С каждым годом вузы Великобритании становятся все более зависимыми от иностранных студентов. Британское правительство, опасаясь конкуренции на рынке образования со стороны других стран, в ближайшие пять лет планирует увеличить число студентов-иностранцев на 100 тыс. человек. А британские университеты и колледжи, стремясь привлечь студентов, уже добавили к разнообразным учебным программам стипендии, исследовательские проекты и инновационные технологии обучения.
Стивенсон-колледж Эдинбурга
Первое, на что обращаешь внимание в Эдинбурге,- полное отсутствие рекламы на улицах: нет ни билбордов, ни рекламных растяжек. Никаких неоновых вывесок в центральной части города с наступлением темноты тоже не видно. Вероятно, шотландцы решили: ничто не должно отвлекать внимание от замка — главной достопримечательности Эдинбурга.
Шотландцы не устают напоминать о своих отличительных (от прочих частей Соединенного Королевства) особенностях, об исторических личностях или открытиях, которые они подарили миру. Они не просто гордятся своими соотечественниками — им важно, чтобы их заслуги по ошибке не приписали другим англоязычным национальностям. Например, в Стивенсон-колледже посчитали необходимым напомнить нам, российским журналистам, что гипноз и дактилоскопия, телевидение и телефон, а также мармелад и овечка Долли появились благодаря шотландцам. Несмотря на то что в 1707 году Шотландия вошла в состав Великобритании, она всегда оставалась самостоятельной страной и в 1998 году решила создать свой парламент. Наличие собственной законодательной системы теперь позволяет шотландской молодежи заключать брак с 16 лет, тогда как во всей Великобритании это возможно лишь по достижении 18 лет.
Стивенсон-колледж Эдинбурга — это государственное учебное заведение и пятый по величине колледж в Шотландии. Без преувеличения можно сказать, что учащимся здесь предлагают самые разнообразные курсы, количество их довольно велико. Кроме подготовки к поступлению в вузы здесь имеются многочисленные профессиональные курсы по фотографии, фитнесу, биотехнологии, вместе с ними существуют и такие популярные направления, как курсы телевидения и кинематографии, а также языковая подготовка. Преподавать английский для иностранцев в Стивенсон-колледже начали 25 лет назад, с тех пор здесь ежегодно обучаются студенты более чем из 100 стран. Россиян пока немного.
В колледже существует четыре основных направления подготовки по английскому языку: английский как иностранный, для академических целей, для туризма и для бизнеса. Сроки обучения по языковым программам составляют 9, 12, 15 и 36 недель. Стоимость обучения — от £1125 до £4490. Летняя языковая школа работает в июле—августе. Последний летний месяц особенно богат на культурные события: в Эдинбурге проходит международный фестиваль искусств, поучаствовать в котором могут и студенты. Продолжительность летних курсов — две, четыре и шесть недель, их стоимость составляет от £300 до £850. В среднем на проживание уходит £80-100 в неделю.
Для иностранных студентов колледж интересен еще и тем, что предлагает совместную с Эдинбургским университетом программу Foundation. Эта программа в сочетании с сильной языковой подготовкой открывает выпускникам колледжа дорогу в старейший шотландский университет. Программа Foundation формируется вместе со студентом, который может выбрать из 20 предлагаемых колледжем предметов три или четыре. Стоимость обучения по программе Foundation составляет £5150, ежемесячно для проживания потребуется еще примерно £550. Обучение проходит с августа по июнь, то есть 37 недель.
Частично компенсировать столь существенные траты можно за счет стипендии, которую предлагает Стивенсон-колледж для иностранных студентов: 125 тыс. рублей (это примерно половина стоимости обучения без учета расходов на проживание). По словам руководителя колледжа Сюзан Берд, система стипендий работает очень успешно — правда, в этом году для российских студентов их всего две. Для получения стипендии студенту необходимо обратиться в международный центр, заполнить анкету и написать эссе. В этом году срок подачи документов на получение стипендии истекает 31 мая.
Эдинбургский университет
В Эдинбургском университете, видимо, не знали, что накануне в Стивенсон-колледже мы уже успели проникнуться историей Шотландии и вспомнили всех выдающихся деятелей страны поименно. Поэтому Алан Маккэй, директор международного офиса университета, свое приветственное слово начал с небольшого экскурса в историю и почти теми же словами. Впрочем, в презентации господина Маккэя мы обнаружили для себя и нечто новое. Например, узнали, что прародителем российской медицины был врач-шотландец, который лечил Петра I, и что анестезию, оказывается, тоже придумали шотландцы.
