Рынок тренингов Новосибирска: своя игра

Людмила Янковенко Источник: Эпиграф

Список тренинговых компаний в Новосибирске год от года растет. На сегодняшний день, по данным Дубль ГИС, в рубрике «бизнес-семинары и тренинги» заявлено более 90 компаний.

Но серьезных игроков, чётко спозиционированных центров обучения, на рынке сейчас чуть более десятка, остальные совмещают несколько видов деятельности и позиционируют тренинги как вспомогательную услугу. Примерно такое же количество заметных фрилансеров, хотя в частном порядке работают немало штатных бизнес-тренеров и преподавателей ВУЗов.

Спортивная арена

Мнения о том, что представляет из себя рынок тренингов Новосибирска, мало расходятся. Руководители компаний оценивают состояние рынка как состояние роста и структурирования.

«Рынок бизнес-тренингов в Новосибирске, на мой взгляд, находится в стадии формирования, – говорит, руководитель Сибирской ассоциации консультантов, к.пс.н. Наталья Гулина. – И на это указывают несколько признаков. Во-первых, рынок предложений иначе как «пестрым» не назовешь – тренинги предлагают специализированные тренинговые компании и центры, консалтинговые компании, компании, специализирующиеся на подборе персонала, учебные центры крупных торговых компаний, компании, специализирующиеся на дополнительном профессиональном образовании. Во-вторых, в сознании большинства руководителей компаний до сих пор не сформировалось мнение о необходимости регулярного обучения персонала и зачастую сталкиваешься с тем, что от тренинга ждут не меньше чем чуда – два дня тренинга продаж – и все продавцы раз и навсегда повышают свой объем продаж в десять раз. То есть понимания того, что это инструмент бизнеса, который требует регулярного применения, пока нет. Таким образом, можно говорить о том, что спрос на тренинги еще далеко не сформирован».

«Одной из наиболее ярких черт данного рынка является наличие большого количества маленьких компаний (а то и вовсе индивидуумов – фрилансеров) и отсутствие общепризнанного лидера, задающего правила и стандарты поведения на рынке», – отмечает президент Бизнес-школы «Самолов и Самолова» Татьяна Самолова. – Хоть об этом и много говорят, однако ни компания-клиент, ни сама тренинговая компания часто не знают, какого именно результата можно ожидать от тренинга и как этот результат использовать во благо как людям (участникам тренинга), так и всей компании. Нет единых стандартов, принимаемых всеми игроками рынка, что делает возможным выход на рынок тренеров и тренинговых компаний разного профессионального уровня и, в свою очередь, приводит клиента в замешательство. Разочарованные некачественным обучением, клиенты могут долго еще не пользоваться данными услугами, поступая по принципу «обжегшись молоком, – на воду дуем» (и их очень легко понять), что весьма тормозит развитие рынка».

«Рынок бизнес-образования в Новосибирске это «рынок-подросток», со свойственными этому этапу энергетикой, организационно-психологической нестабильностью, кризисами приоритетов, – такую характеристику дает менеджер проектов Школы Бизнеса «Люди дела» Юлия Коншина.

— Подавляющее большинство «компаний-КТО», существующих за счет деловой репутации, связей, личного брэнда руководителя или конкретного тренера, консультанта. В таких компаниях отсутствуют стандарты качества, бизнес-процессы слабо структурированы, поэтому ключевые факторы успеха – люди: молодость, энергия, амбиции. Если преодолеют кризис роста и выйдут на уровень технологий – сохранив при этом энергетику, – закрепятся всерьез и надолго.

Психологическая нестабильность проявляется, например, в отсутствии форм сотрудничества и делового партнерства. Пока, к сожалению, рынок не созрел до ассоциаций, союзов. Иногда приходится наблюдать недобросовестную конкуренцию, проявляющуюся в использовании чужого брэнда, демпинге, распространении слухов и сплетен. Только недавно в Новосибирске появился достойный информационный портал (www.vsetreningi.ru), где концентрируется вся информация о рынке бизнес-образования. С определенной долей кредита доверия, можно считать это началом этапа «информационного века» на нашем рынке, т.е. мы близки к качественному скачку».

