Коучинг. Тёмная лошадка на рынке бизнес-образования

29.06.2006 / Коучинг
Екатерина Клестова-Надеева Источник: Trainings

Как часто в жизни мы попадаем в ситуации, которые отождествляем с «битьем о стену» — абсолютно бесполезным занятием, не приводящим ни к каким результатам. Обычно в такие моменты вспоминаются сказки про Емелю и щуку, Золушку и фею, старика и золотую рыбку… Очень хочется попасть туда, где за тебя решат все твои проблемы, по мановению волшебной палочки.

Самое парадоксальное, что волшебниками могут стать сами люди, а роль золотой рыбки, щуки или феи прекрасно может сыграть таинственный человек, имя которому Коуч.

Наши эксперты:
Ирина Друзь – ведущий консультант направления «Организационное развитие и менеджерские программы», Business Training Russia
Марина Данилова — коуч-консультант, заместитель директора НОУ ДПО «Институт коучинга»
Леонид Кроль – директор Центра обучения «КЛАСС»
Александр Савкин – директор НОУ ДПО «Институт коучинга»
Светлана Хамаганова – сертифицированный коуч, директор «Академии Life-коучинга»
Светлана Чумакова — профессиональный сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (ICF), глава представительства ICF в России, директор Международной Академии Корпоративного Управления и Бизнеса (Международная Академия Коучинга)

Кто такой коуч и в чем заключаются его обязанности?

Официальная формулировка Международной Федерации Коучинга (МФК/ICF): «Коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни».

Коуч – это человек, который умеет задавать вопросы и молчать. Умеет не вмешиваться с умными советами, а лишь не позволяет человеку «заблудиться».

«Коуч предполагает, что у «ученика» уже есть все, что нужно для решения задачи, но он это пока, по каким-то причинам, не использует. Соответственно, задача коуча – помочь человеку «раскопать» в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике», — говорит Ирина Друзь.

Несколько иной точки зрения придерживается Леонид Кроль: «Коучинг — это когда умный консультирует занятого. Если можно нанять человека, чтобы он тебя повозил, почему бы не нанять, чтобы он за тебя подумал? Коучинг — это возможность задавать вопросы глупые, провокационные, неожиданные, наиболее больные, второстепенные. И в процессе ответов формировать новые вопросы точнее, пока сам не пойдешь по тропе ответов. Коучинг — это возможность не разбираться во всем лучше всех».

Коучинг можно разделить на два вида:

*Директивный
«Если ко мне приходит клиент и говорит: «Я купил новую зажигалку, но не знаю, как ею пользоваться. Помогите мне, пожалуйста!» — будет смешно, если я предложу ему долго смотреть на нее, пытаться взглядом заставить ее гореть. Я просто покажу, как ею пользоваться», — поясняет Александр Савкин.

*Недирективный
«Но задача коуча заключается, прежде всего, в создании пространства, в котором человек осознает свою ответственность за все свои действия и хочет иметь эту ответственность, потому что это не груз, а свобода принятия решений и их реализации», — говорит Александр.

Зачем нужен коучинг?

Бизнес-коучинг решает проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Личностный (life-коучинг) – занимается внутренними психологическими проблемами, снятием ограничений, созданных негативным жизненным опытом или общественным мнением.

«Цель коучинга — раскрытие лучшего в людях и в командах для их максимальной эффективности в важных для них областях деятельности. Коучинг является прагматичным подходом, поскольку коуч вместе с клиентом проясняют и определяют набор количественных и качественных критериев, по которым клиент (и его окружение) будут узнавать о его результатах», — утверждает Светлана Чумакова.

Сколько клиентов, столько мнений: цель занятий с коучем заказчик услуги всегда определяет сам. В этом заключается творческая часть работы коуча: в коучинге индивидуальный подход к каждому перестаёт быть всего лишь рекламным ходом.

«Коуч и его клиент вместе изучают «карту мира» клиента, выбирают цель путешествия. Затем они прокладывают маршрут, изучают возможные препятствия, составляют план, оценивают имеющиеся ресурсы, запасаются всем необходимым (знаниями, навыками, информацией), снаряжают «корабль» и – в путь! Но в «плавание» человек уже отправляется самостоятельно», — таково мнение Ирины Друзь.

