Стоимость высшего образования теоретически может расти до бесконечности. Однако на практике у этой бесконечности есть свои границы.
Массовый спрос на высшее образование и плата за обучение изменили вузовскую систему – высшие учебные заведения вынуждены встать на позицию субъектов рыночных отношений.
В формировании цен на образовательные услуги участвуют два фактора – с одной стороны, затраты вуза на обучение специалиста, с другой стороны, спрос на предлагаемые учебным заведением специальности. «Разбег» цен на одни и те же специальности в вузах различных регионов весьма солидный. Так, подготовка юриста в тюменском вузе стоит не более 70 тысяч, в Москве же обучение по этой специальности со всеми причитающимися атрибутами (например, дипломом стандартного образца) обойдется в 200-250 тысяч в год. Но что толку сравнивать тюменские и московские вузы, если даже внутри Тюменского региона разница в стоимости образовательных услуг может быть достаточно большой.
Самой дорогой в Тюмени оказалась уникальная для региона и элитная специальность «Архитектура» в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете — год обучения на первом курсе дневного факультета обойдется в 80 750 руб. Самое дешевое дневное обучение в этом вузе сразу на нескольких специальностях (городское строительство и хозяйство, ПСК, БТП, охрана окружающей среды) – 56 260 руб. Заочное шестилетнее образование стоит 21 700 руб. в год.
В Тюменском государственном университете максимальная цена за обучение – 69 тысяч 430 рублей за первый курс (юриспруденция, экономика, международные отношения, государственное муниципальное управление, налоги и налогообложение, компьютерная безопасность). На втором, третьем и четвертом курсах цена становится ниже на 10 тыс., а на пятом обучение стоит 40 тысяч. Предполагается, что на первом курсе больший риск отсева. Минимальная стоимость обучения в ТюмГУ – 19 500 руб. (это 5 курс – география, физика, биология и т.д.). Чуть ниже планка у Тюменского государственного нефтегазового университета – блок самых дорогих специальностей оценен в 67 330 руб. за год обучения, блок самых дешевых – 40 240 руб.
В Тюменском государственном институте экономики, управления и права престижная специальность «Мировая экономика» стоит 60 тысяч рублей в год. Дешевле образование в Тюменской государственной медицинской академии. Популярный стоматологический факультет обойдется в 56 110 руб. за год, почти в два раза меньше (23 520 руб.) стоит обучение на отделении высшего сестринского дела.
Больших перепадов в стоимости специальностей нет в Тюменском государственном институте искусств и культуры: самая дорогая специальность «Экономика и управление в сфере туризма» (дневное обучение) – 47 950 руб., самая дешевая (библиотечный факультет) – 40 310 руб. И, наверное, самые низкие расценки – в Тюменской государственной сельскохозяйственной академии: престижный «Бухгалтерский учет» стоит 32 000 руб., дешевые агрономия и зоотехния – 15 тыс. Естественно, в течение года расценки могут меняться.
Из чего же складывается стоимость образовательных услуг в вузах? Прежде всего она зависит от средних затрат на одного студента. Теоретически, стоимость обучения может быть «резиновой» – в нее можно «утрамбовать» не только стандартные статьи затрат, но и, к примеру, полное материально-техническое обновление вуза. Тем более что четкого и жестко контролируемого государством механизма цен на оплату образовательных услуг сейчас не существует.
Как говорит Елена Мальцева, проректор по экономике и финансам ТюмГАСУ, последнее письмо, которым государство пыталось регулировать ценовую политику и направление подготовки вуза, было датировано 1999 годом, там давались средние цены по направлениям. Так что каждый вуз самостоятельно выбирает, по какому пути ценообразования ему идти. По словам Натальи Файнберг, начальника планово-экономического управления ТюмГНГУ, учебные заведения самостоятельно формируют свою ценовую политику. В каждом вузе есть своя методика расчета стоимости подготовки студентов на договорной основе. Затраты на студентов зависят от многих факторов (месторасположение вуза, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, профиль вуза, наличие инфраструктуры и т.д.). Поэтому стоимость обучения в различных вузах даже одного региона отличается.
