Предприниматели на рынке идей

Марина Галушкина Источник: Эксперт

Кластерная экономика регионов и принцип «тройной спирали», подразумевающий предпринимательское взаимодействие университетов, бизнеса и государства, — базовые условия подготовки менеджеров инновационных проектов.

Подготовка кадров для инновационной экономики — дело не такое уж хитрое. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным оказывается способ «здесь и сейчас»: подготовка инновационщиков именно там и тогда, где и когда они более всего нужны. Единственная сложность заключается в том, что разворачивать эту подготовку следует в среде, где есть все составляющие инновационной деятельности, в том числе в инновационные процессы должно быть включено и само учебное заведение. В Обнинске решили реализовать новую схему выращивания инновационного потенциала — с использованием шведского опыта.

Университет-предприниматель

И европейские университеты с почти тысячелетней историей, и гораздо более молодые университеты США до XX века не были субъектами экономики. Вузы работали так: фундаментальная наука производила знания, часть которых через использование науками прикладными превращалась в инновационные разработки и в конечном счете использовалась в промышленных целях. Позже эту модель назовут линейной моделью инноваций.

В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения.

Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина — крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Фредерик Терман, «отец» Долины, в момент ее создания — декан Стенфордской инженерной школы, говорил: «Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой стороны — из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности». Рядом с Массачусетским технологическим институтом вырос другой успешный инновационный регион — Золотое полукольцо: вдоль автострады №128 в предместьях Бостона расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности. Сегодня, осознав возросшую роль университетов для региональных экономик, по этому пути следуют и более слабые в отношении инноваций страны и университеты, даже если говорить об их экономическом лидерстве пока не приходится: Университет Чалмерс в Швеции, Технический университет Монтеррея в Мексике и др.

Что отличает университет — предпринимательский центр, от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности.

Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, ответственные за технологическое оформление исследований, создание фирм, анализ рынков, продвижение продуктов и проч. (Стенфорд не институциализировал механизмы создания новых наукоемких фирм, поэтому после того, как накопленный научный запаса был «съеден», его влияние на развитие Силиконовой долины заметно ослабло. Эту функцию взяли на себя другие фирмы и межфирменные объединения, и уже они привлекли трехмиллиардные инвестиции, поддерживающие исследования стволовых клеток, и в университет, и в биотехнологические компании.)

В-третьих, шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении.

В такой особой среде и происходит замена линейной модели инноваций на полилинейную: инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется многочисленными участниками.

Территории развития

Специалисты полагают, что в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов — территорий, где концентрируются десятки предприятий одной или нескольких смежных отраслей. При такой дислокации, когда «открытия носятся в воздухе», предприятия резонансно повышают конкурентоспособность друг друга, а поток клиентов возрастает за счет расширенных возможностей выбора, которые дает кластер.

В любом кластере есть «якорное» предприятие — успешная компания, своим бурным развитием доказавшая перспективность отрасли. Для этой отрасли принимается режим льгот, другие предприятия начинают подтягиваться к «якорному», и оно само начинает генерировать новые идеи, создавая вокруг себя новые и новые предприятия, что и приводит к значительному синергетическому эффекту.

С появлением кластера резко возрастает мобильность сотрудников, поскольку каждый понимает, что хорошего специалиста охотно примут на работу в любой соседней компании. Это заставляет работодателей расширять возможности профессионального и карьерного роста своих сотрудников, создавать им благоприятные условия для работы. Такая установка также способствует росту инновационности, поскольку новаторские идеи и продукты могут создавать только свободные люди — свободные в том числе и в выборе места своей работы.

Во время первой академической революции (XIX век) в западных университетах произошла интеграция научных исследований и обучения, а вторая революция (XX век) интегрировала научную, учебную и предпринимательскую деятельность.

Инновационные территории в последние годы все больше ориентируются на создание маленьких компаний, с персоналом в три-пять человек. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает их более конкурентоспособными.

В создании инновационных регионов участвуют три института — академический, корпоративный и государственный. Их совместная инновационная политика направлена на генерирование предпринимательства и новых бизнесов. И принцип «тройной спирали» — совместной предпринимательской деятельности бизнеса, государства и университетов — сейчас используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. Причем центральная роль в этой тройной связке отводится университету.

