Тренинг: креатив или творчество?

Ирина Ильинская Элитный персонал

Рынок тренинговых услуг чрезвычайно широк и конкуренция на нем достаточно велика. Именно поэтому креативные решения становятся порой действенной мерой в борьбе за заказчика. Такой метод работы отличается от «чистого творчества» тем, что он изначально направлен на вполне конкретный конечный результат – выполнение задач, поставленных слушателями.

Творческая мастерская

Привлекать к себе внимание программа должна уже названием, а потому калейдоскоп тренинговых «имен» сегодня очень ярок. Взять хотя бы тему управления временем: «Time Management», «25-й час или эффективное управление временем», «Время руководителя: 24+2», «Мастерская времени» и другие.

Безусловно, за каждым новым слоганом стоит оригинальная методика, которая вырабатывается в ответ на запросы рынка. Когда на рынке появляется новый запрос, провайдеры создают целые обучающие направления, рассказывает Валерия Голубь, руководитель тренерского отдела компании «Искусство деловой жизни». «Тренинговые компании должны быстро и чутко реагировать на изменение ситуации созданием нового продукта. Креативным ответом на потребности клиентов может стать, например, переосмысление имеющихся программ и создание новой системы обучения с целостной и четко выстроенной концепцией», — поясняет она. Как правило, такой комплекс вбирает в себя как прежние, так и новые продукты, работа над которыми требует немалых творческих усилий со стороны тренеров, отмечает Валерия Голубь.

Для создания «кассовых» тренингов действительно не обойтись без творчества, уверена Наталья Федрушкова, директор по развитию бизнеса группы компаний «Академия приключений». «Над проектами такого рода трудится целый отдел профессиональных тренеров и креативщиков, которые придумывают оригинальные сценарии, антураж для корпоративных мероприятий. Не так просто ответить на запрос — «сделайте для нас необычную программу». Так, дайвинг-тренинг «Командообразование под водой» Наталья Федрушкова называет «плодом креативности» фирмы, не забывая при этом о творческом тандеме тренеров и продавцов, которые при желании клиента «могут устроить курс даже на Эльбрусе».

Актер на подмостках консалтинга

Однако тренинг тем и отличается от книги, изданной его разработчиком, что дает ответы на все вопросы в режиме «on-line» и живые впечатления от работы с автором. Поэтому тренеры-«звезды» не только блестяще владеют техниками, но и удивляют, вдохновляют, вовлекают в учебный процесс. Яркий и харизматичный ведущий — почти всегда залог успеха программы, ведь от нее ожидают как практических навыков, так и эмоций, впечатлений, которые усиливают запоминание материала. Таких мастеров немного, утверждает Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Организация времени». «В одном человеке редко сочетается умение хорошо проводить тренинг и разрабатывать программу», — подчеркивает он.

При этом ключевые моменты занятия, острые вопросы требуют от ведущего остроумия и артистичности: ведь на занятиях приходится прибегать к экспромтам, рассказывает г-н Архангельский. «На одном из тренингов, проходившем в пансионате, речь зашла о дневном сне. Возник спор, и как это часто бывает в конфликтной ситуации, разрешить его помогла импровизация. Участникам было предложено вздремнуть четверть часа, после чего слушатели смогли основательно излагать свои мнения о предмете дискуссии», — вспоминает он.

В другой ситуации обсуждение касалось организации порядка на рабочем столе. Чтобы лучше представить объект беседы, тренер посоветовал сфотографировать «офисные парты», после чего абстрактный диспут приобрел вполне конкретные очертания.

Словом, творческий подход не повредил еще никому, однако консультанты не станут спорить, что одного «озарения» для тренинга недостаточно. По мнению Глеба Архангельского, креатив чаще всего «представляется набором техник и готовых решений».

Кстати, некоторые ведущие краткосрочных программ считают импровизации всего лишь частью профессионального мастерства. «Порой в процессе занятия становится ясно, что тот или иной методический ход не работает. Приходится действовать экспромтом: использовать одну из припасенных на этот случай заготовок», — замечает Валерия Голубь.

Копилка креативных техник

В любом случае, творчество тренинговой компании — будь то экспромт или «рояль в кустах» — должно согласовываться с потребностями клиента, в этом уверена Наталья Федрушкова. «Мы часто получаем запросы на эксклюзивные курсы, при этом тщательно оценивается проблематика, проходит обсуждение вопроса тренером и клиентом», — говорит она.

В этом нет ничего удивительного, ведь креатив сегодня — дорогой товар. Более того, руководители компаний часто стремятся с помощью консультантов выработать у своих сотрудников творческий подход к делу. Яркие тренинги становятся своего рода вдохновением для начала такой работы.

Можно ли развивать креативность как компетенцию сотрудников, их творческий подход к делу? Да, считает Анна Воронина, руководитель краткосрочных программ обучения Института МИРБИС, и особая роль здесь принадлежит руководителю. «Во-первых, необходимо целенаправленно вести «борьбу с соглашательством», требовать от сотрудников развернутого ответа на вопрос. Во-вторых, поощрять «разнообразие» состава коллектива (этнического, возрастного и т.д.). В ряде зарубежных компаний за этим следит даже специальный департамент. В-третьих, нужно выделить группу задач «разумного риска», в отношении которых существует дефицит информации, знаний или нет готовых решений, образцов. Крайне важно поощрять тех, кто рискует браться за них, и тех, кто выбирает для этого непроторенные пути», — утверждает Анна Воронина. Так шаг за шагом, творческий стиль мышления становится нормой для сотрудников и дает финансовый и психологический эффект. Не стоит забывать о важности визуальных форм отражения текущей и проектной деятельности, групповых методах стимулирования творческого мышления, специальных развивающих программах.

Кстати, Институт МИРБИС со временем планирует разместить примеры нестандартных решений разных компаний и менеджеров в библиотеке своего «виртуального класса» и, возможно, поощрить самые интересные из них, так что создание «антологии креатива» уже не за горами.

Очевидно, что интересные находки есть в арсенале многих тренинговых компаний. Коль скоро спрос на креатив столь высок, а сам он — отнюдь не результат озарения, а всего лишь плод упорного труда профессионалов над концепцией и программой, решением и дизайном, то актуальной представляется задача сделать разработки доступными для заинтересованных читателей, сведя их воедино. Это могут быть, например, online-library, доступные пользователям профессиональных порталов и содержащие как фрагменты программ и курсов, так и отдельные кейсы для отработки решения конкретных задач. Без сомнения, это вызовет немалый интерес, ведь толковые, хорошо проработанные тренинги, созданные в соответствии с последними тенденциями запросов, ярко поданные и дающие эффективный результат — наиболее востребованная на рынке продукция провайдеров краткосрочных форматов. Прибавим к этому творческий подход талантливого тренера к воплощению нетривиальной программы — и вложенные в обучение персонала средства обеспечат легкие качественно новые шаги в развитии компании.