Избранные сюжеты коуч-сессий

08.06.2006 / Коучинг
Александр Савкин Trainings

Коучинг в России все еще часто отождествляется с психотерапией — сферой глубоко личной, поэтому далеко не все готовы делиться своим опытом. И всё же в июне мы предложим нашим читателям серию рассказов о людях, которым коучинг пригодился или даже наоборт, помешал в жизни. Начнём мы с калейдоскопа поведенческих сценариев, предложенных директором «Института Коучинга» Александром Савкиным.

Кто и зачем обращается к коучу? Условно все запросы можно поделить на пять категории.

1.Люди, многого достигли или обладают намерением строить свою жизнь осознанно. В жизни им важны лёгкость, любовь, радость, смысл, а не бесконечные доказательства собственной состоятельности. К сожалению таких клиентов пока не много. Люди редко обращаются за помощью в формате «Чтобы еще лучше было». Многие обращаются, только когда становиться плохо.

2.«У меня мало энергии, не хватает драйва. Все происходит автоматически, по привычке. Нет азарта, желания добиться чего-то нового».

3.«Распоясались сотрудники. У них потухли глаза. Работают хуже. Нет никакой мотивации к достижению целей».

4.Возникает серия неудач, жизнь пошла по направлению «от плохого к худшему» Встает вопрос: «Что делать? Каковы причины возникшей ситуации?»

5.Самая мрачная причина – жить не хочется. «Денег море, женщин море, возможностей – океан, вот только жить не хочется…»

Получается, что успешные люди, обращающиеся к коучу, наиболее «реализованные» с точки зрения общества, чувствуют себя обделенными и несчастными. Основой всех проблем являются стереотипы-ограничители, которые возникли давно под действием каких-либо жизненных событий.

*Человек создал себе «клетку» из чужих правил

Например, менеджер считает, что в любой ситуации с сотрудниками надо общаться гуманно, что нередко приводит к «распоясанности» персонала. Или, наоборот, ему всю жизнь внушали, что все подчиненные – это сборище идиотов. Такое отсутствие «пряника» приводит к тому, что персонал организует собственную партию и борется со своим начальником. Естественно, все эти действия не способствуют укреплению и развитию бизнеса.

Возможно, что человек в школе был двоечником, сейчас он добился очень многого, в отличие от своих одноклассников, учившихся гораздо лучше. Однако он все равно считает, что на него показывают пальцем из-за его необразованности. Парадокс – он успешен и востребован, но ощущает себя неудачником.

В таком случае задача коуча сводится к тому, чтобы дать возможность человеку осознать это ограничивающее убеждение и дальше снять его, т.е. «выпустить из клетки».

*Человек дает себе своего рода «клятву» в детстве под действием каких-либо событий.

Мужчина, директор крупной компании, тратит 90% своей энергии на разъезды по различным объектам своей компании, убеждая себя, что люди могут хорошо работать только под контролем. В результате у него не остается времени ни на что другое. «Другим» является заключение договоров, важные деловые переговоры, т.е. все то, что необходимо для развития бизнеса. Он чувствует себя уставшим, загнанным. В процессе работы выясняется, что он не может делегировать никаких своих полномочий, при этом сам он в методе «кнута и пряника» использует лишь пряник.

В чем же причины такого поведения? Этот человек был лидером еще в школе. В пятом классе все бежали кросс. Конечно, бегал он хорошо. В какой-то момент он обогнал мальчика, который страдал ДЦП. Обернувшись, он увидел его слезы. Это событие произвело на него такое впечатление, что он решил быть всегда «вровень со всеми», не выделяться, всегда быть с людьми. Именно этим, а не боязнью плохой работы без его контроля, объяснялись его постоянные разъезды по объектам. Сняв эту «детскую клятву», коуч помог ему чувствовать себя свободным, уверенным лидером.

*Человек практически с самого детства постоянно куда-то бежит, не успевая оглядеться вокруг. Ставит себе цели и ограничения, которые не успевает обдумать, не понимает смысл своих дальнейших действий.

