О какой бы форме аутсорсинга ни шла речь, поставщики услуг повторяют один и тот же тезис: «Зачем вы делаете это сами, если можете заказать на стороне, да еще и сэкономить?» Перспектива заманчивая. Но одно дело — поддерживать истинную бухгалтерию на сервере, который компания–аутсорсер упрятала в бронированный саркофаг где–то на севере Москвы, и совсем другое — арендовать персонал.
Сегодня на кадровом рынке доступны не только аутсорсинг (outsourcing) и лизинг персонала, но еще и аутстаффинг (outstaffing). Звучит красиво. Подается — заманчиво. «При аутстаффинге за штат могут выводиться основные сотрудники, осуществляющие деятельность, которая является уставной для организации–заказчика. При аутсорсинге предметом услуги оказывается деятельность, не являющаяся для компании-заказчика основной: например, уборка, охрана», — поясняет суть терминов директор по развитию бизнеса APL GROUP Светлана Дюжинова. При аутстаффинге сотрудники, выведенные за штат фирмы, зачастую продолжают трудиться на прежнем месте и выполнять те же обязанности, однако работодателем по отношению к ним отныне становится специализированное агентство. В случае же аутсорсинга за пределы компании выводятся не профильные для нее функции.
— Аутстаффинг и лизинг персонала становятся все более популярными в России, — уверена Марина Тарнопольская, партнер, руководитель департамента «Массовый подбор, лизинг, аутстаффинг персонала» Агентства «Контакт». — Тенденция к обелению зарплат и возрастающее внимание государства к выполнению Трудового кодекса заставляют компании тратить больше сил, средств и времени на кадровую работу. Все это приводит к развитию новых кадровых технологий. Они помогают предприятиям минимизировать административные издержки и сосредоточиться на главных бизнес-процессах, передавая часть работы по кадровым вопросам агентствам–провайдерам».
Принято считать, что аутстаффинг позволяет увеличивать или сокращать фактическое число сотрудников компании, не изменяя численность персонала в штате, и экономить средства за счет регрессии единого социального налога. Аутстаффинг актуален, когда у фирмы имеются ограничения по численности персонала, есть необходимость сократить штат без потери квалифицированных кадров или требуется нанять работников в регионах, не создавая при этом филиалов, — утверждают в кадровой компании «АНКОР».
Технически аутстаффинг позволяет снять с предприятия юридическую ответственность перед «заштатными» работниками, а работодателем по отношению к ним, обязанным, в том числе, соблюдать и Трудовой кодекс, становится агентство–провайдер. «Используя технологии аутсорсинга, компании снижают риски, связанные с некачественным оформлением персонала, с ошибками в кадровом делопроизводстве, приводящими к серьезным последствиям — проблемам с налоговой и трудовой инспекциями, судебным издержкам», — говорит Марина Тарнопольская. Кроме того, новых сотрудников в рамках таких схем можно испытывать без оформления трудовых отношений, а сам испытательный срок растягивать чуть ли не до бесконечности.
Аренда персонала обещает и экономию времени. Компания Kelly Services на своем сайте поясняет: «Сотруднику отдела кадров фирмы не нужно искать кандидатов, интервьюировать, оформлять на работу, предоставлять отчеты по заработной плате в налоговую инспекцию и другие фонды. По нашим данным, самые маленькие компании (от 1 до 9 сотрудников) экономят в среднем 7 часов в неделю, компании с численностью от 50 до 99 сотрудников — 23 часа в неделю». При этом многие агентства обязуются прислать временного сотрудника в течение трех-четырех часов с момента поступления заказа.
Иная возможность получить выгоду от различных форм HR–аустсорсинга: любая компания, испытывающая циклический избыток работников, может делиться ими с другими предприятиями (и не обязательно с конкурентами). «Одна фирма сильна в маркетинге, а другая — в финансовой аналитике. Почему бы им не поделиться друг с другом знаниями, услугами и специалистами в этих областях? Это сэкономит время и оптимизирует работу», — иллюстрирует схему Алексей Терентьев, менеджер по персоналу рекламного агентства «Кри–Эйт».
Еще вариант: фирма решила принять активное участие в выставке, проходящей в другом регионе. «Прямо на месте можно арендовать персонал для проведения мероприятия. Дешево и сердито! — популяризирует услугу Терентьев. — Или такое положение. Филиалу компании срочно нужен специалист. Что делать? Вы можете найти его на месте, через агентство–провайдера. Незачем ждать, пока пройдет многоступенчатое согласование и будет прислана кандидатура «из центра».