Шведский опыт на калужской земле

Российских вузов не коснулась ни первая, ни вторая академическая революция. Искажения, допущенные при переносе в Россию модели немецких гумбольдтовских университетов, как раз ориентированных на исследовательские работы, не позволили вузовской науке масштабно развиться. Занять предпринимательскую позицию в советское время университеты тоже никак не могли. МИФИ и МФТИ лишь в определенной степени можно считать предпринимательскими университетами, ведь, создавая инновационные продукты, они действовали в нерыночных условиях. Означает ли отсутствие у нас предпринимательских вузов принципиальную невозможность появления инновационных регионов? Вовсе нет. В мировой практике немало примеров наращивания исследовательских и предпринимательских мощностей местных университетов при создании инновационных территорий, а то и строительства университета, если такового не имеется.

В Обнинске решено создать территорию инновационного развития, взяв в качестве образца опыт шведского проекта Growlink — современный инновационный центр в городе Линчепинге, специализирующийся в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. Growlink признан лучшим европейским проектом 2003 года в сфере развития и поддержки инноваций.

Выбор Линчепинга в качестве образца был обусловлен двумя причинами. Первая — успешность проекта. Двадцать лет назад экономика всех скандинавских стран находилась в кризисе, из которого шведы вышли за счет ставки на инновационные технологии, и к началу нового тысячелетия это позволило шведской экономике стать одной из самых конкурентоспособных в мире. Бюджет Линчепинга, где проживает 135 тыс. человек, почти в два раза превосходит бюджет всей Калужской области, население которой превышает миллион.

Вторая причина — схожесть ситуации в двух городах.

1.Двадцать лет назад, когда шведский проект только начинался, ситуация в Линчепинге была сложной: компания SAAB, основной работодатель в регионе, закрыла ряд направлений своей деятельности, был серьезно сокращен научно-производственный и инженерный персонал, и перед муниципалитетом встал вопрос о дальнейшей судьбе города. Мэрия Линчепинга сделала ставку на инновационное развитие технологий. В Обнинске похожая ситуация, и примерно такое же решение приняли региональные и муниципальные власти.

2.Наличие общего направления научных разработок: медико-фармакологические исследования ведутся и в Личепинге, и в Обнинске.

3.В Университете Линчепинга в начале 80−х годов училось три тысячи студентов, в Обнинске их сейчас четыре тысячи.

4.Научный потенциал городов (сегодняшнего Обнинска и Линчепинга двадцатилетней давности) примерно одинаков.

5.Население Линчепинга (135 тыс. человек) сопоставимо с населением Обнинска (105 тыс.).

В Линчепинге создана комплексная система, задача которой — коммерциализация технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. Система включает в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, университет, технопарк, финансовые и кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей.

Центральный элемент территорий инновационного развития — предпринимательский университет.

Ключевая характеристика шведского проекта — высокая согласованность действий разнородных элементов инновационной инфраструктуры, при том что единый центр управления отсутствует, зато активно используются партнерские связи, горизонтальные контакты, клубные формы работы и т. п. Жестких и заданных правил игры нет, все выстраивается на договоренностях и стремлении к взаимодействию, которое и обеспечивает выгоды всем участникам. Сами шведы называют пять составляющих успеха сетевого способа организации: информация, коммуникация, координация, кооперация и взаимодействие.

Ключевой элемент системы — университетский холдинг, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний. Первым шагом университета в инновационном направлении стало соединение технической подготовки студентов с менеджерской (обучение управлению инновациями). Помимо проведения научно-исследовательских работ холдинг инициируют создание фирм студентами и преподавателями, вплоть до выдачи им небольшого стартового капитала. 36% сегодняшних предприятий технопарка работает на основе идей, рожденных в университете. Путь от идеи до коммерческого продукта занимает несколько лет. Когда у выпускника или преподавателя появляется идея, его отправляют на обучение в центр подготовки предпринимателей, где выясняется, пригоден ли он к предпринимательству. Если за время обучения человек сделает бизнес-план и у него появится желание создать предприятие, он перемещается в бизнес-инкубатор, где его предприятие получает офисную, маркетинговую, бухгалтерскую, юридическую и иную поддержку за минимальную плату. Два специализированных бизнес-инкубатора «Коллегиум» и «Берзелиус» поддерживают кластерные приоритеты Линчепинга. Все структуры поддержки (центры подготовки предпринимателей, бизнес-инкубаторы и т. п.) финансируются муниципалитетом.

