Вступительные экзамены в ВУЗы Москвы. Рейтинг сложности

Мария Филь Обучение & Карьера

На первый взгляд, сегодня поступление в вуз перестало быть большой проблемой: на страницах нашего журнала вы можете увидеть десятки предложений от самых различных организаций, которые готовы помочь вам получить высшее образование. Да и сам диплом специалиста, бакалавра или магистра перестал быть исключительным конкурентным преимуществом: его наличие теперь является чуть ли не обязательным условием выхода молодого человека на рынок труда квалифицированной рабочей силы.

Однако, несмотря на активное развитие сектора платных образовательных услуг в нашей стране, престиж обучения на бюджетном отделении государственного вуза продолжает сохраняться и даже расти. Тому, как в ближайшие недели и месяцы будет идти борьба за бюджетные места в наиболее престижных государственных вузах Москвы, посвящено представленное ниже исследование.
Основной целью экспертного опроса, проведенного независимой исследовательской группой «Рейтинги высшей школы» по заказу журнала «Обучение & карьера» было выявить предполагаемый уровень сложности экзаменов в ряде вузов столицы, которые традиционно относят к престижной группе. В процессе достижения этой цели нами были решены некоторые вспомогательные задачи, в частности сформулирована экспертная оценка различных форм приема в вузы (по принципу наибольшей эффективности) и выявлены оптимальные стратегии последнего этапа подготовки абитуриентов к экзаменам.
По данным недавно опубликованного в нашем журнале исследования, посвященного оценке ожидаемого конкурса в вузы Москвы, традиционная форма приема вступительных экзаменов в высшие учебные заведения не только не утратила своей актуальности, но и сохранится в обозримом будущем. В этой связи в рамках своего нового исследования мы сочли необходимым выделить различные аспекты проблемы, снижающие репрезентативность такой формы отбора абитуриентов, в частности остановимся на вопросах качества школьного образования.
Методика. Опрос проводился методом полуформализованного экспертного интервью. В анкете присутствовали закрытые и полузакрытые вопросы. На основании полученных данных нами построены четыре диаграммы, две таблицы упоминаний («сложность экзаменов по конкретным дисциплинам» и «оптимальные стратегии при подготовке к экзаменам») и одна рейтинговая таблица, отражающая оценку уровня сложности вступительных экзаменов в ведущие вузы Москвы (по десятибалльной шкале).
В процессе нашей работы объектом исследования стала современная система высшего образования России, интересующий нас аспект развития которой изучался опосредованно — через мнения специально отобранных экспертов. Предметом исследования являлась оценка уровня сложности вступительных экзаменов в ведущие вузы Москвы, которая рассматривалась с различных точек зрения.
До начала вступительных экзаменов осталось очень мало времени, поэтому нас в первую очередь интересовали обстоятельства, имеющие непосредственное значение при выборе оптимального варианта поступления в вуз, что нашло отражение в выработке некоторых прикладных рекомендаций, которые могут быть полезны для абитуриентов в этот непростой период их жизни.
Эксперты. В ходе исследования нами были проведены интервью с десятью экспертами, которые представляют следующие структуры:
• учреждения среднего общего образования;
• высшие учебные заведения;
• профильные общественные организации;
• отделы образования СМИ.


Эксперты
Андрианов Илья Анатольевич, редактор Интернет-СМИ PRwR.ru; Бахтиарова Нина Григорьевна, директор ГОУ «Многопрофильная гимназия № 1506»; Бражник Александр Владимирович, пресс-секретарь Федерации интернет–образования; Ваганов Андрей Геннадьевич, заведующий отделом науки «Независимой газеты»; Кандаурова Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии МК РФ и РАН; Колесникова Анна Владимировна, журналист газеты «Международник»; Ляховская Мария Алексеевна, корреспондент газеты «Московская правда»; Перова Наталья Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ центр образования № 825 (школа № 825); Рубцова Ирина Борисовна, учитель старших классов школы № 1278; Сиполс Ольга Вильновна, доцент КИЯ РАН (кафедра иностранных языков Российской академии наук).


Вступительные экзамены сегодня: общая характеристика

Несмотря на все усилия государства, направленные на реформирование российской системы образования, основная часть людей, в силу своей профессии так или иначе связанных с ней, настроены крайне консервативно. Только 11 % наших экспертов считают оптимальной формой приема в вуз автоматическое зачисление по результатам ЕГЭ, а подавляющее большинство выступает за сохранение института традиционных вступительных экзаменов. Еще один способ отбора абитуриентов — по результатам предметных олимпиад, активно пропагандируемый силами СМИ и «лидеров мнений», пока также является не слишком популярным и легитимным в глазах профессиональной общественности (диаграмма 1).

