Воспитать лидера в бизнес-школе

Юлия Беловицкая

Выпускники бизнес-школ, ставшие известными предпринимателями, безусловно, являются украшением и гордостью своей alma mater. И их пример заставляет задуматься, любой ли может стать лидером, окончив программу МВА? Об этом рассуждают участники нашего круглого стола.

Лидером рождаются

Коллектив всегда нуждался и нуждается в лидере, который бы бесстрашно встречал любые перемены и умел предвидеть их последствия. В современном мире именно харизматичные менеджеры, занимающие ключевые позиции в компаниях, способны обеспечить конкурентные преимущества и успешность протекания основных производственных процессов.
Но кто они — лидеры бизнеса и чем отличаются от обычных руководителей? «Авторитет руководителя выстраивается на умении подчинять и организовывать, а авторитет лидера — на способности влиять. Последователи идут за ним неформально, ценя его личные качества, способности инновационно мыслить, воспринимать и генерировать новое» — считает Владимир Фальцман, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ. С ним соглашается Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ: «Лидер обязательно должен быть креативен и предприимчив, обладать талантом интегратора, сплачивающего людей, очаровывать окружающих новыми идеями, вести за собой, знать свой бизнес и обладать большим трудолюбием».
Эксперты утверждают, что аудитория слушателей программ МВА во многом состоит из явных или потенциальных лидеров: неамбициозные люди вряд ли будут вкладывать большие деньги в развитие собственной карьеры. Однако не стоит впадать в эйфорию, ведь способностью к предпринимательству обладает не более 6-10% людей. Юрий Тазов, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ: «Бытует мнение, что выпускники школ бизнеса на 100% являются лидерами, способными руководить компаниями. Это не совсем так, несмотря на то, что доля лидеров среди слушателей бизнес-школ достаточно высока. И все же, поскольку выпускников бизнес-школ, являющихся менеджерами среднего звена больше, для них важнее уметь встраиваться в существующую систему корпорации».

В ногу со временем

Российские бизнес-школы лишь недавно столкнулись с запросом на развитие личностных качеств менеджеров. В 90-е годы программы МВА были своего рода экономическим ликбезом для огромного количества людей, не имевших опыта деятельности в условиях рыночной экономики. Сейчас, когда значительная часть компаний в России уже имеет неплохой состав топ-менеджеров, человеческий фактор важен как никогда. «Отвечая на вопрос, какие выпускники программ МВА нужны, работодатели говорят: «Лидеры, способные к командной работе». Казалось бы, плохо сочетаемые качества, — говорит Александр Сергеев, руководитель программы «Школа педагогики МВА МИРБИС». — Это кажущееся противоречие разрешимо, если понимать лидерство как функцию групповой задачи, когда грамотный менеджер осознает, в какой роли он нужен — организатора, консультанта или специалиста определенного профиля».
По мнению Сергея Мясоедова, российские бизнес-школы должны активно изучать западный опыт организации учебного времени слушателей, поскольку он значительно богаче отечественного. «Мы стараемся, чтобы преподаватели общались с зарубежными коллегами, а также с лучшими профессорами из регионов и стран СНГ. Такое общение позволяет четче улавливать современные тенденции, в том числе и в развитии лидерства», — говорит он.

В поисках верного пути

Принципиально новые запросы на компетенции менеджеров требуют новых подходов. «Вопросам лидерства в бизнес-школах посвящается значительная часть времени таких курсов, как «Business Communication», «Лидерство и построение команд», «Мягкие технологии управления людьми», «Профессиональные навыки менеджера» и другие», — рассказывает Юрий Тазов. По его мнению, навыки планирования, самоорганизации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости, навыки эффективного делового общения, умение вырабатывать стратегию поведения в конфликтных ситуациях, умение ставить и достигать цели формируют фундаментальную базу для будущего лидера.
Владимир Фальцман подчеркивает значимость психологической составляющей при работе в коллективе: «Нередко на программах МВА предлагается специальный курс «Лидерство», хотя частично вопросы формирования управленческих навыков изучаются в рамках других дисциплин, например в «Коммуникационном менеджменте». Основная идея заключается в том, что в деловых переговорах, в общении с партерами нужно уметь обнаруживать и пресекать попытки манипуляций, контролировать ситуацию».
В то же время, по словам Александра Сергеева, появление в структуре программы МВА одного-двух спецкурсов по лидерству проблемы не решают. «Развитие данной компетенции возможно только в том случае, если все занятия в бизнес-школе независимо от их специализации будут объединены общей задачей. В рамках любого курса, будь то финансовый менеджмент, статистика или маркетинг, слушателя необходимо погружать в ситуацию, когда он будет активно проявлять волевые качества, интеллектуальные и организаторские способности», — говорит он.
По мнению Сергея Мясоедова, нельзя не учитывать и качество аудитории, в которой происходит обучение менеджеров и предпринимателей; чем выше процент состоявшихся людей в группе, тем больше вероятность успеха. «Наиболее сильный состав слушателей обычно собирается на Executive MBA, куда приходят руководители высшего эшелона. И когда тренинги развития эмоционального интеллекта «встроены» в структуру данной программы, а ведущие — профессионалы международного класса, результат обязательно будет позитивным».

