Второе высшее: три варианта для регионов

Алексей Упатов

Диплом московского вуза, как и прежде, высоко ценится по всей России. Как сделать этот престижный документ более доступным для отдаленных регионов страны? Об этом рассуждают участники сегодняшнего круглого стола.

С точки зрения работодателя, обладатель двух дипломов — разносторонне образованный сотрудник, имеющий глубокие познания в конкретных областях, что ценно в любой сфере бизнеса. Для самого специалиста — это необходимое условие освоения области, в которой раньше работать не приходилось, что дает возможность продвинуться по карьерной лестнице. Однако многие уверены: для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно иметь не просто второй диплом, а диплом московского учебного заведения. Кандидатам из регионов вузы столицы предлагают несколько вариантов: очную учебу в филиалах, заочную с модулями в Москве, дистанционный формат.

Филиалы

В филиалах студент проходит обучение, полностью соответствующее требованиям государственных образовательных стандартов, рассказывает Владимир Карулин, ректор Московского экономико-финансового института. «Это полноценное учебное заведение, которое лицензируется, аттестуется и аккредитуется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. К учебным планам, профессорско-преподавательскому составу этого подразделения предъявляются точно такие же требования, как и к головному московскому вузу, поэтому студент в регионе имеет возможность получить образование, не уступающее по качеству столичному», — добавляет он.
Немаловажно, что по новому правилу Министерства образования и науки РФ дипломы выдаются без указания на то, какой именно вуз — головной или региональный — окончил выпускник. В то же время, для того, чтобы открыть филиал, предоставляющий качественное образование на уровне московского института, необходима тщательная подготовка и хорошая материальная база. «Прежде всего, во многих регионах ощущается острая нехватка профессионалов-преподавателей», — отмечает Алексей Черноусенко, ректор Московского института международных экономических отношений. «Часто бывает, что одни и те же немногочисленные в регионах профессора и доктора наук вынуждены работать сразу в нескольких учебных заведениях. А откомандировывать московских преподавателей на длительный срок имеют возможность далеко не все вузы», — рассказывает он.
Вместе с тем, филиалы делают доступным дипломы московских вузов на местах, и студенты могут быть уверены, что получают образование по тем же самым учебным планам и стандартам, что и в Москве. Недостатка в выборе программ в регионах нет: можно получить практически любую специальность в филиалах множества столичных учебных заведений. Кроме того, если по каким-то причинам появилась необходимость перевестись в головной вуз или другой филиал, проблем не возникнет. Главное, чтобы там были свободные места, а у вас не было «хвостов». Правда, стоит заметить, что стоимость обучения в Москве в среднем выше в полтора-два раза.

Представительства для заочников

Очно-заочный формат становится удобным в том случае, если очный неприемлем. Слушатель приезжает на 2-3-х недельную сессию, слушает курс лекций по профильным предметам, задает вопросы преподавателям и усваивает необходимый материал, отмечает Татьяна Школьная, руководитель образовательных программ Центра налогового администрирования и финансового управления АНХ при правительстве РФ. «В случае непредвиденных обстоятельств можно пропустить какой-либо модуль учебной программы, а затем пройти его вместе со следующей группой», — замечает она.
Региональные представительства столичных вузов работают именно для таких слушателей. По словам Владимира Карулина, эти учреждения пользуются популярностью в регионах среди желающих получить качественное второе высшее образование. «Они обеспечивают слушателей всеми необходимыми учебно-методическими материалами, консультациями, организуют взаимодействие с головным вузом», — рассказывает он. Помимо рекламно-информационной деятельности: разъяснительных и ознакомительных работ, маркетинговых исследований, организаций выставок и конференций, — представительства могут осуществлять текущий контроль успеваемости, проводить консультации и даже промежуточную аттестацию. По словам Алексея Черноусенко, эту работу они проводят с участием ведущих штатных преподавателей вуза и только при согласовании с администрацией региона. «Задачи представительств — помощь в поступлении в институт и сопровождение студента в период обучения», — поясняет он.
Минусы заочного формата очевидны — длительное отсутствие на работе, высокие затраты на проезд и проживание. С другой стороны, велики и плюсы — гарантированное качественное образование, очное общение с коллегами в группе и с преподавателями.

