МВА в Китае: идем на восток?

Последние годы весь мир наблюдает за успехами китайской промышленности и науки. Но превращение Поднебесной в один из международных центров бизнес-образования – это новость, к которой мы еще не успели привыкнуть. За счет каких преимуществ китайские бизнес-школы рассчитывают потеснить неизменных фаворитов – американцев?

Бизнес-образование в роли «общего блага»

«Когда проснется Китай, содрогнется весь мир», — утверждал Отто фон Бисмарк, и был недалек от истины. «Разбуженная» в 70-е годы прошлого века юго-восточная экономика дала неожиданный результат: в двадцатке лучших мировых программ МВА четыре принадлежат китайским бизнес-школам (в университетах городов Цинхуа, Фудань, Шанхай, Бэйфан). На первый взгляд — фантастика. Но если углубиться в суть вопроса, такой результат покажется закономерным. Во-первых, ужесточение правил въезда в США, где расположены крупнейшие бизнес-школы мира, вынудило и преподавателей, и студентов искать обходные пути. Во-вторых, при выборе МВА обычно принимается во внимание три критерия: достаточная продолжительность, разумная стоимость и практическая эффективность. Китайские учебные программы вполне соответствуют этим условиям.
Гарольд Чи, преподаватель бизнес-школы в Эшридже, специалист по маркетингу и кросс-культурному менеджменту, провел подробное исследование, посвященное развитию бизнес-образования у себя на родине. По его мнению, в ближайшие два десятилетия Китай станет наиболее привлекательной «площадкой» не только для студентов, но и для  провайдеров услуг в области бизнес-образования. С каждым годом все больше компаний (как государственных, так и частных) обучают своих сотрудников в отечественных бизнес-школах; расширяются возможности для стажировок иностранных студентов. 
«С китайскими  вузами в области программ МВА сотрудничают многие престижные западные университеты, особенно из США и англоговорящих стран, — отмечает Гарольд Чи, — например, Michigan Business school (США), Queensland University (Австралия), Staffordshire University (Великобритания), INSEAD (Франция) и т.п. Соответственно, применение  инструментов и техник западного менеджмента становится у нас все более привычным. Основные заказчики обучения — крупные акционерные предприятия, ориентированные на развитие «человеческого капитала», а в долгосрочном периоде — на реорганизацию бизнеса». Кстати, развитие международных связей уже в 1988 году привело к созданию китайско-французского тренингового центра в Нанкайском университете.
Китайцы не только перенимают опыт у западных коллег, но и считают делом чести добиваться непременного успеха во всем, за что берутся. Для них совсем не пустой звук такие слова, как «общее благо», «польза для страны», «служение обществу». Не случайно Министерство образования Китая признает развитие программ по подготовке менеджеров в крупнейших вузах задачей государственного уровня, а сами центры МВА за короткий срок сумели заработать репутацию за рубежом.

На пути к мировому признанию

История становления бизнес-образования в Китае, «хроника событий» очень интересна сама по себе. Все началось с Нанкайского университета, основанного в 1919 году, где учили коммерции. Почти 70 лет спустя факультет был возрожден по решению китайского правительства. И уже через три года, в «соавторстве» с тремя канадскими университетами (Йорк, Лаваль и Макмастер),  была запущена первая программа МВА в Китае — «Нанькай-Йорк».
В  настоящее время в эксперимент по МВА-обучению включено 26 китайских вузов, а программ по менеджменту, которые преподаются на их базе, насчитывается около 60. Все учебные заведения сотрудничают с зарубежными школами, привлекают иностранную профессуру. При этом на государственном уровне регулярно проводятся аттестации учебных центров, и по их результатам составляются рейтинги.
Отбор преподавателей для бизнес-школ в Китае — очень сложная процедура. Соответствие установленным критериям обязательно для всех претендентов, в том числе и для совместителей, приезжающих из-за рубежа (США, Японии, Южной Кореи и т.д.).
Вот, к примеру, каковы условия найма в центре МВА Нанкайского университета:
1. Увлеченность преподавательской работой.
2. Высшее образование, ученая степень не ниже магистра, управленческий опыт, собственная теории или исследования в области бизнеса.
3. Гарантии наличия времени, необходимого для подготовки и проведения семинаров, а также руководства практическими работами слушателей.
4. Здоровье и готовность соблюдать дисциплину.

Горячая «пятерка»: лучшие бизнес-школы Китая

Позиция в общемрейтинге

Официальное название бизнес-школы

1

Институт управления экономикой при университете Цинхуа

2

Центр МВА обучения Дунбэйского финансово-экономического университета

3

Институт международной торговли Нанкайского университета

4

Институт управления Фуданьского университета

5

Институт управления Гуанхуа при Пекинском университете

(всего в рейтинг включено 26участников)

(по данным Всекитайской аттестации Центров МВА-обучения)

Обратимся к Марксу?