Директор крупной компании не может принять решение – перейти ли ему в другую компанию или организовать свою? В результате бесед с коучем выясняется, что в 5 лет он пережил клиническую смерть, в этот момент рядом с ним был его дедушка, который к настоящему моменту умер. В душе этого человека – пустота, желание любви, которой нет. Своей работой он все время пытается ее заслужить, а результата, естественно, нет и не может быть. Самое удивительное, что после работы с коучем человек осознает, что не хочет ни переходить в другую компанию, ни организовывать свою. Он хочет расслабиться и отдохнуть.

Мальчик живет с мамой без отца, но с отчимом, который его ненавидит. В результате мама со временем тоже начинает отвергать его. Мальчик вырос. У него свой бизнес, он работает с утра до ночи, но отношения с матерью не налаживаются. От безысходности этот человек начинает пить и постоянно задает себе один и тот же вопрос: «Сколько нужно заработать, чтобы мама любила?»

*Человек переносит на себя ответственность за события, которых не было в его жизни. Такое поведение называют трансперсональным

Маленький мальчик из многодетной семьи, находясь в деревне у бабушки, переносит тяжелую ангину. Находясь практически на грани между жизнью и смертью, он видит своего прадеда, которого в реальной жизни никогда не видел. Прадед сообщает, что он не умрет, будет жить и будет очень счастлив, тогда как все остальные члены семьи всегда страдали и будут страдать. В результате этот человек преуспел, у него свой бизнес и постоянное чувство вины перед родственниками. Он пытается снять это, все время дарит им подарки (квартиры, машины и т.д.), а они не ценят этого и требуют еще и еще. Результат – человек зарабатывает очень много денег, но все они уходят на содержание огромной семьи. Это бизнес ради самого процесса. Все его окружение в компании видит это, считает полным безумием и пытается захватить власть на этом фоне.

Работа коуча сводится к снятию чувства вины, а через это меняется и модель поведения.

Можно сказать, что общая беда всех, обращающихся за помощью к коучу, — это незнание, зачем они живут. На вопрос «Зачем тебе бизнес?» все отвечают «Зарабатывать деньги», но зачем – ответить не может практически никто. А ведь именно от ответа на этот вопрос зависит, насколько успешным и, самое главное, удовлетворенным будет человек. Может быть, это звучит пафосно, но необходимо осознать свое предназначение.

97% моих клиентов не знают, зачем живут. Задача коуча — дать возможность человеку посмотреть на мир шире, объяснить необоснованность страха потери.

Кроме того, работа коуча ни в коем случае не сводится к умным советам, я всегда говорю своим клиентам: «Не верьте ни одному моему слову!» Человек не должен перекладывать ответственность за свои поступки на кого-то еще. Задача коуча – создать пространство, в котором человек, обратившийся за помощью, будет осознавать свою ответственность и принимать ее на себя. При этом у него обязательно должна быть цель, именно его личная, а не цель его жены или начальника. Тогда, вольно цитируя Кастанеду, он найдет путь сердца. Он также бессмысленен, но по нему идешь с радостью.

И — под конец самое главное — необходимо воспринимать все неприятности как возможность сделать следующий шаг к цели.

Очень пожилой мужчина едет в автобусе в час пик. Ему надо выходить, но нет никакой возможности пробраться к двери. Все на него кричат и ругаются. В этот момент автобус резко тормозит из-за пробежавшей через дорогу собаки, все падают, опять кричат, а мужчина делает полшага вперед. Опять резкое торможение – еще полшага вперед. В результате он оказывается у двери и спокойно выходит на нужной остановке. Что им двигало и помогало? Осознание цели и желание ее достичь. Все неприятности он перевел в ранг возможностей и добился успеха!

Может быть, стоит об этом задуматься и попробовать всем?

Автор: Александр Савкин, коуч-консультант, Директор НОУ ДПО «Институт Коучинга»