Перенасыщенность рынка краткосрочного
Каждый разбирающий по утрам завалы спама на электронной почте знает: предложения по двух-трех-дневному бизнес-обучению — вторая по массовости рассылка после виагры. Характеристика не самая поэтичная, зато точная: она свидетельствует о бурном росте рынка краткосрочного бизнес-образования.
Первую публикацию по результатам исследования мы посвятили общему обзору рынка и тенденциям, определяющим его состояние (см.: Уральский рынок бизнес-образования. Время точить топоры, Исследование рынка бизнес-образования Большого Урала. 2006 год.). Задача предлагаемой статьи: обрисовать ситуацию и перспективы развития на 2007 — 2008 год самого быстрорастущего сегмента рынка бизнес-образования — краткосрочного обучения.
Почему все хотят по-быстрому и кто это — все
Большая часть предложения рынка уральского бизнес-образования сосредоточена в сфере краткосрочных программ — 81%. В прошедшем году по ним обучено более 62 тыс. человек. Сравните: доля среднесрочных программ составляет 15%, долгосрочных — 4%. Такая структура рынка объясняется функциями, которые выполняют программы разных сегментов, а также уровнем барьера вхождения на рынок новых компаний.
Краткосрочные программы на острие спроса: они удовлетворяют потребность в самых ходовых темах и «прощупывают» перспективы образовательных новинок. Как правило, краткосрочка нацелена на подпитку уже сложившихся специалистов актуальной информацией или на знакомство неспециалиста с интересующей его темой. Поскольку лицензирования образовательной деятельности по программам длительностью до 72 часов не требуется, недостатка в предложении нет. В Екатеринбурге, по мнению многих экспертов, рынок перенасыщен, близки к этой фазе Челябинск, Тюмень и Пермь. Задача средне и долгосрочных программ — системное образование в сфере бизнеса.
Кроме того, барьеры входа на рынок высоки. «И даже не столько с точки зрения денег, сколько с точки зрения интеллектуального потенциала. На становление образовательного учреждения в долгосрочном сегменте нужно потратить семь-восемь лет, только за это время оно может зарекомендовать себя на рынке», — подчеркивает директор Урало-Сибирского Института Бизнеса (Екатеринбург) Лариса Гусева.
На выбор образовательных услуг влияют и особенности восприятия времени, свойственные потребителям. «У разных людей разные временные ориентиры: это известный научный факт. По отношению ко времени люди делятся на два типа: одни имеют долгосрочную временную перспективу — смотрят дальше и могут планировать будущее; другие — краткосрочную. Причем в России ввиду особенностей ее исторического развития последних большинство. Уровень изменчивости такой, что планировать более чем на десять лет очень сложно. Это накладывает отпечаток на отношение ко всему, в том числе к образованию. Отсюда гораздо более высокий интерес к краткосрочному обучению и решению актуальных задач по сравнению с долгосрочной, фундаментальной подготовкой», — считает директор тренинговой компании «Активные формы» (Екатеринбург) Елена Старостина.
По мнению директора учебного центра «Потенциал» (Екатеринбург) Владимира Синчука, перевес в сторону краткосрочного обучения связан также с бюджетными ограничениями (долгосрочные программы достаточно дороги) и занятостью руководителей.
Спрос на краткосрочное обучение формируют в основном юридические лица (85%). Около половины из них — промышленные предприятия основных для региона отраслей: черной металлургии, машиностроения и металлообработки. «Программы для промышленных компаний продаются гораздо активнее, динамика спроса со стороны торговых компаний невысока. Наибольший рост корпоративных продаж приходится на металлургические предприятия. Самые востребованные программы — менеджмент и для руководителей среднего звена (например, начальников цехов) и логистика», — отмечает Владимир Синчук.
Наибольшей популярностью в рамках краткосрочного обучения пользуются программы в области организации продаж, управления предприятием и персоналом, бухучета, налогообложения и аудита.
Как это делается сегодня и что будет завтра
Более 70% краткосрочных программ в 2005 году составляли мероприятия открытые (сборные семинары и тренинги). Однако наибольший прирост (почти 40%) пришелся на корпоративный сегмент. «Рост связан с тем, что часть
Краткосрочные программы на острие спроса: они удовлетворяют потребность в самых ходовых темах и «прощупывают» перспективы образовательных новинок.
Более половины открытых краткосрочных программ проводятся в виде семинаров, примерно пятая часть — тренингов. Доля этого формата растет, он развивается благодаря нацеленности на получение в сжатые сроки практических навыков, необходимых в повседневной работе. В корпоративном краткосрочном обучении тренинги составляют почти половину мероприятий, примерно по четверти приходится на семинары и другие формы. «Самое главное преимущество тренингов — 100-процентная применяемость на практике, оперативное получение инструментов для реализации тактических задач и стратегических целей. Разнообразие тематик позволяет учитывать индивидуальные потребности, интерактивность участников тренинга и тренера — получить информацию о новейших технологиях», — добавляет руководитель департамента рекрутмента и бизнес-образования International Business Center Лариса Богданова.