Развитие таланта

Разумеется, прослушав цикл лекций нельзя стать лидером. Совсем иные перспективы у участников интерактивных занятий. «В ролевой игре группа слушателей из 20-25 человек обычно разбивается на 4-5 «предприятий», конкурирующих на рынке, — рассказывает Владимир Фальцман. — Внутри каждой такой минигруппы определяется генеральный директор, финансовый менеджер, менеджер по управлению персоналом и т.д. Однако в ходе занятия часто оказывается, что в силу своих лидерских качеств человек может добровольно взять на себя более широкие функции и полномочия. Таким образом, помимо формальных, появляются неформальные лидеры».
По мнению Александра Сергеева, одной из основных задач педагога является моделирование таких ситуаций, в которых разные люди могли бы проявить управленческие качества. «В зависимости от решаемой задачи может быть выделен профессиональный лидер, интеллектуальный или эмоциональный, — говорит он. — И не обязательно один человек должен брать на себя все эти функции; иногда команда сама способна выдвигать лидера в нужной ситуации».
В комфортных и безопасных условиях тренинга человек получает возможность почувствовать себя лидером, но  психологически это состояние мало чем отличается от того, что испытывают менеджеры в момент принятия реального бизнес-решения. Переживание подобных эмоций важно для самооценки будущего руководителя и его личностной реализации.
«Лекционные занятия не должны занимать более 40% учебного времени, — говорит Сергей Мясоедов. — Ведь свой талант лидеры развивают в процессе интерактивных упражнений — case-studies, тренингов, мозговых штурмов, общаясь с такими же как и они управленцами. Ведущие школы бизнеса предлагают слушателям обычно не менее 200 кейсов и 15 тренингов. Очень важен процесс взаимообогащения, обмена опытом, обсуждение тех или иных управленческих решений».
По мнению Александра Сергеева преподаватели традиционной высшей школы, привыкшие к лекционным занятиям, плохо справляют с новыми задачами. «Именно наличие интерактивных форм обучения в современных программах МВА и позволяет говорить о возможности развития лидерских качеств, что совершенно не учитывается в академических вузах. Сегодня все школы испытывают дефицит специалистов, владеющих методикой обучения менеджеров».
В западной практике понятие лидерства тесно связано с понятием эмоционального интеллекта. Человек с развитым EQ умеет управлять своими и чужими эмоциями, это выражается в некотором артистизме лидера, его умении выбрать роль, соответствующую данному моменту. «Эмоциональный интеллект проявляется в умении использовать свой коммуникативный потенциал, концентрировать энергию для общения с другими, — говорит Юрий Тазов. — В отличие от обычного интеллекта и профессиональных знаний, эти навыки развиваются на специальных психологических тренингах и тренингах личностного роста».
Настоящий лидер определяет до 70% успеха организации или ее структурного подразделения. Однако он же может стать настоящей головной болью для сотрудников, например, если его методы будут отличаться авторитарностью. «Огранка» таланта лидера в бизнес-школе — задача непростая. Для этого хороши все формы: решение кейсов, участие в конференциях, выезды на зарубежные семинары, где можно пообщаться с мировыми гуру менеджмента.

Собственники и наемники

По мнению экспертов, около 20% выпускников бизнес-школ становятся владельцами собственного бизнеса. «Как правило, это происходит в течение года-двух после окончания, — говорит Юрий Тазов. — Есть многочисленные примеры открытия своих компаний слушателями». Наиболее популярны такие отрасли, как производство, торговля, логистика, IT, реклама.
С другой стороны, «основная задача бизнес-школы заключается не в том, чтобы человек открыл свое дело», считает Александр Сергеев. «Выпускник должен уметь решать управленческие задачи, а в какой роли — наемного менеджера или собственника — это в общем неважно», — продолжает он. По словам Владимира Фальцмана, «число желающих открыть свой бизнес год от года не увеличивается, а даже уменьшается. И это связано с общей ситуацией в экономике, с доминированием монополизации и укрупнением предприятий». Впрочем, лидер не обязательно должен быть собственником, но он обязан обладать предпринимательским даром, способностями к стратегическому анализу и интуицией.
Таким образом, выпускник бизнес-школы получает возможность выбирать. Он владеет необходимыми инструментами для воплощения в жизнь самых грандиозных проектов, он знаком с ведущими мировыми разработками в развитии лидерства. За плечами — опыт практических занятий. Дальнейшее приложение имеющихся знаний зависит от конкретного человека, его личности, его таланта…

Стоит ли получать степень MBA в период пандемии коронавируса?

С учётом текущих обстоятельств, правильным ли будет решение поступить в бизнес-школу для получения степени MBA?

Что думают работодатели о получении степени MBA онлайн

Большинство работодателей положительно относятся к дипломам онлайн-программ, выдаваемым авторитетными университетами, но некоторые...

Для чего нужна программа MБA глобального лидерства?

В программу MБA госуниверситета Нью-Йорка, Эмпайр-Стейт-колледжа вложили много интеллектуальных ресурсов для разработки и реализации новых MБA в мировом лидерстве.

Руководить или не руководить: женский вопрос

Master of Business Administration — престижная степень в бизнес-образовании, ориентированная больше на получение практического опыта...

Воспитать лидера в бизнес-школе

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.