Другие полезные сведения также носили исторический характер, но постепенно в фокусе нашего внимания оказался Эдинбургский университет. Основан он был еще в 1583 году и по праву считается одним из старейших университетов Великобритании наряду с Оксфордом, Кембриджем, Абердином, Глазго и Сент-Эндрюсом. Сама система образования Шотландии также имеет давнюю историю: еще в 1801 году образование для граждан решено было сделать обязательным и вдобавок бесплатным. Еще одна традиционная особенность шотландского образования в том, что для поступления в магистратуру здесь необходимо отучиться четыре года, а не три, как в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе.
Сегодня Эдинбургский университет входит в десятку лучших университетов Европы и тридцатку лучших университетов мира. По версии Times он занимает пятую строчку рейтинга британских вузов (Times Good University Guide). По словам Алана Маккэя, подняться на пару строчек вверх не так просто: «Выше нас в рейтинге Лондонская школа экономики и Империал-колледж, но они имеют очень узкую специализацию. Нам с широким набором программ с ними тяжело конкурировать». На проведении исследовательских и научных работ университет зарабатывает £100 млн в год и занимает почетное пятое место в государственных рейтингах в области исследований. А это уже весомый аргумент при выборе исследовательских программ, которые заканчиваются получением степеней MSc (Res) и PhD. Эдинбургский университет состоит из трех колледжей: гуманитарных и социальных наук, технических наук и инженерного дела и — самый маленький колледж — медицины и ветеринарного дела.
В настоящее время во всем университете учится 23 тыс. человек. Из 5 тыс. иностранных студентов 37 человек, наши сограждане, в большинстве своем осваивают магистерские программы в колледже гуманитарных и социальных наук. Всего на эти 3 колледжа приходится 21 факультет. Специальностей действительно много — около 350, и разобраться в таком изобилии предметов абитуриенту не всегда удается. По словам Алана Маккэя, гибкая система образования позволяет внести коррективы уже в процессе обучения. Студент, например, может поступить на первый курс факультета политологии и одновременно изучать дополнительные предметы, после второго курса выбрать другую специализацию и закончить университет со степенью в области бизнеса.
В числе самых популярных в настоящее время программ — финансы и инвестиции, европейское и международное право, международный MBA. Алан Маккэй уверил нас, что в сентябре он обязательно приедет в Москву на VIII выставку британского образования Education UK, где будет представлять свой университет и ответит на все вопросы, в том числе по новым программам.
Стоимость обучения по программам UG (undergraduate) и PG (postgraduate) в колледже гуманитарных и социальных наук составляет £9,45 тыс. в год. Учеба в колледже технических наук и инженерного дела обойдется в £12,45 тыс. Расходы на обучение по программам MBA составят уже £20 тыс. На проживание в год уйдет еще как минимум £7 тыс. Итак, траты студенту предстоят немалые, но и здесь кому-то может повезти: две компании предлагают именные стипендии студентам, приехавшим в Эдинбургский университет из России. Стипендия от компании Coca-Cola предназначена для слушателей программ UG — ежегодно компания выплачивает по две такие стипендии. Пивоваренная компания Scottish & Newcastle Baltika планирует в течение 5 лет выплатить 12 стипендий учащимся на PG-программах. В этом году компания выделила четыре стипендии для студентов, изучающих бизнес и управление. И та и другая компании обязуются полностью покрыть расходы на обучение, проживание и переезд из России и обратно. Критерий отбора претендентов прост: высокая успеваемость на предыдущем месте учебы (даже если это было десять лет назад) и отсутствие средств на оплату своего обучения (разумеется, при условии, что абитуриента в университет уже приняли). Для программ MBA необходим трехлетний опыт работы — и необязательно по специальности. Господин Маккэй заметил: «Проверить, сможет ли на самом деле абитуриент оплатить свое обучение, непросто, но в том, что стипендии получат только лучшие студенты, можно не сомневаться. Главное — быть на голову выше остальных».
Рассказывая о возможностях, которые открываются перед нашими студентами в Шотландии, необходимо упомянуть о программе «Новые таланты». Суть программы состоит в том, что каждый выпускник-иностранец, получивший диплом о высшем образовании или университетскую степень, имеет право остаться в стране и работать здесь в течение двух лет. Шотландцы, люди радушные и гостеприимные, в данном случае просто пытаются справиться с демографической проблемой. За время действия программы 1,5 тыс. иностранных студентов подали документы на трудоустройство. Сколько из них действительно получили работу, к сожалению, неизвестно.
