная компетентная организация, мнение которой признавали бы и совет ректоров российских вузов, и педагогическая общественность, и министерство.
Еще одна интересная особенность западных рейтингов заключается в том, что место в рейтинге обусловлено характером бюджетного финансирования: чем выше рейтинг, тем больше денег заведение получает из госбюджета. В России же рейтинг — дело престижа, он способствует привлечению абитуриентов, поступающих в том числе и на платной основе, что в итоге также приносит вузу определенные дивиденды.
При рейтинговании необходимо учитывать и такую характеристику, как динамичное развитие вуза. Показательно данные процессы проходят среди негосударственных вузов, что подтверждают и результаты рейтинга негосударственных аккредитованных вузов России, опубликованного на страницах журнала «Обучение & карьера». Безусловно, в отличие от государственных вузов они не столь сильно зависят от министерства, им приходится надеяться в основном на самих себя. Конечно, многое определяется и успешностью работы ректора, его команды, степенью раскрученности вуза.
При рейтинговании негосударственных вузов мы бы рекомендовали отмечать такое качество, как наличие у вуза собственных помещений. Взять, к примеру, лидера нынешнего рейтинга — Московскую финансово-юридическую академию (МФЮА). Она недавно открыла в столице девятый учебный корпус, и заметьте, здание и земельный участок здесь не арендованные, а собственные. Почему бы не учесть данный факт? Между прочим, такой показатель, как наличие собственных учебных помещений у вуза, может в последующем намного удешевить подготовку молодых специалистов.
Мне кажется, еще один важный пункт оценки негосударственных вузов — появление среди спектра изучаемых специальностей определенного процента новых. Можно десятилетиями готовить студентов по старым специальностям — это удобно (все наработано, обкатано, технологии известны — набирай абитуриентов и учи), а можно ежегодно открывать набор на новые специальности, причем востребованные на рынке труда. Госвузу, чтобы открыть новый факультет, надо преодолеть множество преград, а негосударственному учебному заведению аналогичный шаг сделать гораздо проще: проанализировали, что есть потребность в той или иной специальности, — и начали готовить соответствующих специалистов. Заметьте: на современном образовательном пространстве негосударственные учебные заведения зачастую не просто выживают в наше непростое время, а еще и создают здоровую конкуренцию госвузам. В конечном итоге, по моему мнению, негосударственные вузы охватят те или иные направления обучения, по которым государство — по каким-либо причинам — не ведет широкомасштабной подготовки специалистов.
По теме:
:: Национальный рейтинг российских вузов 2009/2010
:: Рейтинг российских ВУЗов – 2009 По версии Global Universities Ranking. Февраль 2009
:: Рейтинг вузов Москвы — 2009 По версии рейтинга НРА РейтОР. Январь 2009