После технологического бума 90-х наступило сравнительное затишье. В то время компании участвовали в своего рода «гонке технологических вооружений»: новые технологии стремительно осваивались буквально по мере появления – это был вопрос конкурентоспособности. В тех условиях огромным плюсом была способность максимально быстро обучать персонал, чтобы эти технологии использовать.
Сегодня, когда развитие IT-технологий несколько замедлило шаг, организации не столько гонятся за новинками, сколько стараются отобрать лучшие технологии. Подход к обучению и поддержке персонала, к менеджменту стал более гибким и творческим.
Все больше внимания уделяется развитию среды, которая стимулировала бы креативность работников, получению максимальной отдачи от таких технологий, как, например, Интернет. При этом меняется и стиль управления организациями – а вместе с ним и подход к обучению менеджеров.
Если вашим сотрудникам необходимо обеспечить оптимальную рабочую среду, без таких навыков как тайм-менеджмент или управление стрессом, не обойтись. В результате в последние пять лет все больше внимания уделяется личным качествам и индивидуальному планированию.
Одной из центральных проблем является поиск гармоничного соотношения работы и жизни при увеличении эффективности персонала. Само «рабочее место» за последнее время также изменилось: все больше людей работает не выходя из дома, организации все чаще пользуются так называемыми «hot-desking» — системами незакрепленных рабочих мест, когда сотрудники ездят по всему миру, представляя интересы своей компании.
Однако работа на дому требует недюжинной самодисциплины – ведь так грань между домом и работой быстро стирается, и тогда производительность труда падает. Что касается «hot-desking», то вместо привычного и удобного рабочего места вы работаете где придется, да и постоянные разъезды зачастую крайне утомительны. К тому же современные средства – электронная и голосовая почта, мобильные телефоны — позволяют найти человека когда угодно и где угодно. Вам уже не удастся сесть в самолет и расслабиться: «давление доступности» — реальная и распространенная проблема.
Но даже если вам не приходится проводить полжизни в дороге, в наши дни многие компании работают в разных часовых поясах. Часто вам звонят из другого офиса и заваливают работой, забывая о разнице в 5 или 10 часов.
Культурный и языковой барьеры тоже могут подлить масла в огонь. Часто бывает, что сотрудники, блестяще работающие в своей стране и на родном языке, плохо приживаются в многонациональной команде без соответствующей подготовки.
Если раньше от IT-специалистов требовались только познания в области технологий, то теперь – для выхода на глобальный рынок — им необходимо развивать навыки общения и управления людьми. Даже если в вашей организации работают лучшие в мире специалисты в области технологий, их ценность значительно падает при отсутствии таких способностей.
Единственное, что не изменилось за эти годы, – то, что самым ценным активом любого предприятия являются его сотрудники. Но для того чтобы эти активы окупали вложенные в них деньги, организациям важно научиться своевременно и компетентно реагировать на глобальные перемены.