Как часто в жизни мы попадаем в ситуации, которые отождествляем с «битьем о стену» — абсолютно бесполезным занятием, не приводящим ни к каким результатам. Обычно в такие моменты вспоминаются сказки про Емелю и щуку, Золушку и фею, старика и золотую рыбку… Очень хочется попасть туда, где за тебя решат все твои проблемы, по мановению волшебной палочки.
Самое парадоксальное, что волшебниками могут стать сами люди, а роль золотой рыбки, щуки или феи прекрасно может сыграть таинственный человек, имя которому Коуч.
Наши эксперты:
Ирина Друзь – ведущий консультант направления «Организационное развитие и менеджерские программы», Business Training Russia
Марина Данилова — коуч-консультант, заместитель директора НОУ ДПО «Институт коучинга»
Леонид Кроль – директор Центра обучения «КЛАСС»
Александр Савкин – директор НОУ ДПО «Институт коучинга»
Светлана Хамаганова – сертифицированный коуч, директор «Академии Life-коучинга»
Светлана Чумакова — профессиональный сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (ICF), глава представительства ICF в России, директор Международной Академии Корпоративного Управления и Бизнеса (Международная Академия Коучинга)
Кто такой коуч и в чем заключаются его обязанности?
Официальная формулировка Международной Федерации Коучинга (МФК/ICF): «Коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни».
Коуч – это человек, который умеет задавать вопросы и молчать. Умеет не вмешиваться с умными советами, а лишь не позволяет человеку «заблудиться».
«Коуч предполагает, что у «ученика» уже есть все, что нужно для решения задачи, но он это пока, по каким-то причинам, не использует. Соответственно, задача коуча – помочь человеку «раскопать» в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике», — говорит Ирина Друзь.
Несколько иной точки зрения придерживается Леонид Кроль: «Коучинг — это когда умный консультирует занятого. Если можно нанять человека, чтобы он тебя повозил, почему бы не нанять, чтобы он за тебя подумал? Коучинг — это возможность задавать вопросы глупые, провокационные, неожиданные, наиболее больные, второстепенные. И в процессе ответов формировать новые вопросы точнее, пока сам не пойдешь по тропе ответов. Коучинг — это возможность не разбираться во всем лучше всех».
Коучинг можно разделить на два вида:
Директивный
«Если ко мне приходит клиент и говорит: «Я купил новую зажигалку, но не знаю, как ею пользоваться. Помогите мне, пожалуйста!» — будет смешно, если я предложу ему долго смотреть на нее, пытаться взглядом заставить ее гореть. Я просто покажу, как ею пользоваться», — поясняет Александр Савкин.
Недирективный
«Но задача коуча заключается, прежде всего, в создании пространства, в котором человек осознает свою ответственность за все свои действия и хочет иметь эту ответственность, потому что это не груз, а свобода принятия решений и их реализации», — говорит Александр.
Зачем нужен коучинг?
Бизнес-коучинг решает проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Личностный (life-коучинг) – занимается внутренними психологическими проблемами, снятием ограничений, созданных негативным жизненным опытом или общественным мнением.
«Цель коучинга — раскрытие лучшего в людях и в командах для их максимальной эффективности в важных для них областях деятельности. Коучинг является прагматичным подходом, поскольку коуч вместе с клиентом проясняют и определяют набор количественных и качественных критериев, по которым клиент (и его окружение) будут узнавать о его результатах», — утверждает Светлана Чумакова.
Сколько клиентов, столько мнений: цель занятий с коучем заказчик услуги всегда определяет сам. В этом заключается творческая часть работы коуча: в коучинге индивидуальный подход к каждому перестаёт быть всего лишь рекламным ходом.
«Коуч и его клиент вместе изучают «карту мира» клиента, выбирают цель путешествия. Затем они прокладывают маршрут, изучают возможные препятствия, составляют план, оценивают имеющиеся ресурсы, запасаются всем необходимым (знаниями, навыками, информацией), снаряжают «корабль» и – в путь! Но в «плавание» человек уже отправляется самостоятельно», — таково мнение Ирины Друзь.
Наилучший результат работы коуча, это когда через некоторое время клиент говорит: «Спасибо, но ты мне больше не нужен. Дальше я могу (и хочу!) идти сам». Ирина Друзь
Кто заказывает коучинг?