«В принципе, — считает Валерий Гамукин, проректор по экономике и собственности ТюмГУ, — ценообразование на платные услуги — достаточно сложная отрасль ценообразования в целом, так как услуги – это необычный товар. Если мы говорим об обычном товаре, то можем заранее четко определить его функции, его значение, его полезность. С услугой как раз все наоборот. Во-первых, она и производится и потребляется одновременно, заранее потребитель не может представить себе уровень качества услуги, которую он получит. Он может ориентироваться только на самые общие более-менее стандартизированные условия – то, что высшее образование будет даваться в определенной аудитории, то, что там будет стол, доска, мультимедийный проектор, компьютер и т.д. Но спектр знаний и навыков, которые можно получить в этой аудитории, будущий студент не видит.
Университет крайне осторожно оперирует затратными статьями, мы стараемся эффективно использовать ресурсы, человеческий потенциал, экономим буквально на всем, кроме студентов. Студент максимально обеспечен комфортабельными помещениями, профессиональными преподавателями, мультимедийными аудиториями, лингафонными кабинетами, единицами компьютерной техники, исчисляемой тысячами. Отсюда и образуются те самые пресловутые статьи затрат. В конечном итоге, они складываются в статьи, предусмотренные бюджетной классификацией – оплата труда, начисление на оплату труда единого социального налога, транспортные расходы, услуги связи и т.д.».
В основу расчета стоимости обучения студентов в ТГНГУ также положены затраты вуза. Основные статьи затрат: зарплата, начисления на зарплату, оплата коммунальных услуг и услуг связи, оплата текущего и капитального ремонта, командировочные расходы, приобретение расходных материалов, учебной, научной литературы, расходы на издание учебных пособий, а также расходы по оснащению лабораторий, компьютерных классов современным оборудованием. Доходы вуза обеспечивают реализацию принятых программ развития, но это не только средства, полученные по платной образовательной деятельности (70% в структуре доходов). Много внимания в вузе уделяется привлечению целевых средств: из окружных бюджетов, областного и городского бюджетов, Фонда развития ТюмГНГУ, других организаций.
«В принципе, мы закрываем свои текущие расходы, — добавляет Елена Мальцева, проректор по экономике и финансам ТюмГАСУ. Что же касается капитальных расходов — в вузах подход к этому разный. Я считаю, что капитальные расходы на строительство включать в стоимость обучения и невозможно, и нереально. Если говорить о тех расходах, которые в последнее время есть в нашем вузе – а мы достаточно много строим, благоустраиваем, реконструируем – университет несет расходы самостоятельно. И потом, эти расходы осуществляются за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия, доходов наших хозрасчетных структур, целевых средств, которые нам выделяются из бюджетов области, ЯНАО, ХМАО и целевых средств Фонда развития ТюмГАСУ и частично за счет средств федерального бюджета.
Любовь Спичёва, начальник отдела экономики ТГИМЭУП говорит о том, что в первую очередь в смету затрат на обучение входит заработная плата профессорско-преподавательского состава и налоги на зарплату преподавателей. В структуре сметы затрат института это 60 %. Остальное – затраты на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, коммунальные затраты, транспортные расходы, содержание транспорта (в институте свой автопарк), зарплата водителей, командировочные, затраты на приобретение оборудования и прочие. «Мы обязательно смотрим (финансирование вуза – из областного бюджета), сколько выделяет область – стоимость обучения договорного студента должна быть немного выше стоимости обучения бюджетника. Повышение стоимости зависит от уровня инфляции. Смотрим и специальности: на некоторые, если нет потребности, мы замораживаем стоимость, на некоторые — увеличиваем. Но в среднем повышение совпадает с инфляцией -10 %. Для нас важно, чтобы стоимость обучения нашего студента была не выше, чем в другом вузе».
