Круглый стол. Молодежь и бизнес

Валерий Романюк, Леонид Савченко Источник: Бизнес для всех

Молодежь и бизнес, бизнес и карьера, собственное дело и служба в респектабельной фирме — проблема выбора весьма актуальна для молодых. Как и проблема старта, первого шага и даже «порядка шагов» на пути к успеху в бизнесе. Менее «продвинутых» волнует, где добыть нужную информацию об имеющихся нишах для бизнеса, структурах поддержки. Но более «продвинутые» заявляют, что информации достаточно и человек настойчивый все, что нужно, себе раздобудет.

А вот в чем сошлись все: молодежь является важным ресурсом развития бизнеса, и прежде всего инновационного. Однако наукоемкий бизнес успешней идет там, где опирается не только на научные познания студентов или ученых, но и на практические навыки предпринимателей. Прозвучала за «круглым столом» и тревога о том, что наблюдается отток из малого бизнеса — в большой, из частного — в госсектор. Эти тенденции должны как-то преодолеваться. И хорошо, что предпринимательство сегодня входит в школьные программы: рыночное мышление легче усваивается «с младых ногтей».

Инновационный ресурс развития

Александр ИОФФЕ, президент РАРМП: Тема «Молодежь и бизнес» обретает все большую актуальность — как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Действующие предприниматели видят в молодежи очень мощный — динамичный инновационный ресурс развития. Специфика малого предпринимательства заключается в том, что его должно быть очень много. Только в Москве действуют более 200 тысяч МП и порядка 200 тысяч — предпринимателей без образования юрлица. Поэтому, естественно, постоянно происходит изменение структуры малого бизнеса по различным отраслям; какой-то бизнес при этом закрывается. И чтобы сохранить и экономический, и социальный потенциал малого бизнеса, нужен постоянный приток новых бизнесов, чтобы сохранить воспроизводство малого бизнеса. Приток свежих сил объективно необходим. С другой стороны, есть определенная субъективная тяга молодежи к созданию собственного дела, которое обеспечит не только достойное материальное существование, но и реализует имеющиеся идеи и амбиции. И я думаю, что очень важно здесь, за «круглым столом», посмотреть, какими механизмами мы можем поддержать молодежь, которая стремится начать собственное дело.

Анатолий ВИТЕР, замдиректора Московского городского центра инноваций и высоких технологий: По поводу того, зачем нужно привлекать молодежь в малый бизнес, у меня есть ощущение, что у нас сокращается рост малого бизнеса, снижается качество самого бизнеса. Я имею в виду сферы, в которых малый бизнес занят.

А.Иоффе: Однако же имеются достаточно точные статистические данные: малый бизнес в целом по России растет, хотя есть регионы, где наблюдается спад. Что касается Москвы, здесь устойчивый рост — и количества малых предприятий, и их вклада в валовый продукт.

А.Витер: Моя точка зрения основывается на том, что на технологических рынках все больше свободных ниш для малого бизнеса, а стремления малых предприятий их занять не видно. Причина, на мой взгляд, в том, что рынки монополизируются определенным образом. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке, надо, чтобы придуманный тобой продукт был востребован. Первый вопрос: кому ты уже это продал из значимых, крупных фирм? Ну а то, что мы пытаемся вовлечь молодежь в малый бизнес — в этом есть объективная необходимость. Есть примеры того, как вовлекаются в бизнес ученые — на базе наукоемких технологий. Особых результатов в этих научных поисках мы пока не наблюдаем, но работа идет. В том числе на базе западных грантов. Но чтобы реально вовлекать молодых ученых в бизнес, нужна реальная помощь в подготовке проектов. Это те проекты, где не просто нужно доработать бизнес-план, а где инвесторы в очереди стоят за перспективной разработкой. А для этого в проекте должна быть не просто «изюминка», а и хороший маркетинг. В городе проводится масса специализированных конкурсов для молодежи. Разработка бизнес-плана — не такая уж сложная проблема, научиться этому не так сложно. Важней, пожалуй, получить первые деньги для старта. А дальше — добыть ресурсы, найти первого клиента, преодолеть первый барьер при выходе на рынок. О реальных потребностях современных технологических рынков могут знать только те предприниматели, которые на этих рынках действуют. И чтобы прогнозировать успешность молодежи в бизнесе, обеспечить ее активность, надо, мне кажется, организовать три потока: молодежь; бизнес, нуждающийся в притоке новых сил; ученые. Соединив эти три потока, можно прогнозировать, что подготовленный студентами бизнес-план будет успешным.