Не менее частая ситуация: компания, завершив крупный проект, не рискует сразу увольнять его участников. Неприкаянным «эпизодическим персонажам» придумывают пустяковые служебные обязанности, чтобы хоть чем–то занять их. Но какая польза от такого труда? К тому же нахлебники увеличивают издержки. Эту проблему вполне способен решить кадровый лизинг, позволяющий не только нанимать временный персонал под проект, но и легко избавляться от него после выполнения работ.
Поставщики кадровых услуг утверждают: лизинг персонала особенно удобен для компаний, занятых на сезонных работах, а также для стабилизации бизнеса в периоды производственных или сбытовых пиков — не говоря уж о таких распространенных случаях, как отпуска или болезни «своих» сотрудников.
Наконец, до сих пор многие предприниматели крайне неохотно предлагают работникам премии, бонусы и социальные пакеты. В большинстве компаний малого и среднего бизнеса условия оплаты труда «плоские»; это помогает удерживать сотрудников, но почти не дает инструментов для позитивной мотивации. Аутстаффинг же позволяет даже не думать о бонусах и пресловутых соцпакетах — это задача провайдера.
Что и говорить, «по книжке» получается очень красиво.
Заштатный бизнес
За последние три года российский рынок аутстаффинга и лизинга персонала вырос в три-четыре раза, причем тенденция к росту сохраняется. В 2003 году объем кадровых лизинговых услуг вырос на 30–35%, в 2005–м — уже на 80%.
Поставщиками услуг аустаффинга и аутсорсинга персонала являются, преимущественно, кадровые агентства. В основном, их клиенты арендуют персонал на срок от трех месяцев до нескольких лет, хотя минимальное время работы такого сотрудника практически не ограничено и вполне может составлять несколько часов.
В рамках лизинговых схем чаще всего нанимают административный персонал (самые популярные должности — секретари, личные ассистенты, администраторы офиса); финансовых клерков, сотрудников бухгалтерской и ИТ–служб; персонал департамента продаж; сезонных рабочих, курьеров, поваров, уборщиц, водителей, охранников. «Фактически в лизинг можно взять любого сотрудника, не являющегося ключевой фигурой для конкретного бизнеса, — от высококвалифицированного специалиста до разнорабочего. Но топ–менеджеры почти никогда не нанимаются по схеме лизинга», — отмечает директор по развитию бизнеса APL GROUP Светлана Дюжинова.
Чаще всего к услугам кадрового лизинга прибегают крупные компании, прежде всего производственные, с ярко выраженной сезонностью производственного цикла. Реже — малые компании, которым вследствие ограниченности ресурсов на содержание штата выгоднее использовать труд работника, оформленного в рекрутинговой компании. Реже всего к лизингу персонала прибегают фирмы средней руки.
Ценные кадры
Как формируется стоимость услуг агентств–провайдеров? Научно–техническая фирма «Трисофт» под стоимостью своих услуг подразумевает компенсацию прямых расходов на выплату зарплаты (фонд оплаты труда и все связанные с этим налоги и выплаты), плюс свой гонорар, включающий административные расходы (обычно это определенный процент от суммы прямых расходов на оплату труда — зарплата плюс налоги на зарплату), а также НДС.
Зачастую комиссионные агентства составляют 20–30% от оклада специалиста и выше. Так, «АНКОР» информирует клиентов: «В среднем ежемесячный гонорар «АНКОРа» — 20% от заработной платы работника (до вычета подоходного налога), но не менее 40 долларов США за человека. Стоимость каждого проекта согласуется с клиентом и зависит от числа людей, передаваемых в штат «АНКОРа»; общего фонда оплаты труда передаваемых в штат «АНКОРа» работников; долгосрочности проекта; рисков, которые берет на себя «АНКОР» как работодатель».
Другую схему практикуют в «Алых парусах»: услуги специалистов, привлекаемых на срок до 10 дней, клиент должен оплатить заранее и целиком, тогда как при найме работников на срок более 10 дней предоплата составляет 50% от общей суммы. Мало того, поиск и подбор специалистов начинается только после поступления предоплаты на счет агентства.
Агентства явно наращивают маркетинговую активность, обещая обеспечивать «заштатных» сотрудников дополнительными льготами, премиями, страховками, а также они готовы выдавать работникам командировочные выплаты. По желанию клиента и за его счет.
Буква закона
Трудовой кодекс РФ не содержит никаких упоминаний о способах привлечения персонала, подобных аутстаффингу.
