Агрессия на тренинге – что делать?

Александр Cавкин «Управление персоналом»

Многие годы, подготавливая тренеров, внешних и внутренних, для различных видов тренинга мы задаем вопрос « Что самое «страшное» для вас может произойти по ходу проведения тренинга?». И получаем один и тот же ответ: «Агрессия со стороны участников!». Да и опытные коллеги отмечают, что агрессия участников по прежнему занимает лидирующее место в списке возможных «неприятностей». При чем не так страшно. Если она открыто выражается – это можно обсуждать и разрешать конфликтную ситуацию. Неприятно, когда она идет «фоном» и , может быть, не до конца осознается самим участником (участниками).

Именно это побудило меня написать статью с целью поделиться своими знаниями и наработками со всеми теми, кто выбрал не легкую, но очень интересную работу с людьми.

За кадром остаются общие правила, которым важно следовать: внешний вид, манера поведения, правила группы, владение материалом, прочие стандартные навыки, личная энергия и так далее Поговорим немножко о другом.

Профилактика агрессии на социально-психологических тренингах, каковыми являются в том числе бизнес-тренинги:

Основные причины возможного агрессивного поведения участников во время проведения тренингов СПТ предсказуемы. Это связанно с тем, что в отличие от тренинга личностного роста, где участники взаимодействуют друг с другом, как правило, исходя из своей личности, в тренингах СПТ взаимодействие происходит, как правило, исходя из «роли». Особенно это ярко просматривается, когда тренинг корпоративный. В этом случае участники тренинга взаимодействуют не только из своей «роли», но и с учетом существующей иерархии, корпоративной культуры и сложившихся взаимоотношений друг с другом.

1. Прежде всего, соглашаясь на проведение тренинга, поймите для себя — кому он нужен: компании, участникам, заказчику, и пр.. И что ожидает от тренинга заказчик. Будем помнить, что нередко на тренинг смотрят как на таблетку, не подозревая, что лечить надо совсем другое, и, как правило, это то, куда смотреть не хочется. У вас должна быть ясность по поводу того, на что вы подписываетесь. И смелость отказаться от того, что вы делать не будете, не смотря на всю финансовую заманчивость предложения.

2. На этапе подготовки к тренингу соберите максимальную информацию об участниках тренинга: их положение в компании, отношение к работе, проходили ли тренинги, как к ним относятся, что нравиться, а что не нравится в тренингах, типы характеров и прочее.

3. Четкое проговаривайте правила группы ( в том числе Заказчику перед тренингом), которые могут видоизменяются от тренинга к тренингу в зависимости от полученной вами информации, и добивайтесь неукоснительного следования им.

4. В начале тренинга спросите:

*Что ожидают участники от тренинга, что они получат в любом случае.
*На какие вопросы они хотели бы получить ответы.
*И очень важно! Спросите — чего на тренинге быть не должно. К примеру, в начале одного тренинга участники сказали: » Если вы хотя бы упомянете пирамиду Маслоу — мы «убьем вас»!».
*И что не должен делать тренер. Например: » Не называйте нас «коллегами», как это делал предыдущий тренер. Вы (тренеры) нам не коллеги!».

5. Уважительно, или хотя бы терпимо, относитесь к сложившимся в компании отношениям между людьми. Помните, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

6. Избегайте категоричных утверждений, оценочности, особенно в областях, в которых вы не являетесь экспертами.

7. Ко всем участникам относитесь одинаково внимательно.

8. Не «введитесь» на любые формы поведения участников, целью которой является «зацепить» вас лично. Не вступайте в спор с участниками. Помните, что в споре истина не рождается, а выкипает ( а вместе с ней и авторитет тренера). Для рождения истины, организовывайте дискуссию, а не спор. Аппелируйте к мнению группы, или внутренних экспертов.

9. Грамотно организовывайте и управляйте динамикой группы.

10. В конце каждого дня, если тренинг многодневный:

*отзеркальте тренинговый день, т.е. в сжатой форме;
*«верните» все, что вы делали в течении дня, с важными выводами по каждому этапу;
*проведите шеринг, на котором каждый участник высказывается по прошедшему дню. Всячески побуждайте и поощряйте говорить участников всю «правду», а не только то, что понравилось или еще хуже, «дипломатично ни о чем». Мы, как правило, начинаем шеринг со слов: «Сейчас можно ругаться! В конце тренинга ругаться будет поздно!»

11. Общайтесь со «значимым лицом», из группы, идеально, если это сам Заказчик, с целью получения обратной связи.