Денис САВУШКИН, зампред комитета недвижимости Московской ассоциации предпринимателей: Была идея создать в составе ассоциации комитет молодежи. Для чего? Многие молодые люди не знают, куда им идти, что делать. Вот имеются студенческие отряды, союзы, общины, создан Центр развития предпринимательства, а мы хотим выступить как некий координационный совет.

А.Иоффе: По поводу того, что молодые предприниматели не знают, куда пойти за поддержкой, замечу: если говорить о Москве, здесь действует большое количество самых разных организаций, которые в совокупности перекрывают все проблемы, которые возникают у предпринимателей — от правовых до маркетинговых. Почему не знают? Им лень включить компьютер и походить по Интернету? Есть, допустим, портал, на котором находится до 40 сайтов по различным аспектам ведения бизнеса. Или надо каждому в отдельности объяснять, что и как надо делать?

Д.Савушкин: Я вижу проблему в том, что молодые предприниматели получают не очень дружественный прием — его отсылают куда-то еще, и у него опускаются руки: бизнес закрылся, он пропал. Бывает, в бизнес-плане надо только запятые поменять, и бизнес пошел. Но ему это не сказали. Просто надо расширять информационную базу для начинающих предпринимателей. Люди с опытом предпринимательства могли бы очень много полезного подсказать. Только что прошел замечательный конкурс «Виктория». Тут мы видим уже активную молодежь, которая может вовлекать в бизнес других ребят.

Что на информационном поле?

Александр ПАРАМОНОВ, зам. директора Колледжа предпринимательства № 11: По поручению Департамента образования, Департамента поддержки и развития МП проводится городской конкурс предпринимательских проектов. По поводу привлечения молодежи в малый бизнес я хочу поделиться нашими наблюдениями: последние 4-5 лет мы фиксируем в среде учащейся молодежи такую тенденцию. Молодые люди все меньше задаются целью создать собственный бизнес, а все чаще выбирают несколько иную траекторию встраивания в уже действующие структуры. Мы отслеживаем судьбы своих выпускников. Пока это «включенное наблюдение». На что рассчитывают молодые люди — то ли сделать карьеру, выйти до уровня реально управляющих людей и войти в этот бизнес, то ли остановиться на каком-то этапе карьерного роста? Еще момент: если говорить о поддержке, развитии системы механизмов включения молодежи в малый бизнес, то здесь я бы не согласился с Денисом Савушкиным, который предлагает создавать еще какие-то структуры. На самом деле достаточно уже созданных структур в Москве, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства. Я думаю, настала пора более плотной коммуникации, т.е. укрепления горизонтальных связей. О том, что мы есть и какие мероприятия проводим — мы знаем. Но по-хорошему нужен корпоративный календарь того, что происходит, где какие конкурсы проводятся. Кто все это будет вести? Газета «Бизнес для всех», хотя это и не ее дело, реально эту функцию осуществляет. Вот она опять собрала нас с обсуждением этой проблемы. Газета и информацию по данной проблематике дает.

А.Иоффе: Вести это информационное поле может на самом деле кто угодно — никому не запрещено. В том числе можно создавать какие-то структуры, если кто-то хочет на этом поле играть. Что касается координации, то, безусловно, это дело должны вести МИВТ-Центр, которому поручено заниматься этой деятельностью, и еще Московский центр развития предпринимательства, также являющийся координационной структурой. Другое дело, что эта информация не является закрытой или эксклюзивной.

А.Парамонов: Развивая информационные связи между собой, надо, чтобы этот корпоративный информационный ресурс предоставлял каждому то, что ему нужно. И я хочу еще раз повторить свое предложение. Городским конкурсом у нас все заканчивается, не считая бизнес-фестивалей. Потому что на самом деле, если бы была создана подсистема профессионального образования г.Москвы, например, технопарк профессионального образования как субъект малого бизнеса, тогда будет понятно, как выходить на остальные 60 колледжей.