В России коучинг только начинает набирать обороты. Его очень часто приравнивают к психотерапии, что создаёт негативные ассоциации.
К коучу за помощью обращаются обычно топ-менеджеры или владельцы бизнеса. «Это связано не только с тем, что это самая заинтересованная в изменениях аудитория, но и самая платежеспособная», — считает Светлана Хамаганова. Действительно, далеко не каждый рядовой сотрудник может позволить себе оплатить коуч-сессию.
Почему они идут именно к коучу? На этот вопрос очень точно, хотя и в несколько шутливой форме, ответил Леонид Кроль.
«К коучу обращаются:
1.Когда к психотерапевту неприлично, но что-то поправить хочется.
2.Когда интересно поговорить с новым, может быть умным и профессиональным человеком, а с кем именно — пока не понятно.
3.Когда настаивают заботящиеся подчиненные.
4.Когда соседи по «этажу жизни» это сделали, и получилось достаточно интересно в пересказе.
5.Конкретные запросы из вышеуказанных: улучшение управления временем, состоянием, стрессом, коммуникацией, имиджем».
Светлана Чумакова группирует запросы в бизнес-коучинге следующим образом:
«планирование бюджетов и постановка целей;
сбалансированное совмещение работы и личной жизни;
достижение максимальной эффективности на рабочих местах;
поиск лучших решений и дизайн эффективных стратегий;
расстановка приоритетов в проектах;
продвижение бизнеса.
Частные клиенты формулируют свои запросы так:
лучше устанавливать цели и быстрее их достигать;
больше зарабатывать;
быстрее продвигаться по карьерной лестнице;
находить лучшие решения;
устроить личную жизнь;
больше влиять на общество и мир;
сделать свою жизнь проще;
снизить стресс и раздражение».
Как выбрать коуча?
Кому же доверить свою жизнь? Непрофессионал, с которым легко столкнуться в силу популярности и неосвоенности направления, может в два счёта пустить наш «корабль» на дно.
Прислушаемся к советам наших экспертов. Светлана Чумакова рекомендует «протестировать» коуча по трем критериям:
«Есть ли у этого коуча успешный опыт в работе с клиентами моего уровня и с целями, похожими на мои?
Чувствую ли я себя хорошо и хочу ли действовать, когда я общаюсь с этим коучем?
Будет ли этот коуч содействовать моему развитию, будет ли он формулировать вызовы для меня, способствующие моему росту?
В дополнение можно также:
спросить коуча о его образовании, опыте в коучинге, его сертификации в аккредитованной школе или в МФК;
узнать о его предыдущем опыте работы (психотерапия, консалтинг, тренинги, спорт или преподавательская деятельность) и сопоставить со своими запросами и потребностями».
Рекомендации Марины Даниловой:
«Понять – кому в большей степени мог бы доверять, открыться? – Мужчине или женщине, возраст, что-то еще, что важно для вас.
Заглянуть в Интернет – почитать статьи и представление коучей. В статьях очень многое видно – на какую идеологию человек опирается, что для него ценно в собственной работе. Соотнести это со своими ценностями и ожиданиями.
Встретиться хотя бы с тремя коучами – поговорить и прислушаться к сердцу – своего человека Вы не пропустите».
Перед окончательным решением о долгосрочном сотрудничестве, по мнению Ирины Друзь, нелишним будет проведение тендера, а также возможность проведения первой пробной сессии. Золотое правило для любых видов услуг – не доверяйте безоговорочно тем профессионалам, которые готовы взяться за решение всех проблем и обещают 100 % результат.
Не стоит забывать и о том, что коуч – это не наставник, готовый решать проблемы за вас. «Наставничество существует между руководителем и подчиненным. Это скорее постоянное слежение и улучшение процесса, а через него — результата. Наставник — домашний доктор. Коуч — приглашенный специалист, консультант, участник консилиума. Он отвечает за свои «процедуры» и часто находится в контакте с наставником», — считает Леонид Кроль.
Как можно оценить результат работы коуча?
Используется несколько подходов – от традиционных до самых необычных.