Дифференциация между специальностями внутри вуза – тоже вопрос непростой, считает Валерий Гамукин (ТюмГУ): «Представим, что университет – высшее учебное заведение, которое готовит одних физиков, химиков, биологов. Специальности эти достаточно дорогостоящие в силу большой материальной базы, которая за ними тянется (лабораторный фонд, научное оборудование, практики). Естественно, вуз в стоимость обучения такого студента вкладывает абсолютно все затраты. С другой стороны, спрос на эти специальности не очень большой, к тому же она сложнав процессе получения. Вряд ли студент, его родители способны оплатить полную стоимость. В этом отношении университеты и вообще учебные заведения, которые дифференцированы по принципу обучения, обладают большим преимуществом. В том числе и ТюмГУ. Как только бюджетное финансирование начало сокращаться, пришла пора внутреннего дотирования, поддержания более затратных и менее престижных специальностей за счет более престижных. Рынок труда очень гибкий, бум гуманитарных специальностей постепенно сходит на нет, и вуз ищет новые формы, чтобы адекватно реагировать на потребности студентов».
«В ТГНГУ для определения стоимости обучения студента, — говорит Наталья Файнберг, — комиссия вуза распределила все специальности по пяти стоимостным группам. Стоимость обучения студентов по конкретной группе определяется умножением средней стоимости обучения на корректирующий коэффициент, учитывающий престижность и популярность группы специальностей. К первой группе отнесены наиболее востребованные на рынке труда специальности (экономика и управление на предприятии (ТЭК) (ЭП); государственное и муниципальное управление (ГМУ); разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (НР); капитальный ремонт скважин (НРК); управление и информатика в технических системах (УИТС); автоматизация технологических процессов и производств (нефтегазодобыча) (АТП); информатика и вычислительная техника (ИВТб); маркетинг (ММ): корректирующий коэффициент для данной группы равен 1. Для специальностей, отнесенных к 2, 3, 4, 5 группам при расчете стоимости используются понижающие корректирующие коэффициенты и, соответственно, стоимость обучения от группы к группе снижается».
Елена Геннадьевна Мальцева (ТюмГАСУ): «У нас в вузе принимается поправочный коэффициент. Есть специальности, пользующиеся большим спросом, на них достаточно высокий конкурс, поэтому исходя из опыта прошлых лет разработано положение коэффициента, регулирующего ценовую политику. То есть повышающая стоимость на специальности, пользующиеся большим спросом и понижающаяся – на специальности, которые существуют первый год, они еще пробные. В целом же увеличение зависит от индекса инфляции. Повышаем на этот процент и не более того. Учитывая все изменения в политике нашего региона. У нас элитная, очень дорогая специальность, которой нет больше в нашем регионе – это архитектура. Конечно, цены на нее немного ниже, чем в Уральской архитектурнойакадемии. Но, тем не менее, она достаточно высока, и на рынке это самая высокая стоимость среди всех вузов, потому что здесь готовятся штучные специалисты. План приема на эту специальность по бюджету очень низок – всего 15 человек».
Не секрет, что конкуренция между тюменскими вузами достаточно жесткая – естественно, на те специальности, которые дублируют друг друга. И цена – один из способов привлечь как можно больше студентов. Однако соперничество вузов носит вполне цивилизованный характер.
«Анализ цен конкурентов, — говорит Валерий Гамукин (ТюмГУ), — это один из этапов ценообразования. Этот этап важен не только для того, чтобы у кого-то позаимствовать цену на образование, а для того, чтобы убедиться в правильности предыдущего этапа. Нет ли у нас здесь явных случаев демпинга? Не занижает ли кто-то цену в расчете на более широкий охват специальности? Мы, конечно, следим за этими процессами. И поскольку процесс ценообразования происходит гораздо раньше, чем момент приема (цены на 2006-2007 гг. у нас были утверждены еще в декабре прошлого года), этому предшествует очень кропотливая работа, и в том числе — консультация с другими вузами и определение их стратегии. Мы не обмениваемся конкретными цифрами, но общие тенденции пытаемся улавливать. Существует союз ректоров Тюменской области, при этом союзе есть секция проректоров по экономике. В итоге каждый вуз решает все самостоятельно, каждый имеет свою финансовую стратегию, свои системы распределения средств, формирование затрат, кто-то умудряется существовать с меньшими затратами. Не надо забывать и об инфляции, и в целом об удорожании некоторых статей, которое инфляцию обгоняет, в частности, связь, транспорт и т.д. Естественно, необходимо укреплять свой кадровый потенциал».
