По прогнозам ряда экспертов, торговые сети уже к 2010 году вытеснят «одиночные» магазины и реализуют тем самым принцип «магазин у дома». Сначала это произойдет в Москве, затем по всей стране. Бурный рост сетей требует быстрого и эффективного обучения и переобучения персонала. Как сегодня решают эту задачу торговые сети? На наши вопросы ответил глава учебного центра, заместитель директора Департамента управления персоналом сети универсамов «Патэрсон» Дмитрий ШЛЯНЧАК.
— Дмитрий Борисович, рост торговых сетей неизбежно усиливает значение и роль их учебных центров. Как меняются в этих условиях функции центров? Как им справиться с растущей нагрузкой?
— Приведу пример из собственной практики. Я пришел в торговый бизнес из вузовской системы, и, как специалист по управлению персоналом, как психолог, прописывая главные задачи и функции обучения в компании, делал акцент на организационное развитие, совершенствование учебного процесса и т.
Нам, менеджераму чебного центра, мягко говоря, утерли нос, показали, что главная задача — это, прежде всего, ориентация на бизнес-показатели.
В итоге мы подготовили нормативный документ – Положение об обучении, в котором определили его задачей не организационное развитие, а именно содействие бизнесу компании. Что еще важно отметить — в том же документе мы прописали, что функция обучения лежит не только на учебном центре, да и учебный центр не должен заниматься только обучением работников сети. Обучение в нашем центре — лишь одно из направлений работы с персоналом, но далеко не единственное. Л еще и формирование учебно-методической базы, выпуск корпоративной газеты, организация конкурсов, планирование курсов, формирование корпоративных принципов для сотрудников и стандартов обслуживания, бюджетирование, выработка подходов для оценки результатов обучения и многое другое. Го есть учебный центр (слово «центр» здесь — в буквальном смысле) становится тем местом, где аккумулируются все усилия, связанные с обучением и развитием персонала.
Мне очень нравится книга двух стокгольмских профессоров, ставшая в среде российского бизнеса бестселлером («Бизнес в стиле фанк» Л. Нордстремаи Й. Риддерстра-ле — Ред.) — И еще больше радует то, что наши подходы при обозначении функций учебного центра совпали с видением бизнеса уважаемых авторов. Они полагают, что в недалеком уже будущем будет два типа компаний — быстрые и мертвые. И мы хотим быть первыми, т.е. быстрыми. Поэтому обязаны мгновенно реагировать на любые изменения в бизнес-среде.
Сегодня в рамках регионального развития у нас появляются новые функции. В связи с расширением компании создан филиал учебного центра в Санкт-Петербурге. Количество универсамов в северной столице достигло половины от числа московских. На очереди другие регионы.
— К примеру, вы открываете новый магазин в Ярославле. Он там один. Вряд ли есть смысл открывать там сразу и филиал учебного центра. Вы персонал вызываете учиться в Москву. Но это Ярославль, это близко. А если Иркутск или Кемерово?
— Хочу сразу подчеркнуть: в «Патэрсоне» четко понимают, что региональное развитие очень важно. Я абсолютно солидарен с приезжавшим к нам недавнопрезидентомЕвропейского торгового института. Он прямо сказал, что среди российских компаний будущее обеспечат себе те, кто вовремя вышел в регионы. У нас сформирован специальный штат менеджеров, выезжающих на открытие универсамов. Буквально накануне нашей с вами встречи я беседовал с коллегами, которые находятся в Оренбурге, обучая накануне открытия первого в этом регионе магазина новый персонал. С прошлого года мы работаем по франчайзингу. И наши менеджеры выезжают для обучения франчайзи, невзирая на выходные, на праздники, понимая всю важность этой задачи. Не к нам едут — в Центр, а мы едем в регионы обучать. Это краеугольная, важнейшая стратегическая задача нашего развития.
— «Патэрсон» в этом смысле такая же сеть, как и все, или исключение из правил?
— Мне не хотелось бы заниматься самовосхвалением и в тоже время не хотелось бы принижать успехи коллег. Учебные центры есть и в «Перекрестке», «Копейке», «Седьмом континенте», «Пятерочке», есть в калининградской сети «Виктория». Торговый персонал имеет склонность к миграции, я общаюсь со всеми новичками и пытаюсь получить оценки того или иного бренда. И оценки бывают полярными.
Несколько недель назад мы искали кандидата на вакансию тренинг-менеджера (не буду говорить, из какой сети он пришел. Этот человек исполнял обязанности тренинг-менеджера в учебном центре сети крупнейшего ритейлера, топ-менеджеры которого признаются каждый год одним из самых успешных). Но когда мы начали с ним говорить, выяснилось, что этот человек понятия не имеет о тренинге как о процедуре. Он не знал ничего (!) об интерактивности, об обратной связи, о средствах формирования групповой дискуссии и т.д. В итоге мы взяли в штат человека, у которого нет больших регалий, но имеются харизма, понимание технологий тренинга, практические навыки его проведения.