А.Иоффе: А как вы оцениваете предложение — передать колледжи лидерским предприятиям?

А.Парамонов: Ну раздадим, приватизируют они колледжи. А через два года поменяют профиль. Есть ведь другие формы взаимодействия с крупными коммерческими структурами. Не разрушая систему, ее можно перевести в другой режим. Особо хочу сказать о социально направленных проектах. У молодежи первые проекты, как правило, социального звучания. И они прибыль реальную, может быть, и не должны приносить. Но должны от начала до конца быть профессионально завершены. Молодой человек, прошедший через такой проект, получит все навыки. Потом он поменяет профиль деятельности и станет действовать уже на базе полученного опыта.

А.Иоффе: Социально направленный проект — это хорошо. Но мы ведь говорим о бизнесе. Бизнес без прибыли — абсурд. Допустим, кто-то предлагает: давайте, я буду развозить молоко старушкам.

Реплика с места: Это не бизнес.

А.Иоффе: Почему же? Это может быть и бизнес. Если старушки оплачивают доставку продуктов — дают наценку. Либо государство, считающее это важным направлением, берет на себя оплату услуг для тех самых старушек.

Александр ШМИДТ, президент Московской молодежной палаты: Надо иметь в виду, что мы говорим о молодежи — студенческой, учащейся, для которой это стартовая проблема. Как только мы уходим от понимания прибыли чисто финансовой и говорим о приращении любого типа ресурсов — способности, информации, знаний, деловых связей — все становится на свои места — идет предпринимательский проект социальной направленности. Например, делается детский парк «Лошарик» и там подростки, умеющие плотничать, ставят какие-то сооружения. И через цикл создают ООО, начинают производство этих малых форм.

Предпринимательский климат

Дина КРЫЛОВА, исполнительный директор НП «ОПОРА»: Мы на протяжении последнего года предприняли ряд мер. Сотрудничаем со студенческим Центром малого предпринимательства, участвуем в конференциях, организуемых рядом вузов, включая Бауманский институт, Высшую школу экономики, МГУ, Студенческую общину. Интересно общение с молодежью о предпринимательстве, когда мы оцениваем их бизнес-планы. Но я бы хотела сказать: какие бы ни создавались программы для молодежи, сегодня тенденции развития предпринимательства, в том числе малого, достаточно негативные. «ОПОРА» практически со стороны всех членов ассоциации получает тревожные сигналы, что предпринимательский климат в стране значительно ухудшился. Молодежь готовят в бизнес-инкубаторах, где они живут в тепличных условиях, но затем они попадают в агрессивный рынок, где быстро прекращают свое существование. Идет массовое сворачивание предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что у нас не действуют законы или они игнорируются, а правоприменительная практика при этом из рук вон негодная. Закон у нас обязателен для предпринимателей, а для чиновников — нет. Многие молодые предприниматели, которых я знаю, начинали как менеджеры, накопили опыт, связанный с открытием бизнеса, рисками, проблемами и уже после всего этого шли в свой бизнес. Это лучше, чем бизнес со студенческой скамьи. Хорошо бы для начала поработать в той сфере, где вы хотите строить бизнес.

Вопрос: Есть ли у «ОПОРЫ» намерение продолжить практику посещения школ предпринимателями? И каковы результаты таких встреч со школьниками?

Д.Крылова: Эти встречи носят характер ликбеза. Не происходит сразу бурного роста бизнеса. У молодежи много вопросов по бизнесу, мы стараемся ответить на них.

Антон ЯКОВЛЕВ, гендиректор ООО «Аскорик», победитель конкурса «Виктория-2005»: Можно начать с психологии взаимоотношений молодежи и взрослых людей, которые занимаются развитием программ для молодежи. Имеет место простое недопонимание. Только «матерые» могут прийти и адекватно поговорить с действующим предпринимателем о субвенциях, информатизации, правильно поставить вопрос и не испугаться горы бумаг, в которых трудно разобраться. Другой вариант: подобрать хорошую тему для бизнес-плана, помочь в его разработке.