Елена Мальцева (ТюмГАСУ): «Последние годы у нас работает комиссия по экономическим вопросам при совете ректоров Тюменской области, поэтому ценовую политику по подготовке студентов мы обсуждаем на этой комиссии, и в принципе, наши цены не намного разнятся с другими вузами именно по тем специальностям, которые конкурентоспособны, присутствуют во всех вузах нашего города. Так что договариваемся на берегу. В свое время цены, например, ТюмГНГУ, были намного выше наших, потому что мы только завоевывали авторитет. На сегодняшний день наши цены приближены, мы конкурентоспособны. Тем более что мы сейчас имеем статус университета».
Немаловажно и то, кто же платит за студентов. В данном случае больших расхождений не наблюдается – материальную ответственность, в основном, берут на себя родители, за некоторым исключением. «Конечно, приоритет – индивидуальные договоры с физическими лицами, — говорит Валерий Гамукин (ТюмГУ). Заключается трехсторонний договор – университет и заказчики. Существует практика заключения договоров и с работодателями, но в общей массе это незначительный процент. Естественно, у нас и условия работы с индивидуальными заказчиками достаточно комфортны. Что касается понятия социально незащищенных групп – оно достаточно расплывчато. По существующему в РФ законодательству, если речь идет о ребенке-сироте – он имеет преимущество при поступлении на бюджетное место. Таких случаев много – у нас в вузе учится около 150 сирот. Со своей стороны, в экстремальных случаях мы идем на отсрочку платежа. Мы не имеем ни возможности, ни права снизить стоимость обучения. Цены устанавливаются на учебный год. Никто не возбраняет платить сразу – здесь цена не индексируется».
Любовь Спичёва (ТГИМЭУП): «За студентов в основном платят физические лица, родители. Организации практически не платят. Зато платят округа:для студентов ХМАО и ЯНАО есть программа «Сотрудничество». В эту категорию входят малообеспеченные дети – сироты, дети из многодетных семей, инвалиды, малые народы севера (их принимали года три-четыре назад). Комитеты по образованию городов ХМАО и ЯНАО оплачивают учебу своих студентов в зависимости от их успеваемости».
Наталья Файнберг (ТГНГУ): «В основном, за студента дневной формы обучения платят родители, получая при этом право воспользоваться льготой по налогу на доходы физических лиц. Студенты сокращенной формы обучения оплачивают свою учебу сами. Доля оплаты за обучение студентов от юридических лиц в общем объеме поступлений в 2005 г. составила менее 5 %».
Вместе с тем, платное обучение – не ярмо сроком на пять-шесть лет. У «платника» в любом вузе есть возможность перейти на бюджетное место.
Елена Мальцева (ТюмГАСУ): «У нас предусмотрено уставом и договором:при наличии свободных мест студент, учившийся на «хорошо» и «отлично» в течение года,имеет право претендовать на перевод на обучение за счет федерального бюджета».
Любовь Спичёва (ТГИМЭУП): Перейти на бюджетное место платнику возможно, у нас это практикуется. У нас есть положение о порядке перевода с платного обучения на бюджет. Сюда входят и успешная учеба, и вопросы социальной защищенности. Много переводим – после 1, 2, 3 курсов.
Наталья Файнберг (ТГНГУ): «В вузе действует положение о переводе студентов с одной формы финансирования на другую (с договорной на бюджетную). При наличии вакансий при переводе на бюджетное место преимущественным правом пользуются студенты, обучающиеся по направлениям от предприятий, имеющих долгосрочные договоры с вузом на подготовку специалистов,оказывающими содействие в прохождении производственной практики, трудоустройстве выпускников. В исключительных случаях, вызвавших резкое ухудшение материального положения договорника, самостоятельно оплачивающего обучение, и подтвержденных документально, возможен перевод на бюджетное место. Во всех случаях существует строгая процедура перевода».