Многие корпоративные заказчики приходят к необходимости системного обучения. Поэтому наряду с краткосрочным обучением будут развиваться среднесрочные программы на основе укрупненных тематических блоков. «Отмечается рост спроса на корпоративное бизнес-образование в режиме системных комплексных программ, а не только тренингов. Речь идет о различных по содержанию программах повышения квалификации
Такой формат обучения уже вошел в моду, стал нормой жизни для продвинутых организаций. Это несколько другая форма отношений с клиентом, более доверительная и длительная. Она требует от обучающих компаний более высокого уровня ответственности и профессионализма», — комментирует исполнительный директор «Высшей Экономической Школы» Юлия Голомшток. Открытые краткосрочные мероприятия при этом не отомрут, но кроме обучающей функции будут нести еще и функцию знакомства с компанией и тренером.
Развитие корпоративного обучения должно сопровождаться ростом практики предварительного консалтинга: это позволит диагностировать потребности предприятий, чтобы адаптировать программу под конкретного заказчика еще до ее начала. Опытом делится Владимир Синчук: «Практика предварительного консалтинга, диагностики позволяет определить потребности компании в обучении. Но иногда клиенту этого не нужно, у него есть свое видение. В этом случае тематику и стандарт задает сам заказчик, а мы адаптируем конкретную программу под специфику компании. Планка качества обучения в этом случае, конечно, выше. Мы со своей стороны также нацелены на максимум отдачи от обучения, которое, как правило, проводится в формате тренингов с обязательной защитой выпускных работ. Наибольший эффект достигается, когда в качестве экспертов на защите выступают руководители предприятия. Очень важно готовить отчеты по результатам, в которых мы представляем не только
Конкуренция на рынке краткосрочных программ сосредоточена в низком и среднем ценовых сегментах. Эксперты ожидают рост цен на бизнес-обучение, который затронет и краткосрочные программы. Цена складывается из нескольких параметров. Основные: уровень преподавателя и стоимость его выезда к месту обучения; длительность программы, качество и объем раздаточного материала; уровень сервиса, наличие сертификации специалистов по результатам обучения, наконец, банальная инфляция. Корпоративные программы по определению дороже открытых, поскольку адаптированы под требования конкретного заказчика и зачастую проводятся по результатам предварительного консалтинга. Создание более качественных образовательных продуктов естественно и неизбежно будет сопровождаться ростом издержек. Клиенты со своей стороны жестче станут подходить к вопросу о результативности обучения, и операторам нужно готовиться ответить за результат.
Соотношение клиентов юридических и физических и отраслевой расклад обучающихся сохранятся. Как ожидается, будет расти спрос со стороны производственников и сервисных компаний.
Тематическую ориентацию обучения определяют потребности бизнеса. Так, пришло понимание роли персонала и личности руководителя в успехе компании. Поэтому уже традиционно популярные тематики (организация продаж, управление предприятием и персоналом, маркетинг) приобретают новые оттенки. «Первоначально любая компания — это пакет документов, учредительных и организационных. А вот результат работы, его качество и количество, успех предприятия обеспечивают люди. Все процессы в компании выстраиваются силами специалистов. Кто управляет финансами, обеспечивает их приток? Сотрудники. Поэтому будут востребованы все программы, связанные с управлением персоналом, эффективной работой “на первой линии”. Это специалисты по продажам всех уровней, работники, в чьи обязанности входят ведение переговоров, контакты с деловыми партнерами. Они не только приносят деньги в компанию, но и формируют имидж, впечатление о ней, деловую репутацию. Эти два направления по-прежнему будут очень востребованы», — отмечает директор компании «АфинаПаллада» Людмила Иващенко.
Вырастет спрос на программы, связанные с личностным развитием, понятием «эмоциональный менеджмент»: «Интересным будет то, что находится над уровнем базового образования и опыта,
Подытожим. Рынок стимулирует операторов к качественному росту, причем роль самого заказчика в этом процессе становится все более весомой. Рост качества будет неизбежно сопровождаться увеличением издержек и цен. Но также — повышением доверия к обучению и спроса корпоративных заказчиков на системное обучение. Развитие корпоративного образования подстегнет интерес к организационному и кадровому консалтингу. Открытые краткосрочные мероприятия приобретут новые функции и будут ориентированы на выявление интереса со стороны потребителя.
Исследование: Рынок краткосрочного обучения Уральского региона. Ситуация и перспективы развития на 2007 — 2008 год.