Подготовительные курсы в ВУЗы. Виды и результат

Юлия Юткина Источник: Личные Деньги

Подготовительные курсы разной формы и продолжительности существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80 % выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.

В советское время на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами — углубленные знания многие получали с репетиторами, а на курсовых занятиях формировалось умение решать задачи или писать сочинения. Но в начале 90-х роль подготовительных курсов несколько изменилась. С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей доходов государственных высших учебных заведений. По оценкам экспертов, в настоящее время таким образом обеспечивается около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета) вузов.

Поэтому шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышаются. Формально, окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях. Но реально, в случае «полупроходного» балла, предпочтение скорее всего будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза. Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз, и целенаправленно стремился именно в него.

Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:

·Цикл специальных занятий и непосредственные неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов, уже сделавшим выбор, убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироватьсяи сделать окончательный выбор профессии.

·Обучение на подготовительных курсах — это своего рода психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования. Эта адаптация обеспечивается за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и т.п.), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами университета, пребывания в вузовских аудиториях.

·Даже для тех учащихся, которые успешно заканчивают среднюю школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам. Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания. Кроме того, подготовительные курсы представляют возможность апробировать, пополнить и укрепить свои знания сначала на базисном уровне (на уровне государственных образовательных стандартов), а затем и на продвинутом уровне.

·Для определенной части абитуриентов, которые по каким-то причинам имеют пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам или частично утратили знания из-за длительного перерыва в учебе (служба в армии, работа, болезнь и т.п.) подготовительные курсы предоставляют возможность корректирующего обучения с последовательным поэтапным доведением знаний до базисного уровня.

·Слушателям курсов предоставляется возможность на деле реализовать принципы непрерывного образования — сдать ранние вступительные экзамены, которые в случае их успешности являются основанием для участия в конкурсе на зачисление в число студентов университета. А тем, кто сдаст ранние экзамены не совсем успешно, предоставляется дополнительный шанс сдачи вступительных конкурсных экзаменов на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.

·И, наконец, возможность сдачи ранних вступительных экзаменов по окончании курсов помогает избежать волнений и даже эмоциональных стрессов, часто встречающихся при сдаче традиционных конкурсных экзаменов.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что обучение на подготовительных курсах имеет многоцелевое назначение: не только обучающее, но и ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих — и системно организующее.

По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.

Занятия на долгосрочных курсах начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7-8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.

Каковы же плюсы таких курсов?

Первое: курсы готовят абитуриентов по программам именно данного вуза. Второе: интенсивность занятий обеспечивает объем и глубину знаний. Третье: на них преподают педагоги этого вуза, которые при счастливом стечении обстоятельств могут оказаться экзаменаторами. Четвертое: обучение на курсах обходится значительно дешевле, чем занятия с репетитором, что тоже очень важно. Пятое: учась на курсах, абитуриент осваивается в новой среде и привыкаете к атмосфере вуза.

Поэтому те, кто заранее определился с выбором профессии и вуза, чаще всего записывается именно на эти курсы — благодаря им можно глубоко и серьезно подготовиться к поступлению.

Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности. Особенность краткосрочных курсов состоит в том, что они помогают человеку сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3-4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне. Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.

При многих вузах существуют даже специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Здесь занимаются каждый день непосредственно перед вступительными экзаменами. При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения. Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации перед экзаменом. Другие — используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов.

Интенсивные курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов — разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.

По форме курсы бываю очными и заочными.

Заочная форма предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы. Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели. Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание. Но занятия на заочных курсах, как и индивидуальные, требуют наличия определенных черт характера, в первую очередь самодисциплины, поэтому заканчивают их далеко не все начавшие.

Большое распространение получили сегодня курсы дистанционные. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.

Конечно, у подготовительных курсов есть и минусы, которые следует учесть:

Первое: так как обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий очень часто оставляет желать лучшего.

Второе: на курсах не обучают с азов, а только помогают совершенствовать и углублять уже имеющиеся знания.

Третье: несмотря на временные и денежные затраты никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.

Четвертое: затраты на обучение нельзя назвать маленькими.

И еще один важный пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, успешно закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, — таков закон.

Лица, окончившие подготовительные курсы, зачисляются в государственные вузы на общих основаниях.

Единственное преимущество, которое дают курсы, — знания, соответствующие требованиям института. Но при сдаче ЕГЭ требования институтов не учитываются, углубленные специфические знания не нужны, а необходима — способность четко выполнить тестовое задание и правильно оформить письменную работу.

На подготовительных курсах, обучающих старшеклассников старым проверенным способом, этому не учат, в школах — тоже.

Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?

Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования МГУ считает: «В сложившейся ситуации, на мой взгляд, абитуриентам стоит обратить внимание на заочные подготовительные курсы. Их преимущества — не только доступность для провинциальных старшеклассников, но и использование тестовых форм проверки знаний, необходимость выполнять письменные работы. Очень часто на ЕГЭ школьники, а на письменном вступительном экзамене абитуриенты недобирают баллы из-за неправильного оформления работ. С теми, кто окончил заочные курсы, такого не бывает».