12. Учитесь на своих ошибках! После каждого тренинга сделайте «разбор» полетов, выпишите выводы для себя. Хорошо, если у Вас есть возможность обсудить ситуацию с коллегами и/ил и супервизором.

Профилактика агрессии на сессиях организационного развития.

1. Прежде чем начать работу с группой, обязательна сессия коучинга с Заказчиком, это, как показывает опыт, 2-5 часов индивидуальной работы. Работа считается завершенной, если, на «выходе»:

*четкое осознание заказчиком своих личных, жизненных целей.
*четко сформулированы цели компании, исходя из своих личных целей и реалий действительности. По сути – сделана сшивка целей.

На этом этапе создается высокая мотивация заказчика. А ведущий обретает «надежный тыл» и союзника в лице заказчика.

*обрисовано «поле» для работы группы – что конкретно в русле целей организаций будет обсуждаться, какие решения уже приняты и должны быть приняты группой к исполнению, а какие требуют поиска вариантов.

2. Четко и однозначно формулируются цели, которые будут озвучены перед группой на сессии. А так же результат, который ожидается в завершении сессии. Здесь важно реально видеть вещи, чтобы избежать эффекта «завышенного ожидания». По окончанию проделанной выше работы важно уметь обоснованно предсказать реальный результат от предстоящей сессии. Этот навык, к сожалению, появляется с опытом или передается от опытного ведущего к менее опытному при индивидуальном обучении, стажировке.

3. Ведущий, посредством вопросов, выясняет у заказчика возможные сложности, которые могут возникнуть по ходу сессии. И причины их возникновения. С чем или кем они могут быть связаны и почему. В результате, ведущий получает бесценную информацию, для того чтобы продумать свою стратегию поведения. У него появляется карта, для того чтобы провести свой корабль через рифы к цели.

4. Исходя из психотипа заказчика, и его стиля управления оговариваются правила поведения Заказчика во время сессии. Например, если заказчик обычно много говорит и считает важным высказать свое мнение по любому вопросу, то в правиле оговаривается, что «первой скрипкой» на сессии, «все же», будет ведущий. И при всем уважении к заказчику, тот, тем не менее, выполняет общие правила и слушается исполнителя. В особых случаях настоятельно рекомендуем все оформить через договор и скрепить подписями и печатями.

5. В начале сессии, сразу проговариваются правила, по которым будет проводиться встреча. Рассказывается о роли ведущего, о том, что он будет делать и то, чего от него ожидать не надо!

6. Цели сессии говорит заказчик. После чего отвечает на все вопросы, которые возникли у участников в связи с целями.

7. Создается персональная мотивация всех участников.

Ниже приведен список базовых навыков, которыми должен владеть ведущий, чтобы исключить или минимизировать возникновение агрессии. Ведущий должен уметь:

*структурировать процесс и задачи, держать при этом основной курс, не давая группе «растекаться»;
*выделять главное в происходящем;
*уметь слышать «скрытые» высказывания и озвучивать их, «вынимая суть»;
*cлышать и общее в «противоположных» точках зрения выступающих и четко и понятно это формулировать;
*видеть умения и навыки присущие как индивидам, так и группе в целом и оперировать ими;
*дозировано вливать необходимые знания,передавать технологии, которые увеличивают производительность групповой работы и качество результата;
*
управлять процессом на протяжении всего времени сессии;
*постоянно использовать коучинг для увеличения и обогащения информационного поля участников.

На личностном уровне ведущему важно быть честным перед собой и группой и иметь смелость озвучивать болевые зоны, о которых молчат присутствующие.
Пример: Директор компании вернулся со стажировки в Японию, где он посетил ряд предприятий. Выступая перед своими топ-менеджерами на сессии организационного развития, он с энтузиазмом рассказал, как японцы создали свое чудо и как в результате они смогли на половину сократить свой штат! Разумеется, в этот же момент возникло напряжение. Тогда мы «сделали стоп» и, при всех, спросили у президента: » В случае совершения «чуда» на вашем предприятии, каким критериям должны соответствовать люди, чтобы работать в вашей компании?» Таким образом, каждый из присутствующих смог взвесить себя и принять решение – я развиваюсь вместе с компанией или ухожу и что мне надо делать.

Профилактика агрессии на тренинге личностного роста.

К профилактическим мерам, дающим хороший результат, можно отнести:

1. Внимательное отношение к подбору группы. Не рекомендуется включать в обычные группы личностного роста людей со скрытой или явной психопатологией.