Алексей ФЕДИН, гендиректор ООО «ТарФедБейс»: Думаю, новых структур поддержки создавать не надо. Важно информацию о них систематизировать. Человек, которому необходима поддержка, безусловно, ее найдет.

Денис ДИАНОВ, гендиректор Центра молодежного творчества на Ленинском проспекте: Мой бизнес-проект по созданию молодежного дома творчества находится на завершающей стадии реализации. Мы работаем уже около полугода. Наш центр — многопрофильный. Обучаем игре на различных музыкальных инструментах, вокалу, теории музыки. Предоставляем репетиционные залы для музыкальных коллективов с предоставлением в прокат звукоусиливающей аппаратуры, производим аудио- и видеозаписи для дальнейшего продвижения исполнителей и коллективов на музыкальных площадках, на радио и телевидении.

Вопрос: За все это вы берете деньги?

Д.Дианов: Конечно. Это же бизнес и мы должны иметь какой-то доход. Главная проблема, с которой мы столкнулись — огромная арендная плата. Мы получили на правах субаренды бомбоубежище в 200 кв. метров и за него платим ежемесячно 2,5 тысячи долларов. Это больше половины всей получаемой прибыли. В результате нам с трудом удается осуществлять профилактику помещения и амортизацию оборудования. Зарплата у сотрудников низкая. Но мы не можем взвинчивать стоимость своих услуг так, как нам взвинчивают арендную плату, ведь наши клиенты — это молодежь, которая хочет попробовать себя в искусстве, а потому явно небогатая. Поддержка города просто необходима.

Михаил НАГИХ, координатор спецпрограмм и проектов МИВТ-Центра: Ситуация на московском рынке шоу-бизнеса схожа с ситуацией в строительном бизнесе. Этот рынок переполнен и предельно монополизирован. Пробиться новичку на нем практически невозможно. Молодежный центр Д.Дианова — это попытка пробить первую брешь в этом монополизме. Центр интересен тем, что, помимо обучения, он предоставляет и рабочие места молодым квалифицированным специалистам.

А.Иоффе: Я сам, грешным делом, много лет обслуживал шоу-бизнес в качестве дизайнера и художника. Иногда встречаю старых знакомых по этому цеху, которым тоже не удается пробиться, например, на телевидении, так как они не могут платить те большие деньги, без которых их туда не пускают. Это не проблема чисто молодежного бизнеса, хотя и связана с ним тоже.

Кто поддерживает молодежный бизнес?

Марина РЕЙНГОЛЬД, член правления студенческого центра развития малого предпринимательства МГИМО: Наш центр работает уже год, и я могу с уверенностью сказать, что среди студентов достаточно тех, кто интересуется малым бизнесом и хотел бы начать предпринимательскую деятельность. Но беда в том, что ребята, начиная свои первые шаги в предпринимательстве, просто не представляют, где и какую помощь и поддержку они могут получить. В городе много ассоциаций и структур поддержки предпринимательства, но молодые ребята, студенты об их существовании даже не подозревают.

А.Иоффе: Это может означать, что, с одной стороны, те структуры, которые должны поддерживать предпринимательство в молодежной среде, недостаточно активны, а, с другой, — что и сама молодежь не проявляет достаточного стремления узнать о возможностях, которые им могут предоставить эти структуры. Иногда надо себя заставить наклониться, даже если болит спина, и поднять такую возможность, а не ждать, когда тебе ее принесут на блюдечке.

М.Рейнгольд: Я о том, что сначала все же надо знать, что такое блюдечко существует. Мы недавно организовали встречу наших студентов с руководителем Департамента поддержки и развития МП Михаилом Вышегородцевым. Его рассказ о тех возможностях в поддержке начинающих предпринимателей, которые предоставляет Правительство Москвы, все выслушали с величайшим интересом. В связи с этим мы внесли коррективы в свою работу, поставив во главу угла информационное обслуживание студентов, интересующихся малым бизнесом.

