Зря учился? Завершение учебной программы в бизнес-школе — это лишь начало

- Источник: MBAConsult

Что еще может так вывести вас из себя? Вы проходите программу по менеджменту, за которую заплатили кучу денег, и по возвращении на работу узнаете, что ваш работодатель либо не хочет, либо не может использовать ваши новые знания…

Вы можете подумать, что этого не может быть, однако ошибаетесь. Большинство компаний признает сегодня необходимость и значимость учебных программ Executive и с радостью посылает учиться своих менеджеров на подобные курсы. Однако, впоследствие иногда выясняется, что работодатели не знают, как использовать новые знания своих специалистов по возвращении последних на работу.

Лини Дилей, менеджер – тренер центра Center For Creative Leadership Europe, отмечает, что даже сегодня такие ситуации имеют место быть: «Меня разочаровывает в моей работе тот факт, что клиенты согласны платить тысячи евро за обучение своих сотрудников, однако позже не хотят тратить 3% от этой суммы на то, чтобы поддерживать полученные менеджерами знания, когда те возвращаются на рабочие места».

Однако такая тенденция может измениться. «Мудрые компании понимают, что одно дело учиться по подобной программе, другое дело — и все больше из них думают об этом – как применить знания на работе. Один из способов приобретения качественного сотрудника после прохождения им учебной программы – тренировать его в процессе работы,» — говорит мисс Дилей.

CCL тренирует участников программы, поддерживая их на работе и разбирая любые вопросы, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте. Комбинируя реальную работу с теми знаниями, которые получили участники во время учебы, «вы действительно усиливаете их результаты», — отмечает Мисс Дилей.

В компании Fortis, которая предоставляет финансовые услуги, тренерство является неотъемлемым вкладом группы в программу Executive. В конце тренинга CCL участники Fortis первоначально разрабатывают план личностного развития на ближайшие годы с целью «строительства моста между учебой и работой». Об этом нам рассказал Альф Овермарс, директор центра Talent Management Centre of Excellence при Fortis. Далее участники проходят программу в IMD в Луизиане, где знакомятся с новыми идеями и тенденциями в области бизнеса и менеджмента. Вооруженные бизнес-знаниями студенты собираются вместе в группах по 6 человек. «Они занимаются тем же бизнесом, что и на работе, сталкиваясь с аналогичными проблемами. По мере возможности, они и далее собираются вместе на регулярной основе», — отмечает господин Овермарс.

«Это один из способов достижения того, чтобы менеджеры продолжали учиться и расширяли спектр своих знаний».

Далее интегрируется тренерский элемент, и сотрудник в течение года находится под присмотром тренера. Сама программа соответствует современным тенденциям в области образования уровня Executive. У сотрудника также есть тренер или наставник внутри компании, один из 200 топ-менеджеров компании. Этот момент вводится аккуратно, начиная со встреч сотрудника с наставником, начальником наставника и остальными сотрудниками компании. «Мы разработали такую схему, чтобы люди имели четкое видение своего лидерского стиля. Конечно, при этом мы хотели бы расширить границы своих участников», — отмечает господин Овермарс.

В компании Philips International сотрудники, которые принимали участие в программах Executive, также и в дальнейшем находят поддержку тренеров. Однако Джеф Пауэлс, вице-президент департаментов HR, лидерства и организационного развития, отмечает, что группа также адаптировала так называемое action learning (активное обучение) как составляющую часть программы Executive.

Начав курс, менеджеры разрабатывают собственный проект, который имеет отношение к бизнесу. «Управляющие должны быть уверены в том, что этот проект имеет непосредственное отношение к их ежедневной работе, — говорит господин Пауэлс. — Они должны найти и разработать этот проект сами, и за счет этого процесс обучения обретает новую силу – обучение проникает в реальную жизнь. Это придает учебе и толчок прикладного образования на рабочем месте».

«В прошлом, — отмечает господин Пауэлс, — менеджеры изучали ведение проектов на более абстрактном уровне. Однако сегодня группа настаивает на том, чтобы люди работали по проектам, которые касаются ежедневных вопросов, связанных с ведением бизнеса, таких, как подготовка стратегического плана для корпоративного клиента.»

Компания TNT Express — международный курьер — посылает своих менеджеров со всего мира на учебу по программе Executive, которую проводит Warwick Business School в Великобритании. В течение трех лет студенты проходят 6 модулей, составной частью каждого модуля является специальное задание, которое имеет непосредственное отношение к ежедневным задачам, стоящим перед бизнесменами.

«С помощью этих заданий мы даем менеджерам навыки практического применения таких вещей, как лидерство или управление процессами», — отмечает Джеймс МакКормак, главный специалист компании TNT Express.

«Очень часто, — отмечает господин МакКормак, — сотрудники возвращаются с курсов, имея на руках, что называется, справку о прослушивании курса, нежели какое-то реальное достижение, однако такие задания как раз и налагают на студентов обязательства, связанные с применением того, что они изучили. Лучшие наработки используются при планировании работы компании TNT Express.»

Академия Projects Academy, созданная в партнерстве British Petroleum со Sloan School of Management и School of Engineering при MIT, была открыта с целью переосмысления и развития той линии, которой следуют менеджеры British Petroleum при управлении крупными проектами. Здесь применяются такие методы как наставничество, тренерство, специальные задания на протяжении всего учебного года.

Как только менеджер закончил программу, BP переключает свое внимание на вопрос определения менеджера с карьерной точки зрения. Джим Бресон, директор проектов академии, называет это установлением баланса между тем, что требуется компании, и профессиональной пригодностью человека.

Некоторые инициативы косвенно исходят от самих сотрудников, которые работают в совершено разных отделах компании, далеко друг от друга, и которые встретились во время учебы. По возвращении на рабочие места эти отношения продолжаются, менеджеры поддерживают друг друга. Кстати, многим компаниям кажется, что настоящая учеба происходит на рабочем месте. В то время как бизнес-школы и учебные программы по менеджменту дают основные знания в области и выступают катализаторами процесса обучения, менеджеры возвращаются на работу и применяют свои свежие знания, доказывая их актуальность или отвергая их практическое применение.

Большие траты денег на учебные бизнес-программы оправданы лишь в том случае, если компании также готовы инвестировать в хорошо продуманную инфраструктуру для сотрудников, когда последние возвращаются с учебы. «Система, которая позволяет сотрудникам встречаться с основными лидерами компании и в которой проекты компании согласованы с программами Executive, может принести плоды лишь в случае применения крупных концепций, полученных в бизнес-школе, на практике,» — говорит господин Брисон.

Однако над этим необходимо постоянно работать. «Мы много работали, чтобы наладить такую систему», — заключает он.