Саутгемптонский университет
Из Шотландии мы перелетаем в Саутгемптон — портовый город, который располагается на южном побережье Англии, примерно в часе езды от Лондона. Цель нашей поездки — Саутгемптонский университет, который, подобно университету Эдинбурга, входит в десятку лучших исследовательских вузов Великобритании. Только на грантах по инженерному делу и физике здесь зарабатывают £100 млн в год. Больше получают лишь Кембридж и Империал-колледж, зато университет Саутгемптона опережает Оксфорд.
Саутгемптонский университет был основан как колледж в 1862 году и со временем получил мировую известность в таких областях, как электроника и компьютерные науки, океанография, оптоэлектроника, акустика и вибрация и др.
Одну из своих главных задач руководство университета видит в установлении тесных связей с промышленностью и бизнесом. Для проведения заказных исследований в Саутгемптон обращаются IBM, Microsoft, Rolls-Royce и другие всемирно известные компании. Благодаря своим научным исследованиям и разработкам начиная с 2000 года Саутгемптонский университет способствовал открытию 15 новых предприятий, 3 из которых уже разместили свои акции на бирже и привлекли инвестиции в размере £100 млн.
Чтобы было понятно, о каких именно исследованиях идет речь, во время ознакомительной беседы нам предъявляют искусственную руку (визитную карточку кафедры электроники и компьютерных наук) и электронный заменитель органа слуха (продукт Коклер-центра, который входит в состав университета и специализируется на разработке имплантатов). И то и другое демонстрируют, правда, при помощи проектора.
Впрочем, здесь не менее серьезно относятся и к образовательному направлению деятельности, полагая, что достижения в науке помогают работе со студентами. Все студенты инженерных специальностей по окончании учебы в обязательном порядке занимаются исследованиями. На магистерском уровне такая практика занимает шесть месяцев, на докторских программах может длиться три-четыре года.
Сейчас в университете учится более 20 тыс. человек, из них 2 тыс.— иностранцы. Программы, по которым здесь проводят обучение, весьма разнообразны: медицина и здравоохранение, биология, инженерное дело, физика и математика, юриспруденция, гуманитарные и социальные науки. В зависимости от программы и факультета устанавливается и стоимость обучения. В частности, по программам UG и PG цена может составить от £8,7 тыс. до £20,4 тыс.; по докторским программам (PhD) — от £10,6 тыс. до £21,76 тыс.
Один из руководителей университета в беседе с нами заявил, что в этих стенах приветствуются самые радикальные и необычные идеи. Подтверждением тому вполне может служить образование в сфере предпринимательства. В отличие от многих других программ эта основной упор делает на реальный опыт.
По словам Роузи Джонс, сотрудника Центра предпринимательства и инноваций, учащиеся могут поделиться своими бизнес-идеями и получить не только добрый совет, но и капитал в размере £2,5 тыс., столь необходимый для старта нового проекта. Конечно, состоятельность идеи студентам необходимо доказать, и только потом по ней будет принято решение о выделении средств. Например, одна студенческая компания решила развивать бизнес по организации велосипедных походов по Альпам, название компании в итоге получилось очень российским: Bike-Al. Другая наладила выпуск виндсерфинговых досок с парусами и колесами. Еще одной не повезло: для жителей развивающихся стран Африки студенты решили создать альтернативный способ оплаты услуг через интернет без использования пластиковых карт. Но дело не пошло — видимо, конкуренты не дали развернуться. В случае успеха университет будет ожидать возврата подъемных из прибыли, которую получит компания. Роузи Джонс поясняет: «Мы постоянно на связи, регулярно просим отчеты о результатах деятельности, наблюдаем за развитием проекта. Заключая договор со студенческой компанией, мы рискуем, но, если они обанкротятся, деньги обратно не требуем. Важно, чтобы в их головах предпринимательство было связано с меньшим риском, это ведь не дело всей их жизни!»
Торки
В курортный город Торки мы приехали совсем не ради отдыха. Учебное заведение, которое мы там посетили, на этот раз не государственное, а частное. EF Бриттин-колледж — одна из школ международной компании EF, которой принадлежит сеть языковых школ English First. В самом колледже по двухгодичной программе A-Levels учатся те, кто планирует поступать в престижные университеты Великобритании.
