Задача обучения – содействие бизнесу компании

Александр Филиппов
Тренинги в бизнесе

По прогнозам ряда экспертов, торговые сети уже к 2010 году вытеснят «одиночные» магази­ны и реализуют тем самым принцип «магазин у дома». Сначала это произойдет в Москве, затем по всей стране. Бурный рост сетей требует быстрого и эффективного обучения и переоб­учения персонала. Как сегодня решают эту за­дачу торговые сети? На наши вопросы ответил глава учебного центра, заместитель директо­ра Департамента управления персоналом сети универсамов «Патэрсон» Дмитрий ШЛЯНЧАК.

Дмитрий Борисович, рост торговых сетей неиз­бежно усиливает значение и роль их учебных центров. Как меняются в этих услови­ях функции центров? Как им справиться с растущей на­грузкой?

Приведу пример из соб­ственной практики. Я пришел в торговый бизнес из вузовской системы, и, как специалист по управлению персоналом, как психолог, прописывая глав­ные задачи и функции обуче­ния в компании, делал акцент на организационное развитие, совершенствование учебно­го процесса и т.
Нам, менеджераму чебного центра, мягко говоря, утерли нос, показали, что главная за­дача — это, прежде всего, ори­
ентация на бизнес-показатели.
В итоге мы подготовили норма­тивный документ – Положение об обучении, в котором определили его задачей не организационное развитие, а именно со­действие бизнесу компании. Что еще важно отметить — в том же документе мы прописа­ли, что функция обучения лежит не только на учебном центре, да и учебный центр не должен заниматься только обучением работников сети. Обучение в нашем центре — лишь одно из направлений работы с персо­налом, но далеко не единствен­ное. Л еще и формирование учебно-методической базы, выпуск корпоративной газеты, организация конкурсов, плани­рование курсов, формирова­ние корпоративных принципов для сотрудников и стандартов обслуживания, бюджетирование, выработка подходов для оценки результатов обучения и многое другое. Го есть учебный центр (слово «центр» здесь — в буквальном смысле) становит­ся тем местом, где аккумулируются все усилия, связанные с обучением и развитием персо­нала.
Мне очень нравится книга двух стокгольмских профес­соров, ставшая в среде рос­сийского бизнеса бестселле­ром («Бизнес в стиле фанк» Л. Нордстремаи Й. Риддерстра-ле — Ред.) — И еще больше ра­дует то, что наши подходы при обозначении функций учебно­го центра совпали с видением бизнеса уважаемых авторов. Они полагают, что в недалеком уже будущем будет два типа компаний — быстрые и мертвые. И мы хотим быть первыми, т.е. быстрыми. Поэтому обязаны мгновенно реагировать на лю­бые изменения в бизнес-среде.
Сегодня в рамках региональ­
ного развития у нас появляют­ся новые функции. В связи с расширением компании соз­дан филиал учебного центра в Санкт-Петербурге. Количество универсамов в северной столи­це достигло половины от числа московских. На очереди другие регионы.

К примеру, вы открываете новый магазин в Ярославле. Он там один. Вряд ли есть смысл открывать там сразу и филиал учебного центра. Вы персонал вызываете учиться в Москву. Но это Ярославль, это близко. А если Иркутск или Кемерово?

Хочу сразу подчеркнуть: в «Патэрсоне» четко понима­ют, что региональное развитие очень важно. Я абсолютно со­лидарен с приезжавшим к нам недавнопрезидентомЕвропейского торгового институ­та. Он прямо сказал, что среди российских компаний будущее обеспечат себе те, кто вовремя вышел в регионы. У нас сфор­мирован специальный штат ме­неджеров, выезжающих на от­крытие универсамов. Буквально накануне нашей с вами встречи я беседовал с коллегами, кото­рые находятся в Оренбурге, об­учая накануне открытия первого в этом регионе магазина новый персонал. С прошлого года мы работаем по франчайзингу. И наши менеджеры выезжают для обучения франчайзи, невзирая на выходные, на праздники, по­нимая всю важность этой зада­чи. Не к нам едут — в Центр, а мы едем в регионы обучать. Это краеугольная, важнейшая стра­тегическая задача нашего раз­вития.

«Патэрсон» в этом смыс­ле такая же сеть, как и все, или исключение из правил?

Мне не хотелось бы заниматься самовосхвалением и в тоже время не хотелось бы при­нижать успехи коллег. Учебные центры есть и в «Перекрест­ке», «Копейке», «Седьмом кон­тиненте», «Пятерочке», есть в калининградской сети «Викто­рия». Торговый персонал имеет склонность к миграции, я обща­юсь со всеми новичками и пы­таюсь получить оценки того или иного бренда. И оценки бывают полярными.
Несколько недель назад мы искали кандидата на вакан­сию тренинг-менеджера (не буду говорить, из какой сети он пришел. Этот человек ис­полнял обязанности тренинг-менеджера в учебном центре сети крупнейшего ритейлера, топ-менеджеры которого при­знаются каждый год одним из самых успешных). Но когда мы начали с ним говорить, выясни­лось, что этот человек понятия не имеет о тренинге как о про­цедуре. Он не знал ничего (!) об интерактивности, об обратной связи, о средствах формирова­ния групповой дискуссии и т.д. В итоге мы взяли в штат челове­ка, у которого нет больших ре­галий, но имеются харизма, по­нимание технологий тренинга, практические навыки его про­ведения.

