В поисках компетентного менеджера

Алексей Упатов Источник: Элитный персонал

Известно, что в бизнес-школу идут, чтобы получить системные знания и навыки. А выходят оттуда обогащенные практическим опытом, с инструментарием для решения проблем и новыми компетенциями, дающими ключ к успеху. Как этому научить и что приоритетно на программах МВА? Об этом — участники нашего круглого стола.

Компетенции — умения, знания, навыки и деловые качества человека, как личностные, так и профессиональные, которые проявляются в его поведении и обусловливают его успех в конкретной деятельности.

Зачем менеджеры идут в бизнес-школы? Повышение уровня знаний, их систематизация — главные причины, побуждающие этих занятых руководителей сесть за парты. Одни заинтересованы в росте собственной капитализации, связывают получение диплома МВА с возможностью сменить работу. Другим необходимо осуществлять руководство компанией в новых условиях — насыщенный рынок устанавливает иные правила игры. Чтобы научиться верно оценивать ситуацию и обеспечивать конкурентоспособность организации, собственники, генеральные директора и топы тоже оказываются на школьной скамье.
Какими компетенциями необходимо владеть выпускнику, чтобы в полной мере оправдать затраты времени и средств на обучение?

Неединые стандарты

Выпускник должен быть компетентным в части практического применения знаний в рамках выбранной специальности, считает Михаил Иоффе, ректор Института экономики и финансов «Синергия». «Мастер делового администрирования не просто обладает знаниями, например, о маркетинге как о науке, но и умеет решать стратегические задачи в этой области. К тому же он владеет инструментарием получения и обработки информации по самому широкому спектру менеджерских специальностей. Выпускник программы МВА легко решает задачи бизнеса, из большого набора инструментов выбирая единственно верный для конкретной ситуации. Кроме того, современный управленец владеет как минимум одним иностранным языком, что позволяет изучать мировой опыт», — отмечает он. Как правило, многие управленцы среднего звена хотят получить навыки, «привязанные» к конкретному бизнесу или даже к определенной стадии развития компании. В то же время, для топ-менеджеров важны универсальные знания и умения, дающие инструменты для руководства филиалами, подразделениями или направлениями организации.

Одна из основных задач программ МВА — повышение профессионализма менеджера в той или иной функциональной области бизнеса, с одной стороны, и развитие стратегического мышления, управленческого подхода и навыков принятия эффективных решений — с другой. Коммуникабельность, способность работать в команде, расставлять приоритеты, умение вырабатывать мотивацию в отношении работы — все это позволит в дальнейшем руководить компанией или ее подразделением.

По мнению Михаила Иоффе, сегодня каждая российская школа по-своему формирует набор необходимых компетенций, что обусловливает различный уровень подготовки выпускников. «Компетенции и навыки должны быть в определенной степени унифицированы, причем на уровне международных договоренностей, — считает он. — Это нужно для того, чтобы выпускник той или иной школы был востребован в любой стране. Выравнивание подходов к формированию компетенций способствует интеграции и глобализации специальностей». Возможно, для general program следует выработать единые стандарты, а что касается special, выбор здесь желательно оставить за школами, рассуждает он.

Учит школа

Каждая школа несколько отличается от других по ключевым моментам, которые она закладывает в основу подготовки слушателей с тем, чтобы они могли быть эффективными для себя лично и в профессиональном отношении, отмечает Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». «Чтобы определить эффективность обучения на программе МВА, требуется сформулировать перечень компетенций, необходимых выпускнику. Их можно подразделить на управленческие и профессиональные. Первые из них — едины для всех областей бизнеса, где бы ни работал менеджер, и определяются в трех сферах: «Управление изменениями и бизнес-процессами», «Управление людьми» и «Управление собой». Они отбираются на основании тщательного анализа мнений выпускников, рекрутеров, самой школы», — поясняет она.