При выборе оптимальной формы приема вступительных экзаменов в вузы респонденты также в большей степени симпатизируют классическому варианту, в рамках которого основной приоритет отдают письменной форме сдачи экзаменов (например, написание сочинения). Приоритет, отданный письменной форме приема экзаменов, вполне объясним с точки зрения репрезентативности их итогов, так как результаты письменного экзамена гораздо труднее исправить в нужном русле, да и личное отношение экзаменатора к абитуриенту сказывается не так сильно.
В контексте общего анализа ответов на данный вопрос особого внимания заслуживает то обстоятельство, что автоматический зачет результатов ЕГЭ при приеме в вузы не поддержал ни один из экспертов (диаграмма 2).

Несмотря на приверженность опрошенных экспертов традиционным формам экзаменовки, уровень доверия к действенности этих форм нельзя назвать высоким (полностью уверены в эффективности существующей процедуры приема вступительных экзаменов только 30 % респондентов).
Здесь напрашивается интересный вывод: по всей видимости, специалисты в области образования из двух зол выбирают меньшее. То есть они признают несовершенство существующих форм приема в вузы, но новые формы — более либеральные и менее проверенные на практике — также не считают оптимальными. Поэтому выбор традиционных форм проведения вступительных экзаменов является осознанным решением, а не проявлением пресловутого консерватизма работников сферы образования. Большинство из них склоняются к мнению, что в целях повышения качества отбора абитуриентов старые формы экзаменовки следует наполнить новым содержанием, в первую очередь необходимо исключить факты коррупции, изменить формальное отношение членов приемных комиссий к своим обязанностям, то есть повысить качество проведения этой процедуры (такого мнения придерживаются 70 % опрошенных).

В какой вуз поступить сложнее?

В вузы так называемой престижной группы поступить было сложно всегда, однако и между ними есть ряд различий, которые необходимо учитывать абитуриенту, оценивая свой уровень подготовки и шансы на поступление в выбранное учебное заведение.
Оценивая степень сложности вступительных экзаменов в самые престижные учебные заведения Москвы по десятибалльной шкале, наши эксперты каждому из них поставили более восьми баллов, поэтому рассчитывать исключительно на удачу, намереваясь поступить в любой вуз, упомянутый в рейтинге, не стоит.
Абсолютными лидерами по уровню сложности вступительных экзаменов экспертами названы МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и Финансовая академия при Правительстве РФ (десять баллов из десяти возможных).
Вторая группа вузов, получивших от девяти до десяти баллов, самая многочисленная: в нее вошли Российская экономическая академия им. Плеханова, Государственный университет — Высшая школа экономики, Московский государственный институт международных отношений, Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Российский университет дружбы народов, Московская государственная юридическая академия, Российский государственный медицинский университет, Московский государственный лингвистический университет.
Третья группа (от восьми до девяти баллов), как и первая, не слишком велика. Среди вузов, попавших в нее, — Российский государственный гуманитарный университет, Государственная академия управления и Московский авиационный институт.
В целом анализ полученных данных позволяет нам увидеть реальных лидеров российской системы высшего образования, а также группу вузов, которые к такому лидерству стремятся, но пока его не достигли. При этом следует еще раз подчеркнуть, что разрыв между всеми вузами сложившейся престижной группы — минимальный.

Таблица 1

Название вуза

Уровень сложности экзаменов (баллы)

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

10,0

Московский государственный технический университет им. Баумана

10,0

Российская экономическая академия им. Плеханова

9,3

Финансовая академия при Правительстве РФ

10,0

Государственный университет — Высшая школа экономики

9,3

Московский государственный институт международных отношений

9,6

Российский государственный гуманитарный университет

8,3

Государственная академия управления

8,6

Московский авиационный институт

8,3

Московский физико-технический институт

9,6

Московский инженерно-физический институт

9,3

Российский университет дружбы народов

9,0

Московская государственная юридическая академия

9,3

Российский государственный медицинский университет

9,6

Московский государственный лингвистический университет

9,6

В контексте анализа данных, представленных в табл. 1 интересен ответ на вопрос, экзамены по каким дисциплинам эксперты считают наиболее сложными, безотносительно к вузу, в котором они проводятся. Безусловно, основными факторами здесь являются уровень подготовки абитуриента, а также характер специальности, по которой он планирует продолжить обучение. Однако нельзя отрицать наличия объективного рейтинга сложности вступительных экзаменов по отдельным дисциплинам, традиционно проводимых в российских вузах.
По мнению экспертов, данный рейтинг выглядит следующим образом.