Обучение в торговой сети не только непрерывное, но и в какой-то степени прину­дительное. Иначе результата не будет. Как вам приходится преодолевать внутреннее со­противление персонала?

— Если мы возьмем такое направление, как первичное об­учение (а это обязательная про­цедура), то для всех, кто к нам приходит, мы по окончании кур­са проводим не только тестиро­вание, но и анонимное анкети­рование. И надо сказать, что не­довольных практически нет.
Что касается работающего персонала — тут вопрос лежит в другой плоскости. Мы даем сотруднику понять, зачем ему нужна подготовка. Часто обучение проходит в выходной (для сотрудника) день. Мы при этом стараемся выйти на уровень понимания, я объясняю, почему сотрудник приглашен в центр в выходной.
Могу сказать, что здесь немалую роль играет авторитет. Мы стараемся работать и на местах, хотим, чтобы нас знали в универсамах. 10 сентября прошлого года мы провели крупный корпоративный праздник, пригласив всех лучших сотрудников универсамов со всех регионов. Был активный тренинг, награждение, обмен мнениями, дискотека, конкурсы и т.п. И многие сотрудники начали больше прислушиваться к мнению тех, кто организует обучение.

В «Патэрсоне » есть какие-то особенные алгоритмы обучения персонала?

— Как я уже сказал, у нас есть система первичного обучения. То есть человек, пришедший в компанию извне, получает пер­вичные навыки, которые ему не­обходимы в той зоне, в которой он будет работать. Это касается и линейного персонала, и управ­ляющих универсамом, которые тоже могут прийти к нам из дру­гих компаний. Для каждой из этих категорий предусмотрена своя программа. Каждое из расписа­ний предполагает наличие программы подготовки по какой-то должности, в каждой расписана определенная логика действий. Впоследствии для каждой кате­гории предусмотрено дополни­тельное обучение. Скажем, для управляющих это циклический еженедельный процесс. А сей­час первыми лицами компании инициированы курсы, в которых принимают участие и директора. А для линейных менеджеров на местах есть программа подго­товки кадрового резерва.

Предусматривается ли в процессе учебы система по­ощрений?

Система повышения квалификации основана на личност­ных параметрах. Ведь человека, пришедшего к нам, уже что-то мотивирует. Мы развиваем эти мотивы. В прошлом году у нас все сотрудники из кадрового ре­зерва реализовались на новых позициях. Поэтому я считаю, что какого-то дополнительного сти­мулирования для этих людей вы­страивать не стоит. Не представ­ляю ситуации, когда мы в учебу втянем людей, которые потом нам скажут, что «мы не хотели, а нас заставили». Я считаю, что только те люди, которые сами желают получить новые знания, могут быть успешными в биз­несе.

Понятия «корпоративный дух», «корпоративная культу­ра» включены в учебный про­цесс?

— К каждой категории сотруд­ников свой подход. В централь­ном офисе у нас есть система ориентационного обуче­ния, где именно корпора­тивной этике, культуре —особое внимание. Плюс сегмент, который мы называем «введение в розницу» (им занимаюсь лично я). Человек, который приходит к нам, нуждается в быстрой адап­тации, ему также важно дать по­нять, в какую структуру он при­шел, вне зависимости от того, кто он — бухгалтер или IT-специалист. Он приходит в розничную продуктовую сеть, и мы должны помочь ему ощутить принадлеж­ность к компании, ее бизнесу, понять наши правила.

Каким образом вы ока­зались в кресле руководи­теля учебного центра «Патэрсона»?

— Это классический Его Ве­личество случай. Я работал, ру­ководил, преподавал в вузах, занимался вопросами обучения сотрудников в силовых ведом­ствах, а также продажами, до­ставкой товаров в коммерческих структурах. Так получилось, что мой прикладной практический опыт, связанный с продажами и управлением персоналом, дал возможность моим коллегам меня рекомендовать в ритейл. Надеюсь, что люди, руководя­щие компанией, которые приня­ли меня почти два года назад в «Патэрсон», сегодня не жалеют об этом.


Дмитрий ШЛЯНЧАК

Родился в 1963 году в Находке. В 1984 году окончил Ленинградское высшее ВПУ ПВО по специальности «учитель истории и общество­ведения». Получил дополнительное образование по специальности «психология» и по программе «Менеджмент организации» в Воен­ном университете и Государственном университете гуманитарных наук. Автор и разработчик тренингов: «Управление персоналом» — для различных категорий руководителей, «Навыки эффективного обслуживания» — для сотрудников универсамов и некоторых других категорий работников. Автор ряда публикаций и учебно-методиче­ских комплексов.

История сети розничной торговли «Патэрсон» началась в 1997 году с открытия в районе Марьино магазина-пекар­ни «Французский хлеб». Первый универсам был открыт в 1998 году в Жулебино. В марте 2006 года сеть насчитывала 69 универсамов в Москве, Московской области, Санкт-Петер­бурге, Твери, Уфе, Казани, Пензе, Ставрополе, Сочи, Тольят­ти, Краснодаре, Челябинске, Самаре, Адлере, Оренбурге, а также в Украине.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Задача обучения – содействие бизнесу компании

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.