Distance

Уже сейчас эксперты говорят о том, что в будущем дистанционное обучение станет самым популярным форматом. При грамотном решении e-learning позволяет получать новейшие знания в любой области: электронные учебники разрабатывают профессионалы, занятия проходят без отрыва от работы в удобное для слушателя время, в головной вуз нужно приехать один или два раза за весь курс — на защиту выпускной работы. При высоком качестве образования такой формат — один из самых дешевых, рассказывает Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ. «Он удобен как раз для регионов, ведь желающих получить достойное образование в России очень много от Калининграда до Владивостока, а для руководителей высшего и среднего звена часто это единственная возможность овладеть новыми знаниями. Дистанционная форма воплощает концепцию long-life learning: непрерывное обновление профессиональных навыков сегодня необходимо практически во всех отраслях», — указывает она. Такой вид заочного обучения требователен к студенту: необходима серьезная мотивация к самообразованию. Основным источником знаний здесь является не преподаватель, а электронные учебники, предоставляющие теоретический материал и практические задания. Общение с профессором реализуется посредством электронной почты, на форуме или в ходе видеоконференций.
К качеству программы e-learning требования особенно высоки, считает Татьяна Школьная. «Здесь важно, как зарекомендовал себя тот или иной вуз, используя подобную форму. Сомнения могут возникнуть не только у студента, но и позже у работодателя: ведь диплом не означает наличия знаний. Поэтому лучше выбирать тот институт, который уже давно работает в этом формате», — уверена она.
Дистанционное обучение имеет практическую направленность, что позволяет слушателям второго высшего успешно применять новые знания в реальном бизнесе и активно включаться в работу в новой для себя сфере. Однако недостаток такого формата — отсутствие непосредственного контакта с преподавателями и коллегами, говорит Элеонора Вергилес. «Живое общение заменить практически невозможно. Обсуждение вопросов, решение кейсов в реальном времени — преимущества очного образования. Поставщикам e-learning остается совершенствовать технологии, чтобы обеспечить как можно более тесную обратную связь», — добавляет она.
Итак, для того чтобы получить престижный диплом московского вуза в регионе, можно воспользоваться одним из трех вариантов: поступить в местный филиал; воспользовавшись услугами представительства, обучаться на заочном отделении; выбрать современный дистанционный формат. Каждый из способов имеет плюсы и минусы. В филиалах вы будете учиться по тем же самым программам, что и в головном вузе, и получите точно такой же диплом. При этом всегда есть возможность перевестись в Москву или в другой город. Однако объективные сложности, связанные с недостатком квалифицированных преподавателей в ряде случаев не гарантируют должного качества образования. У заочного формата таких проблем нет: лекции читают профессора московского вуза, в высоком уровне которых можно не сомневаться. Но два раза в год ездить в Москву на двадцать дней могут позволить себе далеко не все. Длительный отрыв от работы, а также большие денежные затраты делают этот вид обучения для многих закрытым. В таком случае следует выбрать e-learning: возможность распоряжаться собственным временем, сравнительно невысокая стоимость плюс получение новейших знаний делают этот формат привлекательным. Правда, придется пожертвовать такой немаловажной вещью как живой контакт с преподавателями и коллегами.
Какой из видов обучения окажется для вас более удобным? В любом случае, известно, что высшее образование — это, прежде всего, самообразование, поэтому успех целиком и полностью зависит от вас самих.


ВОПРОС НЕДЕЛИ

В каком случае второе высшее образование предпочтительнее программы МВА?

Сергей ШАКИН,
первый заместитель директора
Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова:
Если, поработав в бизнесе или экономических госструктурах, специалист испытывает необходимость в получении фундаментального экономического образования, то ему необходима магистратура, где он получит степени MA (Master of Arts), MSc (Master of Science), MRes (Master of Research) в экономике. На западе они ценятся так же высоко, как и MBA, а нередко и выше, поскольку является ступенью к степени доктора PhD.
Например, специалисту с инженерно-техническим образованием или гуманитарию для реализации планов развития в бизнесе могут понадобиться глубокие знания экономики, современных расчетных методов анализа и прогнозной оценки состояния рынка. Иногда у сотрудника, не имеющего экономического образования, возникает острая необходимость овладеть навыками финансового аудита или современными расчетными методами финансовой экономики. Узкоспециализированные курсы, например, бухгалтерские или аудиторские, профессиональных проблем не решат ни сейчас, ни тем более в будущем. Здесь необходимо второе высшее магистерское образование.

Татьяна ИВАНИЩЕВА,
проректор по маркетингу и развитию Института МИРБИС:
Все зависит от того, чего желает достичь слушатель и какую карьеру выстроить. Например, программа подготовки финансового директора «МВА-финансовый менеджмент» и курс второго высшего образования «Финансовый менеджмент» имеют разные цели. Последний направлен на получение другой профессии. В нем принципиально важно владение бухгалтерским и управленческим учетом, финансовым менеджментом, расчетом финансовых рисков. Это так называемая программа «знаний».
 Основная задача формата МВА — подготовка профессионального управленца. Программа формирует менеджера, который руководит компанией (проектом) или подразделением на основании финансовой стратегии. Этот курс принято именовать «навыковым». Поэтому в тех же дисциплинах здесь применяются другие образовательные технологии, вырабатывающие компетенции руководителя в процессах управления бизнесом, людьми и собой.

Магистерская диссертация: помогая студентам

Попалась сложная тема по магистерской диссертации? Возникли проблемы с поиском актуальных литературных источников и разработкой методологии исследования? Тогда обращайтесь к нам! Компания «Диссертация» - это...

Молекулярная иммунология — новое направление в магистратуре РНИМУ им. Н.И. Пирогова

В этом году на базе нашего Университета открылось новое уникальное направление подготовки в магистратуре — молекулярная иммунология. В последнее время специалисты едва успевают следить...

Правила приёма в вуз после колледжа в 2022 году

Часто после получения среднего профессионального образования (СПО) молодые специалисты устраивались на работу и предпочитали получать высшее образование в заочной форме. Новые федеральные образовательные стандарты...

Необъективные оценки студентам: некриминализированная составляющая

Преподаватель ставит двойку не студенту, а себе. (Циничная поговорка) Статистические данные правоохранительных органов, да и опросы общественного мнения свидетельствуют, что сфера российского образования –...

Второе высшее: три варианта для регионов

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.