Ирина СУДИБОР, зам. директора колледжа легкой промышленности № 24: Мы подростков обучаем не только мастерству будущей профессии, но стараемся выявлять и развивать в них предпринимательские навыки. Преподаватели экономических дисциплин дают знания по экономике предприятия, бухучету. У нас создан и действует совет молодых предпринимателей, под руководством которого многие учащиеся готовят бизнес-проекты. Но мы никак не можем дойти до практической реализации хотя бы наиболее перспективных из этих проектов. Без поддержки или предпринимателей или государственных структур нам никак не обойтись. Ведь вся наша работа будет иметь совсем другую результативность, если мы будем не просто выпускать молодых людей, прошедших курс обучения, предоставляя их самим себе, а будем еще и адаптировать их на рынке труда и предпринимательства.

Инна БРУСКОВА, начальник отдела Московского центра трудоустройства и занятости молодежи «Перспектива»: Я организацией конкурсов молодежных бизнес-проектов занимаюсь 10 лет. И у нас та же самая проблема — невозможность практической реализации. А без этого вся работа по обучению предпринимательским навыкам, разработке бизнес-проектов остается всего лишь тренингом, да и то умозрительным. Беда в том, что даже мы, работники Молодежного центра, не знаем четко, кто нам в этом может помочь. Нас уже второй раз собирает за «круглым столом» газета «Бизнес для всех», и на этих встречах я, например, с удивлением узнаю, что определенную помощь в этом могут оказать и Департамент поддержки и развития МП, и многочисленные структуры поддержки предпринимательства, и общественные объединения — РАРМП, МАП, «ОПОРА РОССИИ». Между ними и всеми, кто непосредственно занимается профессиональной подготовкой молодежи, нет не только постоянных контактов, но даже информации. Вот эту межведомственную отчужденность нам преодолеть надо в первую очередь.

Алексей КУЛАГИН, президент региональной организации социальной поддержки молодежи «Студенческая община»: Наша «Студенческая община» организована в 1999 году студентами МГТУ им. Н.Баумана с целью облегчить студентам поиск работы, которую они могут совмещать с учебой. Но у нас есть и коммерческие направления, где мы достаточно успешно работаем в конкурентной среде. Для этого мы создали студенческий торговый отряд. Его члены во время футбольных матчей у стадионов, в местах массовых празднеств, просто на улицах продают прохладительные напитки. Это позволяет студентам получать дополнительный заработок и одновременно нарабатывать предпринимательские навыки. У нас есть студенческий строительный отряд — его члены благоустраивают дворовые территории. Для этого мы участвуем в тендерах на городской заказ: выигранные на конкурсах объемы горзаказа выполняем и в итоге получаем прибыль. Наши студенты в свободное от учебы время работают и в гипермаркетах, на обслуживании покупателей. Через нашу организацию за эти годы прошло около 60 тысяч студентов.

И.Брускова: Все это не предпринимательство. Это студенческая подработка. Студенты подрабатывали во все времена. А именно предпринимательские способности — это другое, и очень интересно, как вы выявляете и формируете их. Есть среди многих тысяч, что прошли через вашу общину, те, кто организовал свое дело и закрепился на рынке?

А.Кулагин: Мы на это смотрим так: человек, который проявляет себя инициативно в решении поставленной задачи, становится лидером. Он и начинает управлять группой в 10 — 15 студентов. Здесь у него и проявляются качества организатора, управленца, предпринимателя.

Степан КОТОВ, руководитель молодежного инновационного центра технопарка «Зеленоград»: Все это речь не о предпринимательстве, а о трудоустройстве молодежи. Предпринимательство формировалось на волне экономического хаоса конца 80-х годов. Тогда же начали появляться и инновационные малые предприятия.

Идеи, приносящие доход

А.Шмидт: Желание получить в бизнесе быструю отдачу, прибыль — естественное желание каждого человека. А выбор направления деятельности предпринимателя со временем может корректироваться. Без первоначального минимального капитала серьезный бизнес не создашь. Потому многие и стремятся заработать его в торговле. А когда появятся накопления, можно и производственное, и инновационное предприятие открыть в дополнение к торговому. Многие молодые люди, получившие хорошую подготовку, предпочитают не взваливать на себя заботы по созданию собственного предприятия, а идут наниматься в крупные фирмы. Так получается потому, что найти начинающему предпринимателю помещение для своей фирмы почти невозможно, получить кредит — совершенно невозможно. Особая проблема — отсутствие информационной политики, связанной с молодежным бизнесом. Сейчас во многих крупных городах страны проходят конкурсы молодежных бизнес-проектов. В СМИ об этом вы ничего не найдете.