— Выбор лизинговой компании — это выбор партнера. Поэтому, определяясь с провайдером, обращайте внимание на его опыт работы на российском рынке, его клиентов и партнеров, репутацию в области аутстаффинга. Посмотрите, какие гарантии агентство предоставляет и какие пункты работы страхует. Пообщайтесь с клиентами агентства, присмотритесь к персоналу, который провайдер «одалживает», — советует Алексей Терентьев («Кри-Эйт»).
Ищете сотрудника на материально ответственную должность? Тогда обязательно заключите договор, согласно которому, за недостачи, возможные убытки и ущерб, нанесенный арендованным сотрудником, ответственность ляжет на провайдера. Денежный эквивалент этой ответственности — обычно от 50% зарплаты оплошавшего наемника. Если же сотрудник будет иметь допуск к конфиденциальной информации, не забудьте включить в договор пункт «о неразглашении». Если что, поможет не слишком, но уж точно не повредит.
Обязательно зафиксируйте в договоре критерии оценки работы временного сотрудника. «Предполагается, что провайдер должен гарантировать качество выполняемых специалистом работ. Однако вам следует детально расшифровать, что именно вы подразумеваете под качественной работой, сделанной в срок», — поясняет HR-менеджер переводческой фирмы «ФДТ» Александр Загайнов.
— Ну и, конечно, очень важный для клиента пункт — замена работника, — напоминает Светлана Дюжинова. — Обычно такие пункты оговариваются отдельно, в дополнительном соглашении. При этом следует учитывать, что рекрутинговое агентство не несет ответственности за отказ его сотрудников выполнять работу или оказывать услуги клиенту, если последний допускает неправомерные действия по отношению к ним.
То есть компания-заказчик не может поручать сотруднику какую-либо работу, кроме той, что оговорена в заявке. Точно так же нельзя заставлять сотрудника выполнять неквалифицированную работу или работу, требующую квалификации, которой у одолженного вами специалиста нет.
Ловушки лизинга
Чужой среди своих… Взятый напрокат сотрудник в любом случае будет чужим. Так будут воспринимать его в коллективе. Так будет чувствовать себя и он сам. Как и раб на галере, этот сотрудник, как правило, слабо мотивирован и не слишком заинтересован в результатах своего труда.
— Арендованные специалисты или сотрудники, выведенные за штат, часто превращаются в некомандных игроков, а в худшем варианте — во фрондеров. Ощущая себя чужеродными элементами, теми, кому особенно нечего терять, они нередко встают в оппозицию по отношению к постоянному составу, — отмечает менеджер по персоналу рекламного агентства «Кри–Эйт» Алексей Терентьев.
Возможна ли терапия? «Не стоит лишать временного сотрудника всех благ. Если не желаете дать ему социальный пакет, выделите хотя бы премию. Ведь чем–то вы должны его мотивировать! Не забывайте объявлять ему благодарность, когда он этого заслуживает», — советует Алексей Терентьев.
Хорошее средство мотивации — последующий перевод «эпизодического персонажа» в постоянный штат. «Мой опыт показывает, что это самый действенный способ. Оценив все преимущества постоянной работы в компании, человек начинает трудиться с энтузиазмом и добивается определенных результатов. А ваша компания может таким образом получить ценного работника, который за долгий испытательный срок доказал, на что способен», — считает Александр Загайнов («ФДТ»).
Ну и, наконец, даже весьма опытное и заслуженное агентство–провайдер едва ли знакомо со всеми тонкостями вашего бизнеса. Поэтому всегда есть опасность, что откомандированный специалист поначалу будет работать «на ощупь». Сколько времени у компании и сотрудника уйдет на взаимную притирку, заранее не подсчитает никто. Провайдер, возможно, быстро найдет требуемого специалиста в кратчайшие сроки. Однако проблемы профессионального и психологического самоопределения нового сотрудника в коллективе будет решать уже заказчик.
Пас в сторону
Сокращение штата можно провести и с помощью аутплейсмента (outplacement) — технологии, сопряженной с наименьшими материальными и моральными трудностями и для компании, и для персонала. Увольняя сотрудников, компания с помощью рекрутинговых агентств помогает им найти новую работу. Фирма может посодействовать и в профессиональной переориентации сотрудника, которого намерена сократить. Хороший работник получает сопроводительные письма и рекомендации. Лизинг кадров и услуг востребован на российском рынке все больше. И действительно в некоторых нишах незаменим. Однако универсальных рецептов не существует, только руководитель может определить, насколько достоинства аутстаффинга и аутсорсинга перевешивают связанные с их использованием риски.