Стоять! Бояться!

В советскую эпоху, рассуждая о «зверином оскале капитализма», частенько поминали о том, как бесчеловечно штрафуют за любую провинность наемный персонал в западных корпорациях. С развитием рыночных отношений штрафы стали реальностью и в современной России. Считаете ли вы штрафы эффективным методом управления сотрудниками? Штрафуете ли вы их, и за что? С этими вопросами «Бизнес–журнал» обратился к руководителям компаний.

Поощрять полезнее

Штраф признаю только самой крайней мерой, которая должна предшествовать увольнению. Мы регулярные штрафы не практикуем. Лучше использовать не взыскания, а поощрения.

Анастасия Патрышева, директор туристического портала Travel.ru

Это неэффективно

Наша компания не применяет штрафных санкций — мы не считаем такой подход эффективным в мотивации и управлении персоналом.

Поощрение наших сотрудников производится в рамках ежеквартального анализа результатов их работы. С каждым в начале квартала обсуждаются цели, которых он должен достичь, а в конце отчетного периода, в зависимости от выполнения задачи, выплачиваются премиальные бонусы.

Ричард Лоуи, старший вице–президент по продажам, техническим и бизнес–операциям в регионе EMEA компании Micromuse

Абсолютно бесполезно

Без систем мотивации персонала в современных условиях никак не обойтись. Правильно, если мотивация привязана к результатам труда каждого сотрудника — это повышает его отдачу. Мне довольно трудно представить ситуацию в нашем бизнесе, когда необходимо применять штрафы. Мы работаем в области интеллектуальных услуг, где сложно устанавливать жесткие нормативы, да и график труда — далеко не нормированный. Потому основной критерий оценки персонала — это исполнительская дисциплина. Когда сотрудник засиживается допоздна, чтобы успеть выполнить работу в срок, то не страшно, если он задержится утром и придет попозже. А если он срывает плановые задания, регулярно опаздывает без причин, то штрафовать бесполезно — таких людей нужно менять на других.

Андрей Степанов, генеральный директор ЦКТ «PRОПАГАНДА»

Даже вредно

Материальная заинтересованность — одна из главных мотиваций для персонала, она же — наиболее эффективный инструмент работодателя. Этим рычагом можно пользоваться двумя способами. Первый — «наказывать рублем». По-моему, это не самая эффективная система, поскольку отвечает исключительно интересам работодателя и не учитывает человеческий фактор — в коллективе портится климат, снижается моральная мотивация персонала, и, как результат, падает производительность.

Мы придерживаемся другой системы, которую в свое время разработали совместно со специалистами Академии им. Плеханова. Это многоступенчатая конструкция, которая основывается скорее на поощрениях и учитывает не только объем участия сотрудника в проекте или загруженность, но и его профессиональный рост, лояльность организации и т. п. Основной фактор при этом, конечно, — финансовая заинтересованность: сотрудник четко знает, сколько он получит в любом случае, и одновременно может рассчитывать на премию за отличную работу.

Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro–Vision

Это противозаконно

Систему штрафов нахожу не только неэффективной, но и противозаконной. Да, собственно говоря, и использовать ее можно, только если выплачивается «черная» зарплата. У нас в схемах премирования сотрудников управления обслуживания клиентов и производственных отделов есть качественные и количественные показатели, за срыв которых премия может быть снижена. Но в то же время существуют показатели, за достижение которых она может быть увеличена. Мы используем законные методы административных наказаний — замечание, выговор. Однако в Положении о премировании у нас зафиксировано, что сотрудники, имеющие административные взыскания в период, за которой выплачивается премия, ее не получают.

Елена Арефьева, директор по персоналу ГК «Армадилло»

Мы — не штрафуем

Тот факт, что штрафы применяются в коммерции уже несколько столетий, на мой взгляд, подтверждает право данной системы на существование. Но поскольку она апеллирует к базовым инстинктам, то я бы поставил под сомнение целесообразность ее в сферах деятельности, где преобладает высокоорганизованный интеллектуальный труд или творчество. Поэтому никогда не слышал о примерах использования системы штрафов в консалтинге. Мы своих сотрудников не штрафуем.

Илья Звонов, глава российского представительства АРС

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Стоять! Бояться!

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.