Корпоративный учебный центр. Перспективы и возможности

Владимир Любаров Источник: E-xecutive

Развитие информационных технологий не стоит на месте. Увеличиваются темпы обработки и передачи информации и плотность ее накопления. Единственное существенное преимущество в новых гонках компаниям дает обучение, которое длится на протяжении всей жизни. Людям надо получать информацию тогда, когда она им понадобилась.

Для большего понимания, того, что же нам нужно сделать, что бы система подготовки специалистов не отстала от постоянно нарастающего темпа, нужно совершить попытку спрогнозировать развитие тенденций, симптомы и элементы которых можно наблюдать уже сейчас.

Задача данного материала это поиск простых, эффективных и, что немаловажно, относительно недорогих решений, позволяющих достойно встретить будущее, не страшась его, т.е. будучи подготовленным.

Для рассмотрения перспектив и возможностей функционирования учебного центра рассмотрим несколько трендов, которые ключевым образом могут влиять на процесс его деятельности. Рассмотрим в связи с этим основные тренды ближайшего будущего.

Итак. Основные тренды, с которыми в ближайшем будущем нам придется столкнуться, и которые коренным образом могут повлиять на систему подготовки специалистов, вероятно, будут таковы:

Перечень трендов, которые могут оказать влияние на успешность деятельности учебного центра:

1.Технологии.
2.Интернет и информатизация.
3.Скорость удвоения информации. Объем накопленных знаний.
4.Время жизни информации (таблица).
5.Скорость устаревания знаний или время устойчивости научных теорий. Сокращение времени актуальности информации.
6.Кольцо разворачивания и сворачивания информации
7.Мультимедийные курсы подготовки. Электронные книги. Электронные библиотеки.
8.Экономика. Демография. Авторское право.

В настоящем выпуске рассмотрим технологический тренд.

Технологический тренд.

Развитие технологий, и особенно информационных технологий, происходит с постоянно увеличивающимся темпом, что приводит к постоянному ускорению обработки, передачи информации, и ее накоплению. Увеличивается плотность хранения информации. Постоянно появляются новые разработки, автоматизируются процессы, которые раньше приходилось делать вручную.

В связи с этим, некоторые страны вводят новый идеологический принцип в управлении и производстве: «Автоматизировано должно быть все, что может быть автоматизировано. Если можно обойтись без участия человека, то нужно обойтись без участия человека!»

Вероятнее всего, и на этом сходятся специалисты компьютерного рынка, что в ближайшее время компьютерные технологии сделают большой рывок вперед, приобретут принципиально новые пользовательские особенности:

1.Процессорная техника будет переведена от кристаллов кремния на нанотехнологии — атом водорода. Качественный скачок можно будет представить себе как сравнение размеров жилого дома и спичечного коробка.
2.Мониторы станут еще более плоскими и тонкими. Кроме высококачественного звука и видео появится возможность «понюхать» и потрогать объекты.
3.Разрешающая способность, т.е. производительность и физические размеры компьютеров приведут к тому, что компьютер размером с пачку сигарет будет производительней, чем любая современная рабочая станция.
4.Развитие программного обеспечения позволит вести общение с компьютером, программирование и обработку информации в речевом режиме, следовательно, клавиатура и мышь могут утратить свою актуальность, компьютер будет видеть, слышать и понимать Вас.
5.Вопросы записи информации будут сведены к носителям размером с пятикопеечную монету, емкостью сотни гига- и терабайт.
6.Уменьшение в размерах и техническое совершенство позволят перевести компьютерную технику на питание от батареек. По оценкам специалистов, пальчиковой батареи будет достаточно для работы до трех недель. При наличии портативного компьютера, у обучающихся отпадет потребность носить с собой большое количество печатной литературы, которые заменят электронные книги.
7.Образование может стать намного доступнее и дешевле. Оно станет индивидуально настраиваемым под личные специфические способности и потребности обучающегося, как нынешний интерфейс Вашего домашнего ПК. Отсюда основной задачей станет необходимость научиться формировать стимулы к самообразованию у большинства.

Мир вступил в информационную эру, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация, знания и технологии. Те страны, которые создают их, становятся лидерами, а аутсайдерами – развивающиеся страны, которые их потребляют.

В дополнение небольшая цитата:

«Сегодня единственной причиной того, что мы до сих пор ввозим огромное количество сырья типа бокситов, меди и никеля через всю планету, — этот отсутствие технологий по переработке имеющихся в данной местности природных ресурсов на необходимые заменители. Как только мы приобретем такую возможность, отпадет необходимость этих перевозок. И в результате — опять таки экономия. В общем, в экономике «Третьей Волны» знания заменят и ресурсы и транспортирование. То же можно сказать и об энергии.

Знания уменьшают потребность в сырье, работе, времени, пространстве, капитале и других ресурсах. Они становятся незаменимым средством – основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растет.

Происходит, если можно так сказать, «когнитивная революция», которая абсолютно изменяет среди прочего и экономику национальную или мировую. Именно так, революционной экономику «Третьей Волны» делает тот факт, что, если земля, работа, сырье и, возможно, даже капитал могут рассматриваться как ограниченные ресурсы, то знания фактически неисчерпаемы.

В отличие от доменной печи или заводской линии, знания могут использоваться одновременно бесконечным количеством участников рынка и последние могут использовать их, чтобы создать еще больше знаний.

Знание – единственное, что вообще представляет ценность в киберпространственной экономике. Работник умственно труда – это главное приобретение любой организации. Работа – больше не товар. Это все больше становиться уделом автоматизированных линий. Главное – знания и творческие способности. Главное средство производства – интеллект самого работника.

Компаниям в новых гонках единственное существенное преимущество дает обучение, которое длится на протяжении всей жизни. Людям надо получать информацию тогда, когда она им понадобилась, причем, не отходя от рабочего места. «Обучение без отрыва от производства» приобрело новый смысл. Теперь это обучение, которое является неотъемлемой частью производства. «Рабочее место» и «место ученическое» сегодня определяют одно и то же понятие.

Это чрезвычайно важно для выживания производств, ведь инновационная природа информационной экономики диктует принцип «Сделай сам так, чтобы твоя продукция устарела». Сегодня это один из девизов фирмы «Майкрософт». Продукция все равно устареет, только главную роль в этом сыграют конкуренты.

«Информационное общество: быть или не быть». О.Б.Шевчук, А.П.Голобуцкий 2001

Возможные выводы:

1. Уровень технической разработки и настраиваемый интерфейс общения нивелирует вопросы в текущем уровне знаний программного обеспечения и компьютерной техники.
2. Персональный компьютер – это бытовой прибор: на работе, дома, в дороге, на отдыхе.
3. Барьер доступа: техническое и технологическое совершенствование позволит иметь моментальный доступ к любым объемам и видам информации.