Наилучший результат работы коуча, это когда через некоторое время клиент говорит: «Спасибо, но ты мне больше не нужен. Дальше я могу (и хочу!) идти сам». Ирина Друзь


Кто заказывает коучинг?

В России коучинг только начинает набирать обороты. Его очень часто приравнивают к психотерапии, что создаёт негативные ассоциации.

К коучу за помощью обращаются обычно топ-менеджеры или владельцы бизнеса. «Это связано не только с тем, что это самая заинтересованная в изменениях аудитория, но и самая платежеспособная», — считает Светлана Хамаганова. Действительно, далеко не каждый рядовой сотрудник может позволить себе оплатить коуч-сессию.

Почему они идут именно к коучу? На этот вопрос очень точно, хотя и в несколько шутливой форме, ответил Леонид Кроль.

«К коучу обращаются:

1.Когда к психотерапевту неприлично, но что-то поправить хочется.

2.Когда интересно поговорить с новым, может быть умным и профессиональным человеком, а с кем именно — пока не понятно.

3.Когда настаивают заботящиеся подчиненные.

4.Когда соседи по «этажу жизни» это сделали, и получилось достаточно интересно в пересказе.

5.Конкретные запросы из вышеуказанных: улучшение управления временем, состоянием, стрессом, коммуникацией, имиджем».

Светлана Чумакова группирует запросы в бизнес-коучинге следующим образом:

*«планирование бюджетов и постановка целей;

*сбалансированное совмещение работы и личной жизни;

*достижение максимальной эффективности на рабочих местах;

*поиск лучших решений и дизайн эффективных стратегий;

*расстановка приоритетов в проектах;

*продвижение бизнеса.

Частные клиенты формулируют свои запросы так:

*лучше устанавливать цели и быстрее их достигать;

*больше зарабатывать;

*быстрее продвигаться по карьерной лестнице;

*находить лучшие решения;

*устроить личную жизнь;

*больше влиять на общество и мир;

*сделать свою жизнь проще;

*снизить стресс и раздражение».

Как выбрать коуча?

Кому же доверить свою жизнь? Непрофессионал, с которым легко столкнуться в силу популярности и неосвоенности направления, может в два счёта пустить наш «корабль» на дно.

Прислушаемся к советам наших экспертов. Светлана Чумакова рекомендует «протестировать» коуча по трем критериям:

*«Есть ли у этого коуча успешный опыт в работе с клиентами моего уровня и с целями, похожими на мои?

*Чувствую ли я себя хорошо и хочу ли действовать, когда я общаюсь с этим коучем?

*Будет ли этот коуч содействовать моему развитию, будет ли он формулировать вызовы для меня, способствующие моему росту?

В дополнение можно также:

— спросить коуча о его образовании, опыте в коучинге, его сертификации в аккредитованной школе или в МФК;

знать о его предыдущем опыте работы (психотерапия, консалтинг, тренинги, спорт или преподавательская деятельность) и сопоставить со своими запросами и потребностями».

Рекомендации Марины Даниловой:

*«Понять – кому в большей степени мог бы доверять, открыться? – Мужчине или женщине, возраст, что-то еще, что важно для вас.

*Заглянуть в Интернет – почитать статьи и представление коучей. В статьях очень многое видно – на какую идеологию человек опирается, что для него ценно в собственной работе. Соотнести это со своими ценностями и ожиданиями.

*Встретиться хотя бы с тремя коучами – поговорить и прислушаться к сердцу – своего человека Вы не пропустите».

Перед окончательным решением о долгосрочном сотрудничестве, по мнению Ирины Друзь, нелишним будет проведение тендера, а также возможность проведения первой пробной сессии. Золотое правило для любых видов услуг – не доверяйте безоговорочно тем профессионалам, которые готовы взяться за решение всех проблем и обещают 100 % результат.

Не стоит забывать и о том, что коуч – это не наставник, готовый решать проблемы за вас. «Наставничество существует между руководителем и подчиненным. Это скорее постоянное слежение и улучшение процесса, а через него — результата. Наставник — домашний доктор. Коуч — приглашенный специалист, консультант, участник консилиума. Он отвечает за свои «процедуры» и часто находится в контакте с наставником», — считает Леонид Кроль.

Как можно оценить результат работы коуча?

Используется несколько подходов – от традиционных до самых необычных.