Программы МВА в Китае рассчитаны, как правило, на два года, а по сложности не уступают американским или европейским. Однако на них лежит характерный отпечаток местных традиций; даже предварительное знакомство с перечнем предметов напоминает о том, что жизнь в Поднебесной до настоящего времени пронизана определенной идеологией.
Например, в число основных (!) дисциплин МВА включена теория марксизма, а также наука о коллективном поведении (Китай — страна с таким корпоративным духом, который и не снился западным странам), этика менеджмента и идеология управления в Древнем Китае. В одном ряду с этими предметами стоят «механизмы рыночного сбыта», «стратегический менеджмент», «управление человеческими ресурсами» и т.д.
Еще одна специфическая черта — наличие массовых организаций студентов, т. наз. «Союзов МВА». Они выполняют функцию связующего звена между студентами, университетом и предприятиями, заинтересованными в выпускниках МВА; в их обязанности входит встреча новичков, семинары по вопросам трудоустройства, конференции, укрепление внешних связей и т.п. Например, Союз МВА Цинхуасского и Нанкайского университетов проводит экскурсии и конференции для слушателей совместно с компаниями «Моторола» и «Кока-кола».

Русский с китайцем…

Разумеется, китайские бизнес-школы обращают пристальное внимание и на Россию. По мнению Сюй Полина, профессора экономики Ляонинского университета, наша страна обладает не только сырьевым, но и колоссальным научным потенциалом, что создает превосходную почву для сотрудничества в области образования. Например, в Ляонинском университете на МВА в настоящее время учится около 1000 иностранных студентов, среди которых почти треть — русские (по численности, они на втором месте после корейцев). Кстати, ректор Ляонинского университета — выпускник Иркутского университета, ежегодно приезжает в Россию.
И все же «русский поход на Восток» — это скорее перспектива, чем данность.
«Российские студенты приезжают к нам из Хабаровска, Иркутска и Владивостока, — рассказывает Сюй Полин. — Столичные студенты предпочитают западные бизнес-школы, хотя  российский и китайский рынки связаны гораздо теснее».
Основное препятствие на пути студентов в Ляонин или Цинхуа — лингвистический.  Китайский язык, на котором ведется преподавание в большинстве местных школ, сложен в изучении и не так популярен, как английский или французский. Однако этот барьер преодолим. «Если необходимо подобрать курс именно на английском языке, стоит обратить внимание на китайско-австралийский проект МВА, или на Международную коммерческую академию Синьхуа» — поясняет Сюй Полин. Среди школ с преподаванием на английском языке высокий  рейтинг имеет программа МВА Гонконгского университета науки и технологий, осуществляемая при участии Kellogg school of Business (США). Она занимает шестое место в мире, опережая аналогичные программы Колумбийского университета в Нью-Йорке и Лондонской школы бизнеса.
В Шанхае и Пекине на английском языке можно учиться в China Europe business school in Shanghai (CEIBS) — эта бизнес-школа очень популярна среди иностранных студентов.  Но чтобы поступить в нее на высшую ступень МВА, необходимо иметь за плечами не менее  8 лет опыта практической  работы и серьезные аргументы, почему вы хотите учиться именно здесь.
Важным конкурентным преимуществом местных программ является их стоимость: «расценки» на МВА здесь значительно ниже, чем в Великобритании, США и Канаде.

Условия обучения на МВА: Китай и другие страны

 

Китай

Китай(Гонконг)

Сингапур

Австралия

Англия

Канада

США

Средняястоимость обучения (в год), $

5 738

19 632

13 547

19 346

31 718

19 821

44 019

Средняя продолжительность обучения (годы)

2,1

1,5

1,3

1,5

1

2

2

Средняя стоимость обучения с учетом проживания, $

16 901

30 506

22 599

33 856

42 870

39 844

69 085

(По данным IDP Education Australia и AmericanUniversity of Business Administration).


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Наталья ПЕЧЕРИЦА, директор Китайского центра бизнес-школы МИРБИС:

Недавно Европейское маркетинговое агентство провело исследование среди российских слушателей бизнес-школ. И на вопрос, где лучше изучать МВА, большинство ответило — в той стране, где вы планируете работать. Китайцы следуют именно этому принципу. США были для них эталоном в области ведения бизнеса и в области образования, они создавали свои программы «по образу и подобию» американских.
После того, как центры МВА открылись почти во всех крупных университетах, правительство Китая постоянно вкладывает значительные суммы в строительство комфортабельных зданий, в современное IT-оснащение и т.д. Качество обучения чрезвычайно высокое, каждый профессор должен быть не только специалистом в своей области, но и фигурой, известной широкому кругу лиц.
Раньше многие китайские специалисты стремились уехать на работу в Америку и остаться там, по причине низких заработков в Китае. Но теперь выпускник МВА может рассчитывать на высокую (даже по западным меркам) зарплату и продвижение в карьере.
Кроме того, в Китае на государственном уровне стараются решить проблему «языкового барьера», чтобы привлечь иностранных студентов. Принято постановление Министерства образования с перечнем университетов, где преподавание основных  предметов (экономика и менеджмент) ведется на английском языке.