Технологии обучения. Мировые T&D-тенденции: Мобильное обучение в любое время, в любом месте

Олеся Герасименко Источник: Trainings

К 2006 году в мире насчитывается 1.5 миллиарда мобильных телефонов и коммуникаторов. Их в три раза больше, чем персональных компьютеров. Их мощность превосходит мощность компьютеров начала 90-х годов. Не использовать такой потенциал мобильных технологий для обучения – кощунство.

Mobile learning – это передача знаний на мобильное устройство (телефон или карманный компьютер) с использованием WAP или GPRS технологий.
При помощи выбранного устройства можно выйти в интернет, скачать материалы, ответить на вопросы в форуме или пройти тест. Наиболее объемные материалы как правило загружаются на телефон или КПК через персональный компьютер или карту памяти. Цель m-learning – сделать процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.

Метод Mobile learning идеален для:

— Сотрудников компаний, если они хотят получать новые знания в профессиональной области без отрыва от текущей работы

— Школьников и студентов

— Путешественников и городских жителей, если они хотят повысить свою эрудицию, во время посещения музеев, галерей и пр.

— Всех желающих иметь в своём мобильном телефоне медицинскую, правовую и другую информацию для ежедневного использования

Почему мобильное обучение может стать популярным в России?

— В связи с распространением частичной занятости и работы на free-lance основе сотрудники компаний всё больше времени проводят вне офиса.

— Молодые люди 25-35 лет активно интересуются использованием образовательных игр и программ на своих мобильных телефонах.

— Количество используемых мобильных устройств увеличилось втрое по сравнению с 2000 годом

«Если смотреть на опыт наших европейских коллег, то m-learning используется в основном в двух случаях — для обучения школьников и для сотрудников компаний в качестве поддержки справочными материалом», — говорит Елена Тихомирова, руководитель Центра Проектирования Конента МЭСИ.

При обучении школьников или студентов очень удобно проводить выездные эксперименты с возможностью параллельного изучения материалов, сохранения информации на сервере и обсуждения ее с одноклассниками (одногруппниками), которые находятся в другом месте.

В компаниях m-learning обеспечивает сотрудникам оперативный доступ к информации. Например, если вы едете в командировку для проведения сбора данных или наблюдения, и у вас возникают вопросы по заполнению форм или методиками. Если у вас будет возможность с помощью мобильного телефона оперативно загрузить небольшой обучающий модуль, то проблема решится очень быстро.

По словам Елены Тихомировой, наиболее эффективным видится использование мобильного обучения для построения системы управления знаниями в компании: доступ к базам знаний, сохранение и извлечение знаний, обмен знаниями. Человек едет на конференцию и может оперативно передавать полученную информацию коллегам, которые немедленно приступят к ее внедрению в компании и будут обсуждать.


В Канаде в 2002 году создан Консорциум мобильного обучения(The m-Learning Consortium), куда вошли два университета — Seneca College и Northern Alberta Institute of Technology (NAIT), a также несколько крупнейших компаний. Цель консорциума — создание новой среды обучения, независимой от места и времени. В рамках пилотного проекта, проводившегося с сентября 2002 по май 2003 года, 300 студентов первых курсов двух вышеупомянутых университетов получили КПК HP iPAQ, с помощью которых они имели беспроводной доступ к учебным материалам курса по основам бухгалтерского учета. Помимо этого, в процессе обучения студенты пользовались sms-сервисами и доступом к аудио- и видеоресурсам.

В ходе выполнения проекта было создано более 10 разнообразных объектов мобильного контента, включая полнотекстовые версии учебников, интерактивные симуляции, тестирования, глоссарий курса с поиском, а также обучающую игру. Доступ и управление этими объектами, а также управление студентами, планирование их обучения и отслеживание успеваемости, осуществлялся с помощью специальной системы Blackboard Unplugged.

Положительные результаты эксперимента:

— M-learning помогает улучшить письменные и математические навыки

— M-learning может улучшить как групповой, так и одиночный опыт обучения

— M-learning позволяет самому обучаемому определить области в которых требуется более интенсивное обучение

— M-learning может служить мостиком между очным обучением и обучением с использованием компьютера (e-learning)

— M-learning позволяет повысить интерес к образованию у сотрудников, активно использующих мобильные устройства

— M-learning позволяет заинтересовать обучаемого на более длительный период (англ. life long learning)

Преимущества при работе с m-learning

— Экономия средств и времени по сравнению с обычным обучением

Даже в отпуске или на выходных сотрудник может получить доступ к интересующим его программам и документам. В период адаптации персонала m-learning может стать незаменимым помощником новичка: так, кассиры и операторы в банке смогут гораздо продуктивнее изучать типичные рабочие технологии, на преподавание которых сейчас тратятся месяцы.

— Возможность быстрого доступа к требуемой информации, что ускоряет работу

Примером могут служить фармацевтическая и медицинская отрасли, количество профессиональной информации в которых постоянно растёт. Скорость доступа к подобной информации критична для персонала клиник, больниц и аптек.

— Постоянное повышение квалификации позволяет улучшить качество работы

Короткие инструкции, советы, всплывающие подсказки по выбранной теме в вашем мобильном телефоне поддерживают необходимый профессиональный тонус сотрудника.


Сложности и проблемы

Высокая стоимость устройств
Стоимость оборудования — это основная проблема, с которой сталкиваются компании при корпоративном внедрении m-lеаrning. Для частных лиц финансовая проблема гораздо менее остра.

Малый размер экрана и ограниченность клавиатуры
Ни для кого не секрет, что просмотр «настольного» учебника на КПК удобным не назовешь: приходится постоянно прокручивать экран как по вертикали, так и по горизонтали, а картинки не отображаются полностью. Вместо того, чтобы улавливать смысл материала, обучаемый вынужден постоянно отвлекаться на навигацию. Эту проблему решают разработчики, создавая программы, «подгоняющие» объём учебного модуля под размер экрана КПК или телефона.

«Самое важное при внедрение m-learning – понимать, зачем мы внедряем данные технологии в систему корпоративного обучения. — подчёркивает Елена Тихомирова. — Начинать процесс стоит, если нам очевидно, что подобные способы доставки знаний позволят нам добиться новых качественных результатов».