«Очень остро стоит проблема позиционирования. Учебные центры предлагают примерно один и тот же набор программ, семинаров. И даже – тренеров! – как бы парадоксально это не звучало. Зачастую происходит тривиальная перепродажа тренеров по принципу челночников: «дешево купил – дорого продал». Конкуренция, конечно, идет на всех уровнях: брэнд, продукт, личность, качество, сервис, но в разных процентных соотношениях.

Также нет единой базы тренеров и общедоступной оценки их деятельности (что-нибудь, типа, рейтингов)», – справедливо добавляет директор Центра развития персонала «Интерперсона» Наталья Соколова.

При данном состоянии рынка, по мнению экспертов, говорить о «нишах» не совсем уместно, так как рынок слишком уж «разрежен».

По словам директора Центра «Харизма» Анны Власовой, не заняты не только все ниши, но даже и на достаточно простые темы не всегда легко найти хорошего тренера. «К примеру, в последнее время выросло число запросов на тему по тайм-менеджменту. Мы давно ищем дополнительных авторов на данную тему – это проблема в Новосибирске», – говорит она.

Однозначно можно сказать о неком переломном моменте на рынке и переходе его в новую фазу. При присущей этому рынку динамичности, новосибирские тренинговые компании стали улавливать такой момент, что люди в бизнесе делятся на две категории: наемные сотрудники и владельцы бизнеса, и для большей эффективности внимание нужно уделять каждому сегменту в отдельности.

 Тактические схемы

Примерно так же, как на рынке мобильных телефонов, в сфере обучения предложение, а не спрос формирует рынок. Можно констатировать, что устойчивый спрос сформирован на активные продажи, телефонные переговоры, то, что продается уже десятилетиями, бессмертно в принципе и будет в фаворитах еще не один год.

По ощущениям Татьяны Самоловой, рынок формируется все-таки за счет спроса, хотя этот самый «спрос» не всегда конкретно и четко сформулирован. Тут уж, конечно, наша задача – понять клиента, помочь ему разобраться в том, что же ему все-таки надо (а так же – чего не надо!).

«Новые тенденции непроявленного или едва проявленного спроса «производителями» улавливаются слабо. Над формированием спроса на инновационный обучающий и тренинговый продукт работа тренинговыми компаниями практически не ведется, – считает директор компании «Степанова и Партнёры» Наталья Степанова.

Управляющий партнёр КА «Business connection» Ильгиз Валинуров не сомневается, что именно качественное предложение формирует спрос. «Если есть качественный тренинг и тренер, то участники соберутся. Спрос очень индивидуален, поэтому ориентироваться на него сложно. Даже если компании важно обучиться, например, работе с дебиторской задолженностью, то в момент проведения потенциальный участник может быть в командировке, отпуске, срочно готовить отчет, могут закончиться бюджеты и т.д. Важный момент – продвижение. Клиентская база сейчас динамична и сложно говорить о лояльности. Сегодня вы учитесь у одной компании, завтра – у другой, так как менеджер продаж сам не проводит обучения, то привыкания к нему не происходит», – рассуждает он.

По мнению менеджера проектов Школы Бизнеса «Люди дела» Юлии Коншиной, в сегменте корпоративных проектов ситуация выходит на партнерский уровень: клиенты могут диагностировать проблемы своих компаний и поставить разумные задачи перед консультантами, с другой стороны, они открыты к общению и прислушиваются к мнению экспертов.

 Во что играют

Тренинги продаж и обслуживания пока лидируют, но их уже догоняют по запросам тренинги, связанные с развитием управленческих навыков топ-менеджеров и среднего управленческого звена, тренинги командопостроения. В последнее время все чаще стали появляться запросы на более нестандартные темы.

