Бизнес-обучение в эпоху глобализации

Евгения Новикова Источник: Элитный персонал

Редкая западная бизнес-школа не имеет слушателей из-за рубежа: желание поделиться своим опытом и, главное, набраться чужого – вот что мотивирует перегруженных работой профессионалов из разных стран оторваться на время от повседневных дел и пересечь границы. Чем обогащаются они и что получают программы, где учатся гости издалека? Об этом размышляет Франк Бостин, декан Школы менеджмента Антверпенского университета.

— Каково значение международной группы слушателей для бизнес-школы?
— Мы живем в мире, где происходит глобализация, бизнес интернационализируется, поэтому каждому менеджеру полезно взаимодействовать с коллегами из других частей света, представителями различных культур и иных сфер деятельности. В бизнес-школах такая возможность реализуется в полной мере.
Например, слушатели могут учиться в России, а международная экспертиза будет реализовываться с помощью преподавателей из-за рубежа, которые приезжают вести занятия и привносят кросскультурную составляющую. В ходе зарубежного модуля молодые менеджеры отправляются на две недели за границу, где глубже осваивают способы ведения бизнеса, знакомятся с теми аспектами, которые трудно донести с помощью лекций и семинаров.

— Что именно дает зарубежная стажировка?
— Наряду с теоретическими знаниями менеджеру все больше нужны практические: ему важно изучить связь практики с теорией, найти реальное подтверждение информации, полученной в стенах аудитории. Именно это слушатель и получает в ходе стажировки за границей.
Отмечу, одна из первостепенных задач школ — ориентация на запросы компаний, причем это существенно не только с точки зрения финансирования, но и с позиции образовательного процесса, когда бизнес привносит свою экспертизу в учебные программы.

— Каково должно быть соотношение местных и иностранных слушателей, чтобы их взаимодействие стало эффективным?
— Нет разницы, нет ограничений, все зависит от целей программы. Если она посвящена глобализации или касается мировых проблем, группа должна быть максимально интернациональной, без доминанты представителей какой-либо одной страны. Совместное обучение, общение помогают выявить наиболее привлекательные стороны каждой культуры.
Если программа посвящена общему менеджменту, учебный коллектив может быть однородным по составу. В этом случае международную часть обеспечивают иностранные преподаватели и стажировка за пределами страны.

— Что для российских слушателей наиболее важно — в ходе обучения разобраться в российской специфике ведения бизнеса или получить международный опыт?
— И то, и другое. Дело в том, что учебных планах бизнес-школ доминируют специальные дисциплины, тогда как коммуникации, столь необходимые менеджерам, зачастую «выпадают» из поля зрения. Слушатели программ МВА, и ЕМВА особенно, должны иметь возможность взаимодействовать с представителями разных культур. Даже если обученные менеджеры будут работать в России, а не за ее пределами, то контакты, завязанные ими в школе, окажутся полезными. Зарубежные коллеги помогут взглянуть на особенности ведения дел в других странах и по-иному оценить свой подход к организации бизнеса.
В то же время, национальные черты не нужно переоценивать, они не так велики, как мы думаем. У представителей каждой культуры сходные базовые ценности. Другое дело, как мы сами относимся к этой проблеме. Различия гораздо меньшие, чем мы о них говорим.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Станислав АФОНСКИЙ,
директор по развитию,
Группа компаний «ТрансИнвест»,
выпускник ИЭФ «Синергия»
и London Business School:

На мой взгляд, для успешной работы в иностранных компаниях российским менеджерам не хватает понимания основ бизнес-культуры зарубежных стран. Дело в том, что за годы постсоветской жизни в нашей стране сложился особый подход к ведению дел, который каждый год-два существенно меняется и серьезно отличается от западного. Именно это, по моему мнению, создает сложности для работы отечественных специалистов за границей и зарубежных — у нас.
Какие аспекты включает понятие «бизнес-культура»? Во-первых, взаимоотношения между деловым сообществом и властью. Во многих странах государство играет огромную роль в развитии бизнеса как внутри страны, так и за рубежом. Российские менеджеры к этому не привыкли. Здесь оно лишь курирует сырьевые отрасли, формирующие основные бюджетные поступления.
Во-вторых, взаимодействие между предпринимателями и обществом:

— деятельность общественных институтов (независимой судебной системы, системы образования, сферы социальной защиты). За рубежом, как правило, они более развиты, и представители бизнес-сообщества могут беспрепятственно пользоваться услугами в этих областях. Социальные институты помогают компаниям: например, в сфере образования разрабатывают программы обучения для необходимых профессий, периодически их меняют, уточняют в соответствии с запросами бизнеса и т.п.;
— правовые аспекты: в основном соблюдаются свобода слова, права человека. Отсюда доверие и уважение к совершенно незнакомым людям, социальным институтам, правительству и государству в целом. В результате все работают, платят налоги, причем огромные; власти стимулируют развитие крупного, среднего, малого бизнеса, оказывают поддержку компаниям на мировом рынке;
— производственные отношения: соблюдаются как права работодателей, так и работников. Конечно, и там бывают «перегибы», но все детали регламентированы законом, который принято не нарушать.
В-третьих, видение перспективы. Развитие компаний в большинстве зарубежных стран нацелено на длительный период. У нас же — от выборов президента до выборов. Это сужает возможности долгосрочного планирования: менеджер не может разрабатывать проекты с окупаемостью более трех лет. А за такое время ничего значительного не построишь. Поэтому в России столь успешно развивается только торговля.
Уверен, все элементы бизнес-культуры связаны одной идеей — уважением друг к другу. Его отсутствие приводит к отрицательным последствиям. На мой взгляд, именно уважительного отношения к себе и окружающим не хватает российским менеджерам, а также подавляющему большинству наших соотечественников.


ВОПРОС НЕДЕЛИ

Как подготовить менеджера к работе в зарубежной компании?

Владимир ФАЛЬЦМАН,
руководитель Российско-немецкой
высшей школы управления АНХ:
Для того чтобы работать с зарубежными партнерами, российским менеджерам, во-первых, необходимо хорошо владеть английским и языком той страны, с которой компания собирается контактировать. Второе требование — глубокие познания в области рыночной экономики (маркетинг, менеджмент, финансы и т.д.). Так как в России эти понятия появились совсем недавно, то основной источник информации — западная теория. Отсюда требование к программе МВА — обязательная адаптация материалов к российским реалиям.
Считаю, что в бизнес-школе должен преподаваться базовый системообразующий курс «Управление предприятием», вокруг которого необходимо выстраивать весь образовательный процесс. Так, в Германии читают основы экономики предприятия BWL, где, в частности, внимание уделяется прямым инвестициям в производство, тогда как в США подобный курс в основном посвящен работе с портфельными инвестициями на фондовых рынках.
Особенности ведения бизнеса в различных странах необходимо учитывать на российских программах МВА для того, чтобы отечественным менеджерам было легко устанавливать деловые контакты с иностранными партнерами.

Наталья ПЕЧЕРИЦА,
руководитель международных проектов
Института МИРБИС,
исполнительный директор китайского
учебно-исследовательского центра им. Сюй Чжимина:
Компетенции — это сочетание навыков, знаний и отношений, которые помогают сотрудникам выполнять работу в соответствии со стандартами, принятыми в компании. Они везде должны быть одинаковы — как для работы в зарубежной фирме (западной или восточной), так и в российской. Программы МВА готовят управленцев широкого профиля. Однако для того, чтобы работать в иностранной организации, нужно хорошо знать ту страну, в которой она ведет деятельность. Помимо обязательного знания языка (особенно английского), необходимо иметь представления об особенностях методов ведения бизнеса, владеть экономическими теориями с учетом региональной специфики (европейский, американский, китайский менеджмент и т.д.). В условиях глобализации поменялся и сам подход к работе: с кросскультурного на интеркультурный. Ведь большинство крупных компаний сегодня — многонациональные, и работать в команде придется с представителями из разных стран. Поэтому если вы нацелены на работу в крупной иностранной компании, где бы она ни находилась, лучше проходить обучение в России на программах MBA, имеющих международную аккредитацию (чтобы диплом считался валидным при принятии на работу) и содержащих обязательные зарубежные стажировки.

Сергей МЯСОЕДОВ,
ректор Института бизнеса
и делового администрирования АНХ:
Для менеджеров, которые работают на внешних рынках или с иностранными компаниями, наилучшим вариантом будет обучение на международной программе МВА, а для управленцев более высокого звена — на ЕМВА. Работа с зарубежными коллегами требует специальных знаний, в первую очередь, западной системы бухучета, ориентированной на показатели, которые нужны для принятия управленческих решений. Также необходимы познания в сфере финансового менеджмента, который, как правило, в западных компаниях поставлен четче: управление в этой области там существует уже не одно столетие. Эти два предмета понадобятся для того, чтобы говорить на одном языке с иностранными партнерами, иначе вас не будут считать серьезным специалистом. Важно также владеть основами зарубежного корпоративного и предпринимательского права.
На международных программах МВА и ЕМВА всегда серьезно изучается кросскультурный менеджмент, обязательным компонентом является стажировка за границей. Это помогает адаптироваться к ведению бизнеса в зарубежных компаниях. Преподавание ведется на английском языке, что дает слушателям возможность овладеть терминологией в сфере конкретной бизнес-специальности.
Алексей УПАТОВ