С.Котов: Чтобы выпускники технических вузов могли сразу открывать собственные инновационные предприятия, не теряя годы на накопление первоначального капитала на торговле пирожками, нужна специальная программа поддержки.

Реплика с места: Такая программа у Правительства Москвы есть!

Ирина ПОТЯГОВА, гендиректор ООО «Перово — Люкс»: Распространено мнение, что для улучшения профессиональной подготовки молодежи нужно профтехучилища передать лидерским предприятиям. Я считаю: надо наоборот, чтобы малые предприятия активно подключались к работе колледжей и центров профтехобразования. В этом убеждает опыт многолетнего сотрудничества нашего предприятия с колледжем швейного дизайна № 24. Мы вошли в Комплексную программу Правительства Москвы по квотированию рабочих мест для молодежи. Наше предприятие небольшое — всего 10 работников. Но у нас проходят практику и стажировку учащиеся колледжа. Некоторые из них, а также старшеклассники работают в свободное от учебы время. И мы получаем хорошие результаты. Сейчас группе ребят из детского дома мы помогаем готовить личные дизайнерские коллекции. У них уже есть вещи, отмеченные печатью дарования автора. И с этой группой ребят мы будем выходить на конкурс на кубок Мэра Москвы по дизайну и выставлять их работы. Я уверена, что некоторые из них потом сумеют организовать собственные мастерские.

Рена МУРАДОВА, гендиректор Московского городского фонда молодежи: Я вот слушаю, что нам нужно активнее вовлекать молодежь в предпринимательство, и у меня невольно возникает вопрос: а нужно ли нам столько предпринимателей? В 1987-1988 годах новые малые предприятия возникали лавинообразно. Тогда пробовали свои силы в бизнесе все. Со временем многие отсеялись, остались наиболее стойкие и искушенные. Нужны ли нам новые и новые? У действующих малых предприятий, действительно, существует определенный кадровый голод. Молодые туда приходят, набираются опыта и если есть способности и желание — создают собственные предприятия. Это естественный процесс, и нужно ли его искусственно убыстрять? Большинство молодых людей после учебы идет работать по найму, часть из них пытается создать собственное дело. Мы должны помогать и тем, и другим.

Андрей ОРЛОВ, зав. кафедрой Госуправления и менеджмента Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова: Не могу разделить этого сомнения: новые предприниматели и новые малые предприятия очень нужны! У нас их еще мало. В Москве надо в три раза больше малых предприятий, чем есть сейчас. Без этого не создать нормальную конкурентную среду и не затормозить инфляцию. К тому же огромное количество старых бизнесов просто гниет — они уже адаптировались ко всему. Нужна «свежая кровь». Я порадовался, что мой родной МГТУ им. Н.Баумана уделяет такое внимание развитию молодежного предпринимательства. Мы в академии им. Плеханова тоже реализуем программы вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Но сколько тех ребят, что проходят обучение, закрепляются в бизнесе? Процент отсева очень велик. Простой пример: мы обучали по курсу предпринимательских дисциплин группу из 60 человек, а из них в бизнесе остались только 6 человек. Около десятка лет назад молодежный бизнес-инкубатор под названием «Созидание» в Зеленограде взялись было создать канадцы. Для этого там были прекрасные возможности: обилие свободных производственных и офисных площадей при очень низкой арендной плате позволяло собрать в едином комплексе сотни начинающих малых предприятий молодых. Но канадцам довести задуманное до конца не удалось — инвесторов задавило своей непомерной жадностью налоговое ведомство. Я считаю, что к этой идее надо вернуться. Кроме того, на мой взгляд, нужна единая федеральная программа включения молодежных бизнесов в систему франчайзинга, как это широко практикуется в США и Западной Европе. Опыт показывает, что бренд известной фирмы очень хорошо поддерживает предприятия начинающих, и они успешно развиваются. Ну и, конечно, нам нужно совершенствовать наше информационное поле.

