Методика МВА: человек человеку – кто?

BusinessWeek Источник: Begin

В том, как проводятся занятия на программах МВА, Керри Патерсон (Kerry Patterson) видит много недостатков. Патерсон – руководитель и один из основателей VitalSmarts, консалтингового агентства по вопросам организации производственных процессов и лидерства.

Типичная аудитория в бизнес-школе похожа на арену, где студентам-гладиаторам прививается жестокость по отношению друг к другу, считает Патерсон. А тем временем их стоило бы учить культуре общения и командной работе.

Патерсон, сотрудник Marriott School of Management, уже давно исследует проблемы построения здоровых отношений в организациях. Он
сталсоавторомдвухбестселлеров: «Crucial Conversations: Tools for Talking When Stakes Are High» (2002) и
«Crucial Confrontations: Tools for Resolving Broken Promises, Violated Expectations, & Bad Behavior» (2005).

Керри Патерсон пишет в основном о межличностных отношениях, культурных барьерах, командной работе и умении вести диалог – на эту тему он и дал интервью корреспонденту BusinessWeek Online:

Как бы Вы определили культуру МВА и что с ней не так?
Во всех бизнес-школах аудитории построены по принципу Колизея. И по всей стране методическую основу преподавания составляют кейсы. Учащиеся приходят на занятия, где их ждет довольно-таки прохладный прием, а их реакция во многом определяет то, как их будут оценивать. Я уже 30 лет наблюдаю, как команды схватываются в жестоком поединке, а преподаватель играет роль рефери.

Если просто собрать студентов вместе и назвать их командой, это не значит, что они ей станут. А преподаватели и не думают помогать студентам объединиться, руководствуясь методом «брось их в воду и посмотри, кто выплывет». Преподаватели предлагают заведомо кризисные сценарии и ждут, что студенты сами научатся их «расхлебывать».

Кто виноват? Преподаватели и администрация школ?
Разумеется. Профессора берут за основу методику, несовместимую с сотрудничеством и взаимопомощью. Все, что их волнует, – возможность высказаться, привести свои доводы, поспорить — а для этого, по их мнению, необходима резкость и агрессия.

Является ли борьба за баллы основной причиной агрессии?
Борьба за победу в дискуссии на занятиях – пожалуй, самый главный фактор. В школах, где ввели неразглашение баллов, эта проблема частично решена: теперь, по крайней мере, студенты делятся друг с другом материалами.

А как сами учащиеся могут повлиять на эту ситуацию?
Стоит попробовать: вместо того, что бы говорить, что кто-то не прав, говорите «Согласен, но позвольте развить Вашу мысль». Или, если не согласны с кем-то, скажите: «Позвольте мне сопоставить вашу мысль с моей точкой зрения, а Вы укажете мне, где я заблуждаюсь». Будучи преподавателем бизнес-школы, я с самого начала занятий оглашаю правила поведения на семинарах. С одной стороны, я даю понять, что мы готовим высококлассных специалистов и «халтура» не пройдет. Но второе правило – для этого необходимо взаимоуважение.

Как можно улучшить атмосферу на занятиях МВА?
Бизнес-школам необходимо пересмотреть планы занятий, чтобы добиваться от учащихся инициативности и свежих идей – а не культивировать враждебность. Нет ничего глупее, чем стравливать студентов, многие из которых делают первые шаги в бизнесе.

Что бы Вы посоветовали организациям с агрессивной средой?
Конкуренция, безусловно, необходима в деловом мире. По своей сути она подразумевает сравнение, сопоставление ваших идей с идеями других и, конечно же, критику. Для этого необходимо научиться высказывать свое мнение прямо и честно, но так, чтобы не испортить отношения с собеседником.

Уже много лет мы успешно используем «посевную» модель – сеем семена позитивного поведения среди старших менеджеров и следим за тем, чтобы они «прорастали», распространялись на весь коллектив. То есть вы берете 4-5 человек, развиваете у них навыки общения, а остальные просто смотрят на них. Я работал в организациях, где было несколько сотен сотрудников и 15-20 руководителей – и этот метод действовал!

Насколько влияют личные качества человека на его способность усваивать такие навыки?
Грубо говоря, нам не важно, каким у этого человека было детство. Мы наблюдаем за теми, кто пользуется в коллективах авторитетом, «клонируем» их коммуникативные способности и передаем учащимся. Философию необходимо переводить на язык поступков – иначе перемен не добиться.

Что бы Вы еще посоветовали студентам МВА?
Изучайте человеческие взаимоотношения. Во время занятий берите на заметку такие ситуации, когда кому-то удается решить учебную проблему и высказать свое мнение, не оскорбив окружающих.

Во время собраний, круглых столов и дискуссий большинство людей не умеет отличать тезисы спора от процесса обсуждения. Если вы будете помнить, что сам предмет дискуссии и то, какие формы она принимает, – две разные вещи, вам будет намного проще.