А через два-три года вставшее на ноги предприятие переходит в технопарк, на территорию со всеми необходимыми коммуникациями, где размещается на условиях аренды. Льготного режима в технопарке нет, предприятие само оплачивает все необходимые услуги (маркетинг, бухгалтерия и проч.).

Ставка мэрии Линчепинга на инновации привела к резкому росту экономических показателей: за двадцать лет количество малых компаний выросло в 35 раз, занятых в них работников — в 30 раз (число сотрудников 61% компаний не превышает пяти человек), а суммарный доход территории в виде налоговых и иных поступлений достиг миллиарда долларов.

В учебных центрах Линчепинга, к которым относится не только университет, развернуты разные образовательные программы: для менеджеров инновационных предприятий, для сотрудников структур поддержки, для работников муниципальной власти. Программы различаются и по уровню сложности: есть стартовая программа подготовки менеджеров инновационных проектов, а для тех, кто уже создал предприятие, существуют другие программы — программы роста. Действия каждого начинающего менеджера в течение первого года работы сопровождает персональный ментор (наставник) — опытный и успешный предприниматель, руководитель состоявшейся инновационной компании.

Совместный проект

В Обнинске уже есть некоторые элементы инновационной инфраструктуры (региональный инновационно-технологический центр, центр науки и технологий, бизнес-инкубатор), но все эти элементы действуют разрозненно и в сумме большого экономического эффекта не дают. Создаваемая по шведскому образцу инновационная сеть, базирующаяся на принципе «тройной спирали» и кластерном сценарии, должна начать генерировать новые бизнесы. Для этого часть элементов инфраструктуры нужно «доразвить», создать отсутствующие элементы и обеспечить территорию кадрами. Для этого и запущен международный проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий в Калужской области (Grow Kaluga)», организаторами которого стали Франко-российский институт делового администрирования (ФРИДАС), Шведский институт менеджмента и Университет Линчепинга. Проект рассчитан на три года (2005−2007 гг.), финансируется правительством Калужской области (350 тыс. долларов) и Шведским агентством международного развития (1 млн долларов).

Подготовка менеджеров для инновационной и научно-технической сферы — это подготовка людей, способных превратить инновационную идею в коммерческий продукт

Как показывает опыт Линчепинга, изменения происходят быстрее, если вклады сделаны в людей. Поэтому в проект Grow Kaluga входит пять образовательных программ, направленных на подготовку всех потенциальных участников инновационной деятельности: «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий», «Подготовка руководителей организаций инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий», «Подготовка менторов — наставников молодых менеджеров инновационных и малых предприятий», «Подготовка преподавателей по предпринимательству и развитию новых бизнесов» и «Программа для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти». Обучение для участников программ бесплатное, за три года планируется подготовить 300−350 человек.

Подготовка менеджеров инновационных проектов

Подать заявку на участие в программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» могут молодые предприниматели, руководители и менеджеры вновь созданных или создающихся малых и инновационных предприятий, носители инновационных идей, выпускники вузов, преимущественно технические специалисты. А участниками программы становятся те из них, кто прошел конкурсный отбор на основе представленных бизнес-идей развития существующего или будущего предприятия.

Подготовить тех, кто будет реализовывать инновационные проекты, — значит организовать переход участников программы с позиции «автора идеи» на позицию предпринимателя. Сама «инновационность», будучи спецификой всего проекта, в учебной программе проявляется только там, где она присутствует и в реальности. Например, при чтении теоретического блока «Финансы» внимание уделяется специальным разделам: венчурный капитал, страхование рисков, деятельность «бизнес-ангелов» и т. п. Или при освоении особых менеджерских квалификаций: инновационное предприятие не может быть построено на иерархических принципах, поэтому освоение этих принципов управления бессмысленно, а вот умение договариваться, находить компромиссы, работать в разных командах необходимо.

Нацеленность территорий инновационного развития на работу с мировыми рынками в учебной программе проецируется на прием, называемый перемасштабированием: идеи, предложенные участниками программы, рассматриваются в границах больших, чем городские. Как говорят шведские преподаватели, «любое нововведение в вашем городе должно рассматриваться как имеющее региональное, национальное и международное значение». А учебный акцент в программе ставится на предпринимательскую подготовку, поэтому способ обучения не академический, а «обучение действием»: 20% учебного времени отводится на теорию, 30% на самостоятельную работу и 50% на подготовку конкретных проектов.