Например, Светлана Хамаганова оценивает результаты своей работы так. «Если речь идет о корпоративном коучинге, то составляется профиль с оценкой имеющихся навыков, и по мере проведения коучинга проводится регулярная совместная оценка прироста умений. При персональном коучинге – тема результатов менее формализована, но, тем не менее, мы также можем опираться только на развитие новых умений, которые позволяют достигать результатов».

Светлана Чумакова обращается к методолгии ROI: «Оценка работы проводится по методикам определения ROI (оценка возврата инвестиций) индивидуально в каждом контракте. Здесь сопоставляются финансовые результаты клиента после проведения коучинга — с инвестициями в коучинг для него. При этом принимаются замеры как количественных, так и качественных изменений и результатов. Например, можно измерить увеличение объема продаж, уменьшение времени, необходимого для заключения контрактов, уменьшение издержек для выполнения бизнес-процессов или выполнения проекта, увеличение доходности или прибыли и т.д. С частными заказчиками можно определять уровень удовлетворенностью жизнью, или улучшение климата в семье и т.д.»

«Уменьшение тревоги по тому, что количество охраны уменьшается, как и бонусы начальнику ее службы. Настроение повышается: по количеству улыбок, времени неприхода на работу, побочным занятиям, приносящим удовольствие», — так неформально измеряет эффективность коучинга Леонид Кроль.

Что такое коуч-сессия?

Коуч-сессия – это рабочая встреча с клиентом (1- 3 часа). Из сессий формируются модули по 4 – 5 встреч с перерывом и последующим пересмотром темы и ожиданий либо регулярная работа в течение 3 – 6 месяцев с переходом на поддерживающий режим.

В качестве примера поведения коуча можно привести подход «Правила для себя», используемый Леонидом Кролем.

Свой язык с каждым, а не стереотипы общения.

Отслеживается не просто человек, а разные его состояния. Нужно найти для себя личный смысл во внимании к этим состояниям.

Способность к «коротким стоп-кадрам» — остановился, огляделся, спросил себя «что вижу», «как это назвать» и «с чем зарифмовать».

Краткость общения: лакончиный рассказ, намеченный ряд заложенных валентностей на будущее.

Подводить этапные итоги: по отношению, содержанию, распределенной власти.

Стили: вопрошания, провокативный, дидактический, директивный, гламурный, пафосный, «сборник готовых правил».

Играть, быть собой, быть другим.

«Коуч-сессия похожа на разговор двух друзей, из которых один очень доверительно рассказывает, а другой очень внимательно слушает, — говорит Марина Данилина. — Тот, кто слушает, еще «отзеркаливает» суть высказываний и невербальные проявления рассказчика, задает вопросы и просто молчит.

На первый взгляд, всё очень просто. Но когда фигуристы-профессионалы движутся по льду, зрителям тоже кажется, что это необычайно легко».

Возможны ли дистанционные сеансы коучинга?

Дистанционных коуч-сессий проводятся, например, по телефону или интернету. В США до 90 % коучей работают именно в таком режиме.

Плюсы:

*экономия времени;

*решение ситуаций, когда помощь коуча нужна «здесь и сейчас», а вы находитесь с ним в разных городах.

Минусы:

*отсутствие визуального контакта может снижать эффективность встречи. По мнению Ирины Друзь, фундаментом процесса коучинга является доверие клиента к своему коучу. Доверять же человеку, которого ты никогда не видел, а только слышал по телефону, сможет далеко не каждый. Поэтому, как правило, дистанционному коучингу предшествуют ряд личных встреч, на которых закладываются основы партнерских отношений.

*ограниченность средств, которые коуч может использовать. Так, например, он не сможет при необходимости снять на камеру действия клиента и затем вместе проанализировать или отправиться с клиентом «в поля», чтобы понаблюдать за его работой.

В связке «коуч-клиент» нет ведущего и ведомого. Майлз Дауни, директор по учебной работе Лондонской школы коучинга: «Коуч – это человек, который должен помочь нам поверить в себя и доверять себе, а не посторонним лицам. И если коуч просит о доверии, то единственный способ оправдать это доверие – вернуть его сторицей тому, кого он тренирует. Единственное право, которого требует коуч, это право сказать другому человеку: «Поверь в себя».