Таблица 2

Дисциплина

Количество упоминаний

Русский язык и литература (сочинение)

8

Обществоведение

6

История

6

Физика

5

Математика

4

Данная расстановка приоритетов, по нашему мнению, достаточно традиционна для отечественной практики, в которой экзамен по русскому языку и литературе, как правило, ставится первым, так как основной отсев абитуриентов происходит именно на этом экзамене. В этой связи следует отметить, что экзамены по дисциплинам гуманитарного цикла, в принципе, представляют большую сложность для испытуемого, так как в большей степени требуют не конкретных знаний, а гибкости мышления.

Эффективные стратегии поступления в вуз
После проведенного анализа (см. выше) имеет смысл рассмотреть группу вопросов, связанных с различными методами подготовки к поступлению в вуз и необходимым исходным уровнем квалификации абитуриентов.
По мнению наших экспертов, качество знаний будущих студентов в существенной мере зависит от степени освоения ими школьной программы. По оценке специалистов, сегодняшнее качество школьного образования нельзя оценить однозначно положительно, хотя существенная доля экспертов (50 %) придерживаются точки зрения, что в большинстве случаев оно соответствует требуемым стандартам качества.
Следует отметить, что уровень подготовки выпускников столичных школ в среднем выше, чем в регионах. Однако ведущие вузы столицы традиционно привлекают абитуриентов со всей страны, поэтому при приеме вступительных экзаменов акцент, как правило, делают не на проверке досконального знания школьной программы, а на оценке умения абитуриента мыслить в русле, необходимом для овладения будущей специальностью (диаграмма 3).

В силу указанного обстоятельства сводить проблему поступления в московские вузы престижной группы исключительно к проблеме обеспечения высокого уровня школьной подготовки было бы неверным, так как, несмотря на формально существующие правила, требования школьных и вузовских преподавателей по одному и тому же предмету сильно различаются.
В этой связи интересен вопрос, какими исходными знаниями, умениями и навыками должен обладать абитуриент для поступления в любой из самых престижных вузов столицы. Наши эксперты выделили следующие качества, которые представленны ниже (диаграмма 4).

Полученные данные говорят о том, что наиболее существенную роль в успехе на вступительных экзаменах в вуз может сыграть уровень профилизации абитуриента. В этой связи интересен тот факт, что многие эксперты, опрошенные в рамках этого и предыдущих исследований, позитивную роль профильного обучения в старших классах школ формально отрицают, хотя по факту признают ее позитивное значение.
Таким образом, чем раньше абитуриент выбрал для себя путь дальнейшего профессионального развития, а именно вуз и, самое главное, специальность, тем больше у него шансов стать студентом. При этом разносторонние знания, наличие которых было непременным атрибутом советской системы образования, сегодня играют не столь первостепенную роль. Данное обстоятельство косвенно указывает на изменение вектора развития российской системы образования и ее переориентацию на подготовку более узкопрофильных специалистов, непосредственно ориентированных на конкретные запросы рынка труда.
Помимо необходимости осознанного подхода к выбору специальности до поступления в вуз есть ряд технологий, применение которых значительно повышает шансы на успех. В основном все варианты личной стратегии, обозначенные нашими экспертами, давно известны и апробированы на практике. Все они ориентированы на долгосрочную и среднесрочную перспективы, поэтому воспользоваться любой из них за месяц до экзаменов вряд ли удастся, поэтому готовиться к поступлению следует заранее. По мнению наших экспертов — за два года до экзаменов, то есть сразу после окончания девятого класса средней школы. Такой точки зрения придерживаются 90 % наших респондентов.

Таблица 3

Стратегии и методы

Количество упоминаний

Занятия с репетитором-реподавателем выбранного вуза

3

Посещение подготовительных курсов при выбранном вузе

4

Активная самоподготовка с использованием учебно-методических материалов вуза, в который планируют поступить

3

Предварительная работа в избранном вузе в течение года, предшествующего поступлению (например, в качестве лаборанта)

1

А что можно порекомендовать тем, кто, несмотря на отсутствие длительной подготовки, хочет попробовать свои силы на вступительных экзаменах в один из вузов, представленных в нашем рейтинге? Обязательно нужно все же рискнуть — не надо отказываться от мечты. Многие люди годами поступают в избранный вуз — и все-таки добиваются своего. Если же желание не слишком сильное, лучше поступить в негосударственный вуз и получить желаемый диплом о высшем образовании, который также поможет со временем найти свое место на рынке труда. Одним словом, каждый человек делает свой выбор и производит расстановку приоритетов согласно своему внутреннему мироощущению и условиям внешней среды. Хотя место для удачного стечения обстоятельств всегда найдется…