2. Небольшая вводная лекцию, в начале тренинга, с целью рассказать участникам, что и почему может происходить с ними на тренинге. Мы обычно начинаем со слов, что на этом тренинге произойдет самая неприятная встреча на земле — встреча с самим собой. И наше «ЭГО» сделает все, чтобы не видеть правды, не слышать о ней, не меняться…. Далее говорим, как проходит тренинг и что на нем может происходить. Что в тех или иных случаях будет делать тренер. Что могут делать участники, а чего нет. По сути, проговариваются правила группы. Одним из важных является правило о том, что, что бы не происходило в этом зале, никто не покидает его без разрешения тренера. Здесь важна мера. В результате у участников должен сформироваться, как минимум интерес и готовность работать на свои 100%.

3. Очень хорошо, если тренер имеет хотя бы базовую психотерапевтическую подготовку.

4. Индивидуальное внимание к каждому участнику.

Если все же появляется напряжение то:

*В случае обострения обстановки по ходу тренинга, разряжайте ее за счет за счет проработки личностного материала агрессирующего участника.
*Если их несколько, то работаете сначала с одним, потом с другим, или за счет создания процедур, где внимание уделяется каждому участнику попеременно.
*Если агрессия идет на тренера, то здесь важно тренеру осознавать свои чувства и быть честным, проговаривая вслух то, что с ним происходит, не теряя при этом контакта с участниками. Будем помнить, что если тренер начинает конфронтировать с участниками , то это… профнепригодность, или в лучшем случае – незрелость. Надо еще «подрасти». Попытки использовать манипуляцию, как правило, считываются участниками. Они чувствуют фальшь, и группа перестает работать.

Агрессия в процессе «обучающее-развивающего микса» — тренинг — коучинг.

Для минимизации возможной агрессии, дополнительно к тому, что было сказано относительно профилактики агрессии в СП- тренингах и сессиях орг.развития, в начале процесса и по ходу делается ряд процедур с целью нейтрализовать очаги, из которых чаще всего агрессия и проявляется.
А именно:

*Агрессия в результате переноса. Существует масса «коротких» , на 10-15 минут, упражнений, целью которых является показать и дать пережить на себе суть переноса. Например, чтобы продемонстрировать перенос и снять с себя отрицательные переносы, я в начале тренинга спрашиваю у участников, что им во мне не нравится. Как правило, находится группа людей, которая проговаривает свое раздражение по поводу: внешнего вида, манеры говорить, неприятных чувств, которые я у них вызываю и т.д.. После того как они это сделают, я говорю: » А теперь представьте, что перед вами стоял не я, а зеркало. Что из того, что вы только что увидели во мне, вы встречали ранее, в других людях, в своем опыте общения и чем для вас эта встреча завершилась?» Практически ВСЕГДА люди вспоминают кого-то из своего прошлого опыта и , как правило, этот опыт был для них не из приятных. Все! Вопрос переноса на тренера и друг на друга, как минимум на срок тренинга не существует или минимизирован.

*Агрессия в результате доказательства друг, другу кто: прав, умнее, опытней и т.д.. Здесь, так же, как и для всех причин агрессии, используются короткие упражнения. В данном случае организовываются процедуры, реализуя которые участники осознают абсолютную бесполезность спора, если хотя бы одна из сторон, участвующих в споре, не заинтересована в «рождении истины».

*Кроме того, наблюдается агрессия в результате подхода к жизни с позиции: хорошо-плохо, прав-не прав, умный-глупый и пр.; агрессия в результате заниженной самооценки или страха упасть в глазах присутствующих и пр.. В этих случаях тоже подбираются небольшие процедуры, показывающие корни возникновения подобных конфликтов.

Практически всегда на этих тренингах мы создаем высокую мотивацию, за счет процедур, которые помогают людям осознать свои собственные цели и сшить их с целями компании, и как результат с целями тренинга. В результате участники осознанно включаются в процесс.

И несколько слов о тренингах, где проявление агрессии бывает крайне редко. Это духовно ориентированные тренинги личностного роста. Атмосфера, которая создается в этом тренинге способствует глубокому соприкосновению с глубинами личности, с раскрытием ее потенциала. Человек в таком тренинге соприкасается с источником света и силы в себе, что помогает ему через принятие себя принимать и участников такими, какие они есть. Видеть и трансформировать свои недостатки, принимать и проявлять свои достоинства. Способствует поддержке, взаимовыручке, созиданию и творчеству.

В связи с ограниченностью статейной информации ряд «второстепенных» моментов, «изюминок» осталось за кадром. А многие напечатанные позиции остались без должного пояснения. Хочется верить, что это несильно разочарует пытливого читателя, а наоборот побудит его к исследованию, поиску своих решений, и более тесному общению с коллегами с целью приобретения и обмена опытом. Ярких вам тренингов. Красивых находок. Ощутимых результатов. Удачи!