Дэвид Дэйвис, директор колледжа, водит нас по пустым классам и коридорам: сегодня суббота — в школе ни души. В одном из классов он останавливается и показывает на огромную карту — там маленькими флажками отмечены города, откуда приехали ученики: Иркутск, Екатеринбург, Благовещенск… Средний возраст учащихся — 16-19 лет, и для многих это первая поездка за рубеж.
В течение двух лет ученики будут сдавать экзамены, оценки по которым в итоге складываются. «Мы постоянно отслеживаем успеваемость наших учеников, информацию об успеваемости отправляем родителям. Шесть ведомостей переводим на соответствующий язык и отсылаем домой»,— поясняет Дэвид Дэйвис.
Стоимость обучения по программе A-Levels в Бриттин-колледже — £14,7 тыс. в год. В эту сумму входят проживание и питание в семье, трансферы, оплата за экзамены и 30 часов уроков в неделю. Начало занятий в 8.45, окончание — в 17.00. Всего 32 учебные недели в году. Будущих учеников сюда стремятся привлечь всеми возможными способами. Сейчас, в частности, для незаурядных студентов здесь предусмотрены стипендии в размере 10-60% стоимости обучения. Когда программа стартовала, стипендии покрывали 90-100% стоимости, что, по всей видимости, было возможно лишь на начальном этапе. Для того чтобы выяснить, может ли ученик рассчитывать на стипендию, ему необходимо обратиться в представительство EF — там посмотрят на оценки и вынесут предварительное решение.
Господин Дэйвис не может рассказать о том, в какие именно вузы поступили его выпускники. Дело в том, что выпускников еще не было — курс A-Levels в Торки стартовал только в прошлом году. Но директор полон оптимизма, ведь и Оксфорд когда-то набирал своих первых студентов.
Неограниченное заграничное
В последнее время обучение иностранных студентов стало отдельной статьей доходов многих государств. По мнению специалистов, в настоящее время всемирный рынок образования оценивается в $1,5 трлн. Согласно прогнозам, спрос на международное образование будет расти стремительными темпами.
Несмотря на проблемы, связанные с получением визы, первое место по привлечению студентов из других стран удерживают США. По данным Института международного образования (IIE), в 2003-2004 учебном году в США обучались 572,5 тыс. иностранных студентов. Второе место прочно занимает Соединенное Королевство — 270,1 тыс. студентов-иностранцев. Австралия, в вузах которой обучались 188,4 тыс. зарубежных студентов, вышла на третью позицию среди англоговорящих стран. Канада укрепилась на четвертом месте — в ее вузах обучались 61,3 тыс. иностранцев. Ирландия опережает Новую Зеландию. В этих странах высшее образование получали 18,5 тыс. и 11,1 тыс. студентов-иностранцев. Что же касается других европейских стран, наиболее популярных среди иностранных студентов, то здесь лидер — Германия (227,03 тыс. иностранцев). Во Франции обучались 180,4 тыс. зарубежных студентов, в Нидерландах — 18,9 тыс.
Российские граждане предпочитают получать образование в Великобритании. Сюда едут с целью изучения английского языка, здесь обучаются в средних школах и университетах, оканчивают магистратуру и аспирантуру. Среди востребованных направлений последипломного образования остаются специальности, связанные с бизнесом (управление, маркетинг, финансы, экономика), правом и информационными технологиями. Отмечается спрос на инженерные специальности и научно-исследовательскую деятельность. Следует отметить, что среди студентов на программах PG все больше тех, кто заработал средства для обучения самостоятельно. Это высокомотивированные молодые люди, четко представляющие, в каком университете они бы хотели учиться и на какую работу они могут претендовать по окончании учебы. Подавляющее большинство возвращается назад по той причине, что сделать значительную карьеру за короткий срок возможно только в России. При этом отличное знание иностранного языка, наличие академической или ученой степени зарубежного вуза, опыт работы в зарубежных компаниях позволяют им быть «своими» в любой стране мира. Учитывая почти повсеместный демографический спад, успешное трудоустройство по окончании вуза и возможная натурализация в стране обучения являются не менее важными факторами, которые принимают во внимание при выборе зарубежного образования.
Андрей Шуйский, специалист центра международных контактов «Парта»
По теме: |