Например, Светлана Хамаганова оценивает результаты своей работы так. «Если речь идет о корпоративном коучинге, то составляется профиль с оценкой имеющихся навыков, и по мере проведения коучинга проводится регулярная совместная оценка прироста умений. При персональном коучинге – тема результатов менее формализована, но, тем не менее, мы также можем опираться только на развитие новых умений, которые позволяют достигать результатов».
Светлана Чумакова обращается к методолгии ROI: «Оценка работы проводится по методикам определения ROI (оценка возврата инвестиций) индивидуально в каждом контракте. Здесь сопоставляются финансовые результаты клиента после проведения коучинга — с инвестициями в коучинг для него. При этом принимаются замеры как количественных, так и качественных изменений и результатов. Например, можно измерить увеличение объема продаж, уменьшение времени, необходимого для заключения контрактов, уменьшение издержек для выполнения бизнес-процессов или выполнения проекта, увеличение доходности или прибыли и т.д. С частными заказчиками можно определять уровень удовлетворенностью жизнью, или улучшение климата в семье и т.д.»
«Уменьшение тревоги по тому, что количество охраны уменьшается, как и бонусы начальнику ее службы. Настроение повышается: по количеству улыбок, времени неприхода на работу, побочным занятиям, приносящим удовольствие», — так неформально измеряет эффективность коучинга Леонид Кроль.
Что такое коуч-сессия?
Коуч-сессия – это рабочая встреча с клиентом (1- 3 часа). Из сессий формируются модули по 4 – 5 встреч с перерывом и последующим пересмотром темы и ожиданий либо регулярная работа в течение 3 – 6 месяцев с переходом на поддерживающий режим.
В качестве примера поведения коуча можно привести подход «Правила для себя», используемый Леонидом Кролем.
Свой язык с каждым, а не стереотипы общения.
Отслеживается не просто человек, а разные его состояния. Нужно найти для себя личный смысл во внимании к этим состояниям.
Способность к «коротким стоп-кадрам» — остановился, огляделся, спросил себя «что вижу», «как это назвать» и «с чем зарифмовать».
Краткость общения: лакончиный рассказ, намеченный ряд заложенных валентностей на будущее.
Подводить этапные итоги: по отношению, содержанию, распределенной власти.
Стили: вопрошания, провокативный, дидактический, директивный, гламурный, пафосный, «сборник готовых правил».
Играть, быть собой, быть другим.
«Коуч-сессия похожа на разговор двух друзей, из которых один очень доверительно рассказывает, а другой очень внимательно слушает, — говорит Марина Данилина. — Тот, кто слушает, еще «отзеркаливает» суть высказываний и невербальные проявления рассказчика, задает вопросы и просто молчит.
На первый взгляд, всё очень просто. Но когда фигуристы-профессионалы движутся по льду, зрителям тоже кажется, что это необычайно легко».
Возможны ли дистанционные сеансы коучинга?
Дистанционных коуч-сессий проводятся, например, по телефону или интернету. В США до 90 % коучей работают именно в таком режиме.
Плюсы:
экономия времени;
решение ситуаций, когда помощь коуча нужна «здесь и сейчас», а вы находитесь с ним в разных городах.
Минусы:
отсутствие визуального контакта может снижать эффективность встречи. По мнению Ирины Друзь, фундаментом процесса коучинга является доверие клиента к своему коучу. Доверять же человеку, которого ты никогда не видел, а только слышал по телефону, сможет далеко не каждый. Поэтому, как правило, дистанционному коучингу предшествуют ряд личных встреч, на которых закладываются основы партнерских отношений.
ограниченность средств, которые коуч может использовать. Так, например, он не сможет при необходимости снять на камеру действия клиента и затем вместе проанализировать или отправиться с клиентом «в поля», чтобы понаблюдать за его работой.
В связке «коуч-клиент» нет ведущего и ведомого. Майлз Дауни, директор по учебной работе Лондонской школы коучинга: «Коуч – это человек, который должен помочь нам поверить в себя и доверять себе, а не посторонним лицам. И если коуч просит о доверии, то единственный способ оправдать это доверие – вернуть его сторицей тому, кого он тренирует. Единственное право, которого требует коуч, это право сказать другому человеку: «Поверь в себя».