Проект «Старт ап»

Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития МП: Уважаемые коллеги! Уже несколько лет под патронажем Правительства Москвы на базе НДП «Альянс Медиа» действует система дистанционного бизнес-образования. Она создана высококвалифицированными специалистами в области дистанционного образования при поддержке Департамента поддержки и развития МП города Москвы. Система дает предпринимателю возможность получить в сети Интернет необходимые знания без отрыва от основной деятельности.

Когда я учился сам, образования с помощью Интернета еще не было — было самообучение, которое я очень серьезно использовал. Допустим, я самостоятельно осваивал скорочтение, самостоятельно изучал языки. Иногда прибегал к помощи репетиторов. Недавно я встречался с директором Международного института менеджмента ЛИНК, и когда услышал, что есть модуль иностранного языка, я спросил, насколько серьезно обучение языку по Интернету, и получил ответ, что программа написана очень профессионально. Студенты добиваются очень хороших результатов и даже встречаются с преподавателем в форуме и тестируются. Если бы в мое время была такая форма обучения, я бы ее использовал обязательно. Но, к сожалению, тогда компьютеров не было, Интернета тоже, а сейчас уже все знания получены, хотя обучаться никогда не поздно. Сконцентрироваться нужно на бизнесе, а база должна быть заложена за партой — в школе, в институте, в том числе и дистанционным образованием. Нужно постоянно себя совершенствовать — и в знании законодательства, и в знании бухгалтерских документов, без этого просто нельзя делать бизнес. Безусловно, нужно много читать. Если ты руководитель, необходимо знать механизмы управления коллективом. Когда я занимался бизнесом, всегда читал и пытался вникнуть в ситуации по психологии управления, интересовался оптимизацией бизнес-процессов. Это то, что необходимо любому человеку, который ведет свой бизнес.

В Москве обучается более 800 тысяч студентов. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития города, может стать хорошим полем для самореализации молодежи. В качестве основных мер для развития предпринимательства в молодежной среде в рамках городского факультатива «Гражданская смена» активно развивается инфраструктура студенческого предпринимательства. Поддержка деловой инициативы студенческой молодежи поможет привлечь в сферу предпринимательства не менее тысячи студентов. Будут поддержаны инициативы, как минимум, двухсот лидеров из студенческой молодежи. Особое внимание будет уделяться инновационному предпринимательству в среде молодежи, так как именно в инновационном бизнесе для молодых возможен серьезный скачок, в том числе и финансовый.

Я бы предложил не «игровую», а реальную поддержку при воплощении бизнес-идей молодежи в жизнь. Каждая финансовая комиссия показывает, насколько трудно стартовать малым предприятиям. Очень хорошо, когда молодые люди готовы стать руководителями малых предприятий. Но лишь немногим из них могут оказать поддержку родители — предложить стартовый капитал, разделить их бизнес для успешной самореализации своих выросших детей. Большинство, процентов 90, заявляют о себе в бизнесе самостоятельно, без помощи родителей. Именно для них необходимо выстроить систему поддержки. Я являюсь членом оргкомитета «Гражданской смены». Теперь возникла идея: помимо «Правительства дублеров» запустить новый проект — по вхождению молодежи в бизнес. В Департаменте есть программа для стартующих предприятий, предусматривающая финансирование начинающих бизнесменов. А поскольку молодые люди, окончившие институт, и есть те самые начинающие, объединение идей «Гражданской смены» с поддержкой новых предприятий поможет молодым людям правильно оценить свои проекты и закрепиться в реальном малом бизнесе.

Предприниматель отличается от наемного работника или чиновника госструктуры тем, что думать о бизнесе приходится 24 часа в сутки, рискуя в т.ч. своим имуществом. Не каждый может эту грань переступить. Иному приходится в качестве залога закладывать квартиру, любую собственность, рисковать. Но мы и этот вопрос пытаемся решить. В ближайшее время запустим механизм Фонда содействия кредитованию малого бизнеса. Завершается подготовительный процесс и, я думаю, со второй половины года эта система заработает. Мы постараемся сохранить программу субсидирования на старте — «старт-ап», которая очень важна для молодых людей, только закончивших институт и решивших связать свою судьбу с бизнесом.