Будущее, на взгляд Натальи Соколовой, за тренингами для топов (их будет ещё больше), в силу того, что тренинг для них – это ещё и тусовка, общение, обмен опытом.

Н. Соколова надеется, что успехом будут пользоваться тренинги по снятию внутреннего напряжения и конфликтности (телесно-ориентированная терапия, дыхательные и медитативные практики), так как эффективное общение всегда строится на безусловном приятии партнера.

 Игровые тенденции

Говоря о тенденциях развития рынка, все эксперты отмечают рост профессионализма, узкую специализацию и учет специфики компании – заказчика.

Наталья Гулина разделяет их пошагово. «Первый шаг – это профессионализация игроков. Очевидно, что второй заказ получает тот, кто успешно выполнил первый. Таким образом, непрофессионалы будут отсеиваться. Вторым этапом должно стать «разделение труда». Сегодня большинство бизнес-тренеров ведет любые бизнес-тренинги. Но тренинг формирования команды, например, значительно отличается по всем параметрам от тренинга продаж. И примеры таких процессов уже есть – Гандапас ведет только тренинги, относящиеся к разным форматам публичных выступлений.

И узкие специалисты высокого уровня, работающие в одном-двух направлениях, – это дело будущего. Третий шаг – это возникновение «индивидуального» спроса на бизнес-тренинги, то есть, тренинги, созданные под конкретный запрос конкретного предприятия и призванные решать конкретные задачи. В Москве мы уже можем наблюдать примеры – компания «Тренинговый бутик» Марка Кукушкина. И вот тогда можно будет говорить о сформированности рынка бизнес-тренингов».

Ильгиз Валинуров: Московские компании регулярно выходят с предложениями сотрудничества. Вопрос в том, будут ли они реально полномасштабно выходить на регионы? Пока такого ощущения нет. Наши с ними встречи в Москве показывают, что работа с регионами больше анализ рынка, промо-акция и эксперимент, чем их бизнес-стратегия.

Расти будет рынок корпоративного обучения, открытых программ будет меньше. Для массового обучения, для менеджеров среднего звена корпоративное обучение дешевле и разумнее с точки зрения внедрения знаний и оценки результатов. Корпоративный сегмент останется для руководителей, но это и самый сложный сегмент с точки зрения продаж. Качество продающих менеджеров однозначно должно быть высоким.

Наталья Степанова: Будет расти спрос не просто на тренинг, а на «услуго/продукт», когда компания в результате тренинга получает не просто навыки и знания, а еще и материализованный продукт: образно говоря, «детали», «узлы» и «инструменты», которые встраиваются в ее бизнес-процессы и работают.

Галина Логвинова, директор тренинг-центра «Эрфольг», «Академии Коучинга»: «Компании, которые предлагают совместную работу в проекте – «У» в кубе – Уникальных специалистов, Уникальные стратегии, Уникальные результаты. Так как именно «стратегический шаг» – а не «компания» и не «отрасль» – является подходящей единицей, позволяющей объяснить высокую эффективность деятельности компании. Стратегический шаг, – включающий в себя набор действий и решений руководства, связанных с разработкой крупных бизнес-предложений и открытием путей к новым мультимиллиардным рынкам в разных сферах бизнеса. Я могу с уверенностью сказать, что уже есть и будет расти спрос на услуги компаний, которые будут развивать инновационные ценности – новый способ мышления и воплощения стратегий, создающих такой скачок в ценности как для покупателей, так и для компаний, тем самым предоставляя возможность открывать новые, неохваченные конкуренцией пространства».

В современных компаниях 70–80% всего, что делается людьми, создается при помощи их интеллекта. Сотрудники компаний объединяют технологии и капиталы с идеями и знаниями, превращая все это в конкурентоспособный рыночный продукт.