Андрей Яковлев: Пока компания, вкладывающая средства в программы обучения и переподготовки своих работников, проигрывает

Андрей Яковлев

— Андрей Александрович, на встрече с представителями бизнес-кругов первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что необходимо создавать ПТУ при крупных корпорациях. Проблема нехватки квалифицированных рабочих, действительно, крайне актуальна. Но если в случае с высшим образованием все более или менее понятно, государство должно играть ведущую роль, а бизнес посильно участвовать, то с ПТУ не все так однозначно. В квалифицированных кадрах заинтересован бизнес, но восстанавливать институт ПТУ он не спешит. В результате об этом беспокоится государство, но, наверное, было бы неправильно делать это за бюджетные деньги. Какова ваша точка зрения?

Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров действительно является острой. По последним исследованиям Высшей школы экономики среди других институциональных проблем она выходит на второе-третье место – сразу после налогов. И хотя об этой проблеме чаще говорят низкоэффективные предприятия, теряющие работников просто из-за низкого уровня заработной платы, дефицит квалифицированных рабочих кадров стал значимым и для успешных производственных предприятий. Дело не только в уровне заработной платы, а в отсутствии на рынке необходимых компаниям работников со специфическими навыками и квалификацией.

К сожалению, вероятность того, что подобные работники будут подготовлены в ПТУ за бюджетные деньги достаточно мала. Это будет воспроизводство неэффективной и «безадресной» советской системы подготовки кадров. Специальные навыки скорее могут даваться либо на самих предприятиях, либо на программах подготовки, заказываемых предприятиями. Однако для развития такой практики, общепринятой в других странах, у нас есть объективные барьеры. Дело в том, что, вложив свои средства в повышение квалификации работника, предприятие практически сразу должно повышать ему зарплату – поскольку иначе работник с новой квалификацией просто уйдет в другую компанию на более высокую зарплату.

В результате компания, вкладывающая средства в программы обучения и переподготовки своих работников, проигрывает – в сравнении с фирмой, просто нанимающей работников на рынке, она должна нести двойные расходы (и по переподготовке, и по повышению зарплаты). В итоге возникает своего рода «негативная мотивация» — когда компаниям объективно оказывается выгоднее ждать, что кто-то подготовит для них специалистов, нежели инвестировать средства в программы обучения и переподготовки своих работников. Это в особенности касается средних предприятий, обладающих меньшими финансовыми ресурсами и возможностями в сравнении с крупным бизнесом.

Выход из этой своеобразной ловушки, на мой взгляд, заключается в изменении механизмов отношений между компаний и работником, который проходит переподготовку за ее счет. В этом случае у работника должны возникать обязательства перед компанией отработать определенное время при сохранении заранее согласованных условий оплаты. При нарушении этих обязательств и переходе на работу в другую фирму работник должен компенсировать компании расходы по его обучению и переподготовке.

Подобная схема отчасти напоминает советскую систему для выпускников ВУЗов – с обязательствами отработать три года «по распределению». Однако отличие в том, что та схема была чисто административной. Предлагаемая же схема является экономической: в договоре между работником и предприятием в связи с переподготовкой работника с самого начала могут фиксироваться все существенные условия – расходы фирмы, уровень оплаты после прохождения переподготовки, время, которое работник должен отработать на предприятии для компенсации расходов на его переподготовку, плюс обязательства работника покрыть фирме эти расходы в случае его досрочного перехода в другую компанию.

Насколько я знаю, отдельные компании пытаются идти по этому пути – не в части подготовки рабочих кадров, а в части переподготовки уже работающих на них сотрудников. Но подобный подход наталкивается на нормативные ограничения. По действующему Трудовому кодексу работник при желании может оспорить подобные договора в суде, и, скорее всего, он выиграет.

— Президент РСПП Александр Шохин сообщил в пятницу, что бизнес-сообщество согласовывает создание национального агентства профессионального образования, и агентство должно быть в ведении бизнес-структур. На первом этапе оно будет заниматься подготовкой рабочих для атомной промышленности и авиастроения. Затем система станет более развернутой. Шохин отметил, что эти планы нуждаются в одобрении правительства. Но отрасли, для которых планируется готовить кадры – государственные, почему же этим должен заниматься бизнес, и не логичнее было бы готовить металлургов, специалистов для химических производств, для автомобильной промышленности?

Я не знаю, почему были выбраны именно эти отрасли, но сам подход, ориентированный на взаимодействие с бизнес-ассоциациями в вопросах подготовки кадров, правильный. Деловые ассоциации эффективнее, чем отдельные компании, могут выражать коллективные интересы бизнеса. При этом спрос на кадры и реальные проекты по их подготовке, на мой взгляд, скорее могут быть сформулированы не РСПП, а отраслевыми ассоциациями. И именно их инициативные проекты по восстановлению системы подготовки рабочих кадров в конкретных отраслях правительство могло бы поддерживать в режиме софинансирования. Но эти проекты дадут эффект, если появятся институциональные механизмы закрепления переобученных работников на их рабочих местах.


Андрей Александрович Яковлев

Проректор Высшей школы экономики, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ.
Родился в 1966 году.
В 1988 г. окончил отделение политической экономии экономического факультета МГУ им. Ломоносова.
В 1992 г. защитил диссертацию по теме «Статистическое исследование процессов концентрации и монополизации в промышленности СССР» на экономическом факультете МГУ, кандидат экономических наук .
C 1990 по 1992 работал биржевым обозревателем еженедельника «Рынок» (приложение к газете «Деловой мир»).
В 1991 – 1995 г.г. работал в:
Институте экономической политики АНХ и РАН — научный сотрудник;
Институте экономических проблем переходного периода — научный сотрудник, старший научный сотрудник; зав.лабораторией;
Институте исследования организованных рынков — научный руководитель (директор по исследованиям).
С 1993г. — проректор Государственного университета — Высшая школа экономики.
1998 г. — Институт переходных экономик Банка Финляндии, стажер- исследователь
Профессиональными интересами являются:
анализ поведения предприятий разных форм собственности;
неформальный сектор, бартер, неплатежи и уход от налогов в российской экономике;
корпоративное управление;
антимонопольная и конкурентная политика;
оптовая торговля и инфраструктура товарных рынков.
Является членом профессиональных организаций и экспертных советов:
Комиссии по товарным биржам при ГКАП России – 1993-2000 гг.;
Редколлегии «Экономического журнала ВШЭ» — с 1997г.;
Общественного совета по реформе предприятий при Минэкономики России – с 1998г.;
Научно-методического совета Госкомстата России — с 1997г.;
Совета Программы поддержки экономических аналитических центров (проект МОНФ при финансовой поддержке USAID) – с 1999г.;
Ассоциации исследователей экономики общественного сектора – с 2000г. (член-учредитель);
Научно-методического совета Минимущества России — с 2001г.
Автор 10 монографий (в том числе в соавторстве)

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Андрей Яковлев: Пока компания, вкладывающая средства в программы обучения и переподготовки своих работников, проигрывает

Образовательные программы

Кадровый резерв: от создания до развития

Курс направлен на построение системы управления персоналом, важной частью которой является работа с кадровым резервом.

Оценка эффективности работы персонала. Применение результатов оценки для премирования, развития персонала и создания кадрового резерва

Какие цели поставить сотрудникам, как разработать их KPI, как оценивать не только их результаты, но и их квалификацию, опыт...

Система мотивации персонала: современные инструменты, технологии, подходы

Курс раскрывает тему мотивации с разных сторон: материальная и нематериальная мотивация, hr-бренд, бюджет на систему мотивации...

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.