— Обучение в торговой сети не только непрерывное, но и в какой-то степени принудительное. Иначе результата не будет. Как вам приходится преодолевать внутреннее сопротивление персонала?
— Если мы возьмем такое направление, как первичное обучение (а это обязательная процедура), то для всех, кто к нам приходит, мы по окончании курса проводим не только тестирование, но и анонимное анкетирование. И надо сказать, что недовольных практически нет.
Что касается работающего персонала — тут вопрос лежит в другой плоскости. Мы даем сотруднику понять, зачем ему нужна подготовка. Часто обучение проходит в выходной (для сотрудника) день. Мы при этом стараемся выйти на уровень понимания, я объясняю, почему сотрудник приглашен в центр в выходной.
Могу сказать, что здесь немалую роль играет авторитет. Мы стараемся работать и на местах, хотим, чтобы нас знали в универсамах. 10 сентября прошлого года мы провели крупный корпоративный праздник, пригласив всех лучших сотрудников универсамов со всех регионов. Был активный тренинг, награждение, обмен мнениями, дискотека, конкурсы и т.п. И многие сотрудники начали больше прислушиваться к мнению тех, кто организует обучение.
— В «Патэрсоне » есть какие-то особенные алгоритмы обучения персонала?
— Как я уже сказал, у нас есть система первичного обучения. То есть человек, пришедший в компанию извне, получает первичные навыки, которые ему необходимы в той зоне, в которой он будет работать. Это касается и линейного персонала, и управляющих универсамом, которые тоже могут прийти к нам из других компаний. Для каждой из этих категорий предусмотрена своя программа. Каждое из расписаний предполагает наличие программы подготовки по какой-то должности, в каждой расписана определенная логика действий. Впоследствии для каждой категории предусмотрено дополнительное обучение. Скажем, для управляющих это циклический еженедельный процесс. А сейчас первыми лицами компании инициированы курсы, в которых принимают участие и директора. А для линейных менеджеров на местах есть программа подготовки кадрового резерва.
— Предусматривается ли в процессе учебы система поощрений?
— Система повышения квалификации основана на личностных параметрах. Ведь человека, пришедшего к нам, уже что-то мотивирует. Мы развиваем эти мотивы. В прошлом году у нас все сотрудники из кадрового резерва реализовались на новых позициях. Поэтому я считаю, что какого-то дополнительного стимулирования для этих людей выстраивать не стоит. Не представляю ситуации, когда мы в учебу втянем людей, которые потом нам скажут, что «мы не хотели, а нас заставили». Я считаю, что только те люди, которые сами желают получить новые знания, могут быть успешными в бизнесе.
— Понятия «корпоративный дух», «корпоративная культура» включены в учебный процесс?
— К каждой категории сотрудников свой подход. В центральном офисе у нас есть система ориентационного обучения, где именно корпоративной этике, культуре —особое внимание. Плюс сегмент, который мы называем «введение в розницу» (им занимаюсь лично я). Человек, который приходит к нам, нуждается в быстрой адаптации, ему также важно дать понять, в какую структуру он пришел, вне зависимости от того, кто он — бухгалтер или IT-специалист. Он приходит в розничную продуктовую сеть, и мы должны помочь ему ощутить принадлежность к компании, ее бизнесу, понять наши правила.
— Каким образом вы оказались в кресле руководителя учебного центра «Патэрсона»?
— Это классический Его Величество случай. Я работал, руководил, преподавал в вузах, занимался вопросами обучения сотрудников в силовых ведомствах, а также продажами, доставкой товаров в коммерческих структурах. Так получилось, что мой прикладной практический опыт, связанный с продажами и управлением персоналом, дал возможность моим коллегам меня рекомендовать в ритейл. Надеюсь, что люди, руководящие компанией, которые приняли меня почти два года назад в «Патэрсон», сегодня не жалеют об этом.
Дмитрий ШЛЯНЧАК
Родился в 1963 году в Находке. В 1984 году окончил Ленинградское высшее ВПУ ПВО по специальности «учитель истории и обществоведения». Получил дополнительное образование по специальности «психология» и по программе «Менеджмент организации» в Военном университете и Государственном университете гуманитарных наук. Автор и разработчик тренингов: «Управление персоналом» — для различных категорий руководителей, «Навыки эффективного обслуживания» — для сотрудников универсамов и некоторых других категорий работников. Автор ряда публикаций и учебно-методических комплексов.
История сети розничной торговли «Патэрсон» началась в 1997 году с открытия в районе Марьино магазина-пекарни «Французский хлеб». Первый универсам был открыт в 1998 году в Жулебино. В марте 2006 года сеть насчитывала 69 универсамов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Твери, Уфе, Казани, Пензе, Ставрополе, Сочи, Тольятти, Краснодаре, Челябинске, Самаре, Адлере, Оренбурге, а также в Украине.