Каждая компетенция должна быть закреплена за одной или несколькими дисциплинами учебного плана. Таким образом, в процессе прохождения программы она тренируется и развивается с помощью определенных образовательных технологий. Например, в «Управлении изменениями и бизнес-процессами» компетенциями становятся выявление проблемных несоответствий, формулирование проблем, постановка целей, выбор гипотезы решения задачи и т.д.
«Управленческие компетенции формируются в наибольшей степени в дисциплинах по менеджменту, — отмечает Татьяна Иванищева. — Так, наша программа «МВА — Стратегический менеджмент» включает работу с большим объемом литературы и информации, активные аудиторные занятия — нечто среднее между консалтингом, семинаром и мастер-классом, работу в виртуальных классах — выполнение задания по теме. Итог — групповая защита кейсов, в ходе которой подгруппы представляют свои подходы к решению проблем. Здесь развиваются компетенции, в первую очередь, в части «Управления бизнес-процессами», а также и «Управления людьми»: ведь при выполнении задания роли распределены — один — лидер, другой — исполнитель, третий — эксперт».
 
Секрет успеха

Эффективность обучения на программе МВА зависит как минимум от трех основных факторов: компетентные преподаватели, талантливые слушатели и активное взаимодействие между ними, считает Александр Чеканский, декан факультета Стратегического управления ИБДА АНХ. «Те, кто ведет занятия, должны не только знать теорию, но и уметь применить ее на практике. Для того чтобы в школе учились способные слушатели, необходим жесткий отбор, конкурс. Программа МВА базируется на обобщении практического опыта участников, поэтому очень важно, чтобы группа была действительно талантлива. Третий фактор — активное взаимодействие — предполагает серьезную работу слушателей на программе. А для этого необходима не только высокая мотивации к обучению, но и высокая требовательность со стороны преподавателей школы», — говорит он.

Как создать сильную эффективную группу, обучение в которой было бы полезно всем участникам? Школы утверждают, что проводят строгий отбор: анкетирование, собеседование, тестирование по ряду дисциплин. В реальности требования в большинстве случаев значительно мягче.

Впрочем, бизнес-школы отмечают, что уровень подготовки сегодняшних слушателей стал выше, чем несколько лет назад. Еще недавно это были выпускники технических и гуманитарных вузов, не имевшие базовых знаний в области менеджмента и экономики, теперь абитуриенты программ МВА подкованы в экономической теории, нередко имеют второе высшее экономическое образование и серьезный опыт работы в конкурентной среде. 

Руководство школ старается соблюсти принцип наибольшей однородности слушателей по статусу и максимальной диверсификации по сферам бизнеса. Именно в таких группах обмен информацией идет наиболее активно и приносит наибольшую пользу участникам. В процессе обсуждения кейсов слушатели высказываются относительно того, как нужно поступать в данной конкретной ситуации, отмечает Александр Чеканский. «У многих из них аналогичная ситуация уже возникала, поэтому они со знанием дела делятся информацией о решениях, которые они приняли бы в данном случае, о последовательности их реализации. Многие менеджеры к решению этих проблем подходят по-разному. Начинается дискуссия, которую направляет преподаватель. В этой ситуации он — центральная фигура: ведь если он не построит диалог, если не умеет работать в интерактивном режиме, то толку от обмена опытом не будет. В ходе анализа кейсов слушатели взаимообогащаются практикой одногруппников. Происходит формирование навыков: для менеджеров они состоят в умении принимать адекватные ситуации решения, составлять программу эффективных действий», — подчеркивает он.

Чего хотят работодатели

Сегодня на рынке ценится опыт, компаниям нужен практик, который не только знает, но и умеет делать то, что необходимо в данный конкретный момент для развития бизнеса. Между тем, многие российские работодатели испытывают проблемы в общении с кандидатами — обладателями статуса МВА. В чем же дело? Пройдя программу, они получают свежие знания и навыки, которые позволяют глубже видеть и точнее оценивать ситуацию, но фонтанируют идеями, которые не всегда ясны руководству, используют непонятные термины.

Принимая на работу выпускника, работодатели пока не осознают, что получают менеджеров, обладающих не просто знанием и опытом, но и владеющих профессиональными и управленческими компетенциями, готовых и умеющих принимать адекватные решения как в штатных, так и в кризисных ситуациях. До сих пор не многие компании имеют четко сформулированный список ключевых компетенций для претендентов на вакансии.

По мнению экспертов рынка, для того чтобы при трудоустройстве питомцев программ МВА исключить непонимание, компаниям и бизнес-школам желательно сделать несколько шагов друг навстречу другу: работодателям — объяснить, каким набором знаний, навыков и компетенций должен обладать выпускник, а школам — каких профессионалов они готовят.