В советскую эпоху, рассуждая о «зверином оскале капитализма», частенько поминали о том, как бесчеловечно штрафуют за любую провинность наемный персонал в западных корпорациях. С развитием рыночных отношений штрафы стали реальностью и в современной России. Считаете ли вы штрафы эффективным методом управления сотрудниками? Штрафуете ли вы их, и за что? С этими вопросами «Бизнес–журнал» обратился к руководителям компаний.
Поощрять полезнее
Штраф признаю только самой крайней мерой, которая должна предшествовать увольнению. Мы регулярные штрафы не практикуем. Лучше использовать не взыскания, а поощрения.
Анастасия Патрышева, директор туристического портала Travel.ru
Это неэффективно
Наша компания не применяет штрафных санкций — мы не считаем такой подход эффективным в мотивации и управлении персоналом.
Поощрение наших сотрудников производится в рамках ежеквартального анализа результатов их работы. С каждым в начале квартала обсуждаются цели, которых он должен достичь, а в конце отчетного периода, в зависимости от выполнения задачи, выплачиваются премиальные бонусы.
Ричард Лоуи, старший вице–президент по продажам, техническим и бизнес–операциям в регионе EMEA компании Micromuse
Абсолютно бесполезно
Без систем мотивации персонала в современных условиях никак не обойтись. Правильно, если мотивация привязана к результатам труда каждого сотрудника — это повышает его отдачу. Мне довольно трудно представить ситуацию в нашем бизнесе, когда необходимо применять штрафы. Мы работаем в области интеллектуальных услуг, где сложно устанавливать жесткие нормативы, да и график труда — далеко не нормированный. Потому основной критерий оценки персонала — это исполнительская дисциплина. Когда сотрудник засиживается допоздна, чтобы успеть выполнить работу в срок, то не страшно, если он задержится утром и придет попозже. А если он срывает плановые задания, регулярно опаздывает без причин, то штрафовать бесполезно — таких людей нужно менять на других.
Андрей Степанов, генеральный директор ЦКТ «PRОПАГАНДА»
Даже вредно
Материальная заинтересованность — одна из главных мотиваций для персонала, она же — наиболее эффективный инструмент работодателя. Этим рычагом можно пользоваться двумя способами. Первый — «наказывать рублем». По-моему, это не самая эффективная система, поскольку отвечает исключительно интересам работодателя и не учитывает человеческий фактор — в коллективе портится климат, снижается моральная мотивация персонала, и, как результат, падает производительность.
Мы придерживаемся другой системы, которую в свое время разработали совместно со специалистами Академии им. Плеханова. Это многоступенчатая конструкция, которая основывается скорее на поощрениях и учитывает не только объем участия сотрудника в проекте или загруженность, но и его профессиональный рост, лояльность организации и т. п. Основной фактор при этом, конечно, — финансовая заинтересованность: сотрудник четко знает, сколько он получит в любом случае, и одновременно может рассчитывать на премию за отличную работу.
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro–Vision
Это противозаконно
Систему штрафов нахожу не только неэффективной, но и противозаконной. Да, собственно говоря, и использовать ее можно, только если выплачивается «черная» зарплата. У нас в схемах премирования сотрудников управления обслуживания клиентов и производственных отделов есть качественные и количественные показатели, за срыв которых премия может быть снижена. Но в то же время существуют показатели, за достижение которых она может быть увеличена. Мы используем законные методы административных наказаний — замечание, выговор. Однако в Положении о премировании у нас зафиксировано, что сотрудники, имеющие административные взыскания в период, за которой выплачивается премия, ее не получают.
Елена Арефьева, директор по персоналу ГК «Армадилло»
Мы — не штрафуем
Тот факт, что штрафы применяются в коммерции уже несколько столетий, на мой взгляд, подтверждает право данной системы на существование. Но поскольку она апеллирует к базовым инстинктам, то я бы поставил под сомнение целесообразность ее в сферах деятельности, где преобладает высокоорганизованный интеллектуальный труд или творчество. Поэтому никогда не слышал о примерах использования системы штрафов в консалтинге. Мы своих сотрудников не штрафуем.
Илья Звонов, глава российского представительства АРС