Логика учебного движения

Стержень учебной программы — работа над бизнес-планами: на старт программы все слушатели выходят с собственными бизнес-идеями, и в течение всей программы (девять месяцев) эти идеи доводятся до реальных бизнес-планов. Публично обсуждается каждый шаг по приведению идеи к форме коммерческого продукта: какова рыночная потребность в продукте, кто может составить конкуренцию, какое необходимо финансирование, каков список его потенциальных источников, кто станет клиентами и чего конкретно они хотят, каких целей нужно достичь через три года и т. д.

Сопровождается эта работа тремя процессами. Первый — теоретическая поддержка работы. Тематика — бизнес-планирование, маркетинг и продажи, финансы, управление качеством, механизмы роста бизнеса. Второй процесс — индивидуальные консультации. Тематика консультаций соответствует прорабатываемому в данный момент разделу бизнес-плана. Менторы-наставники не дают готовых рецептов действий, скорее, они в ходе бесед подталкивают слушателя к самостоятельным выводам и решениям (при помощи обсуждения бизнес-эффективности тех или иных предложений слушателя, вопросов и комментариев к его текстам и т. п.). Третий процесс — создание клубного пространства для неформального обсуждения всех возникающих в ходе работы вопросов.

Программа начинается недельным семинаром в Линчепинге, где ее участники знакомятся с территорией инновационного развития (инновационные предприятия, организации структуры поддержки, управляющие компании) и разрабатывают бизнес-платформу предприятия. Далее ежемесячно проходят двух-трехдневные семинары либо встречи с менторами-наставниками. А заканчивается программа защитой бизнес-планов.

Живая энергия новаторства

Руководители программы (с российской стороны — Анатолий Сотников, ректор ФРИДАС, член-корреспондент Академии менеджмента и рынка, член руководящего совета Федерации европейских школ, со шведской — Рольф Асплунд, руководитель консалтинговой компании по развитию бизнесов, международный эксперт в сфере TQM) постепенно переводят ее через «шведско-российскую границу»: в прошлом году в программе работали только шведские преподаватели и консультанты, в нынешнем к ним присоединились российские преподаватели, сертифицированные Шведским институтом менеджмента и Университетом Линчепинга, а программу 2006/2007 года будут уже самостоятельно вести российские преподаватели, консультанты и наставники, совместная работа со шведскими коллегами будет только на вводном семинаре в Линчепинге.

Первый выпуск 28 слушателей по программе «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий» состоялся в мае прошлого года. Один год — ничтожный срок в масштабах территориальных проектов, но уже можно говорить об определенных успехах: за этот год выпускники создали семь новых предприятий; для восьми проектов созданы отдельные структурные подразделения в рамках существующих инновационных компаний; выросла клиентская база — по разным предприятиям от 50 до 300%, — а рост продаж составил 50−500%. ООО «Обнинский центр науки и технологий» пятикратно увеличило продажи СВЧ-установок для обеззараживания медицинских и других отходов. Объем продаж в филиале инновационных продуктов ФГУП «НИФХИ им. Карпова» вырос более чем вдвое. ООО «Медбиофарм» начало строительство завода по производству искусственного кровезаменителя геленпола и запустило в производство и продажу два новых фармпрепарата.

Наверное, не стоит особо обольщаться этими успехами, Линчепингу понадобилось двадцать лет для стабильной коммерциализации результатов научных изысканий. Для запуска тройного взаимодействия: динамики рынка, динамики создания знаний и динамики политических и законодательных процессов в области инноваций — недостаточно определиться с кластерными приоритетами, достроить структуры поддержки и создать множество предприятий. Чтобы стать развивающимся инновационным регионом, Обнинску придется выполнить два непростых условия. Во-первых, вырастить в городе предпринимательский университет. Это реально: удалось же шведам почти в десять раз увеличить число студентов университета за двадцать лет и создать в нем среду, порождающую новации и компании. Гораздо труднее не повторить типовую ошибку создателей инновационных территорий. Для этого в формулу успеха, рожденную в Калифорнии, — brain capital + venture capital (интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал) — следует добавить еще один элемент: mental capital. Чтобы территория была живой, порождающей новаторскую энергию и синергию, чтобы рынок инноваций наконец оформился, придется работать с ментальными и поведенческими установками людей.