Типология команды

Карен Газарян Источник: Бизнес

Главная забота любого руководителя — слаженная работа коллектива. Думая о ней в предрассветные и предзакатные часы, руководитель выстраивает для себя некий идеал, которому должен соответствовать его коллектив. Простор для метафорического мышления огромен: моделью может служить двигатель внутреннего сгорания, гидроэлектростанция, микропроцессор или пароварка. Некоторые особенно изобретательные директора понимают, что людей все же следует сравнивать с другими людьми, а не с агрегатами. И желают, чтобы коллектив был похож, к примеру, на спортивную команду.

Эта счастливая находка — скорее вопрос, чем ответ. О, спорт, ты мир! — утверждение справедливое. Мир неоднороден.

Кому-то больше нравится футбол, кому-то шахматы. Поэтому важно определить, какой тип спортивной команды вам по душе. Существуют бейсбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные команды, команды по гольфу и шахматные сборные.

Гольф или футбол?

К примеру, сборная по шахматам или команда по гольфу — это просто несколько людей, выполняющих одинаковые функции. Им надо добиться общей победы. Они почти не взаимодействуют друг с другом, им не нужна скамейка, но у них есть тренер, от которого требуется индивидуальный подход к каждому игроку. В команде такого типа именно на тренера ложится весь груз стратегических решений. В бизнесе такуюкоманду называют рабочей группой. Так функционируют, к примеру, небольшие аудиторские компании и юридические конторы.

В баскетболе иначе: все играют вместе, но время от времени каждый действует независимо от остальных. Все зависит от ситуации, которая ежеминутно меняется. Каждому представляется шанс побывать кризис-менеджером. И каждый имеет право если не на 15 минут, то на 15 секунд славы. Это есть классический командный вид спорта. В бизнесе, который требует гибкости, быстроты принятия решений и напряженных усилий, лучше всего ориентироваться именно на баскетбол. Баскетбольная модель хорошо подходит для бизнеса типа be to customer, сферы продаж и маркетинга.

В футболе каждый игрок — узкий специалист. Футбольный тип организации бизнеса приемлем для компаний, работающих по системе be to be.

Существуетеще парный теннис. Это на корте он парный, в бизнесе же членов команды может быть сколько угодно. Такая команда требует от своих членов обостренного чувства локтя и быстрой реакции. Никакой иерархии — между сотрудниками существует почти братство.

Их функции абсолютно идентичны, сами они взаимозаменяемы. Каждый игрок должен одинаково хорошо играть в защите или нападении. Руководителю фирмы, который решил внедрить принцип парного тенниса, следует прежде всего решить, нужны ли ему дублирующие друг друга сотрудники. Подобная организация труда более всего подошла бы, к примеру, для компании, занимающейся частным извозом. Таксисты все равны.

О пользе аналогий

А теперь попробуем понять, какую практическую пользу можно извлечь из всей этой информации, из всех этих аналогий- красивых и не очень, гармоничных и натянутых. Насколько полезны для бизнеса спортивные примеры? Теоретизировать тут сложно, между бизнесом и спортом легко найти не только десять, но и сто отличий и столько же сходств. Лучше всего обратиться к опыту тех, кто профессионально занимается и тем, и другим. Президент холдинга Global Edge Михаил Лифшиц, бывший летчик ДОСААФ, чья компания шефствует над гоночной автомобильной командой, склонен сравнивать свой бизнес не столько с автоспортом, сколько с авиацией. А к коллективу он подходит как к неодушевленному предмету под названием самолет. «Достижение цели,- говорит Лифшиц,- невозможно без отказа от личных амбиций и отлаженности действий. Для меня в силу увлечения самолетами очень близка аналогия между бизнес-командой и самолетом. Командир корабля- сердце экипажа. Сердце толкает кровь, благодаря чему весь организм работает, живет. В компании и на предприятии это- директор. Штурман — глаза и уши экипажа. У нас это коммерческий директор. Бортинженер — мозг экипажа, читай — «технический директор». И так далее, вплоть до механиков, от которых зависит состояние самой маленькой гаечки. Я часто произношу фразу: «Самолет не может быть немножечко неисправен». Так и в бизнесе: «самолет» — это наше дело, наша компания. В зависимости от уровня слаженности, профессионализма и взаимодействия «экипажа»- бизнес-команды, самолет может просто стоять на взлетной полосе, может катиться в никуда, а может, хорошенько разогнавшись, набирать высоту. При этом, в отличие от настоящего самолета, где высота полета ограничена допустимыми нормами, достижения в бизнесе зависят от высоты целей и полета ума членов «экипажа»».

Как видим, коллектив можно сравнить и с агрегатом, и все равно это не будет сравнением с бездушной машиной. Начнем с того, что экипаж самолета совсем не бездушен. Около 90% авиакатастроф происходят по вине пилотов. К тому же в авиаи автоспорте в высшей степени популярно выражение «слиться с машиной воедино». И черт разберет, что оно означает: то ли очеловечивание техники, то ли роботизацию пилота. Между этими двумя крайностями мечется каждый тренер. «Конечно, можно сравнить бизнес и спорт- успех в этих видах деятельности зависит от способности превзойти самого себя, а точнее, от сверхусилия,- говорит директор по развитию ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Мария Воллина.- То есть ты все время должен работать, действовать и тренироваться на пределе своих возможностей, через «не могу», если хотите.

Тем, кому приходилось тренироваться, отлично знают, что все качественные изменения в спортивных достижениях происходят, когда ты, сжав зубы, делаешь чуть больше, чем делал до этого».

Спорт конгениален бизнесу, как политика — сексу. Давно известно, что политика- это спорт для людей среднего возраста. Но есть одна принципиальная и определяющая разница. Спортивная команда, лишенная командного духа, просто не выйдет на поле, а фирм, в которой командный дух и не ночевал, полнымполно. Поэтому полной аналогии все равно не выходит.

Кто кого?

Как ни странно, скорее спорт перенимает методы управления у бизнеса, чем наоборот. Это замечательно видно, если посмотреть на тренеров и спортивных чиновников. Известный спортивный критик Игорь Порошин полагает: «Если речь идет о президенте профессиональной команды, то это тот же бизнес (на Западе, потому что у нас профессиональный спорт — это пока большей частью история про «распилы» и «откаты»).

Если же мы говорим о тренере, то он что-то среднее между управляющим компании и батяней-комбатом. Если использовать политические метафоры при обсуждении тренера, то в спорте нет жесткого выбора, кем ему быть — диктатором или просвещенным монархом.

Карло Анчелотти, тренер «Милана»,- просвещенный монарх. Жозе Моуринью, тренер «Челси» — скорее диктатор. Настоящий русский (на самом деле, советский) тренер — всегда диктатор».

В горячем стремлении наложить спортивную матрицу на бизнес и поверить секундомером индекс Доу-Джонса есть, право, что-то юношеское, наивное. Правила бизнеса, может быть, и не сложнее, чем правила игры, они просто другие.

Попробуем пойти от обратного: будет ли спортивная команда, составленная из клерков, играть более слаженно (что не значит лучше), чем собственно спортивная команда? «Конечно, да,- отвечает Игорь Порошин.- Если это керлинг. Конечно, нет. Если это регби».

Вывод: каждый должен заниматься своим делом. Не верите — поставьте руководить заводом капитана сборной по плаванию, и завод утонет.