Тренинги. Тибетский маркетинг

Татьяна Юрасова Элитный персонал

На какие ухищрения только не идут тренеры для продвижения своего «товара»: техники шаманские и шпионские, разработки КГБ и наработки Рона Хаббарда. Например, привлекают внимание потенциальных заказчиков к новым услугам «нетрадиционными» техниками и методиками. Маркетинг, одним словом. Здесь вполне уместно вспомнить поговорку: «встречают по одежке, а провожают по уму»…

Многообразие предложений, в первую очередь, характерно для группы личностных тренингов, развивающих soft skills (умения, навыки), т.е. потенциал сотрудников, необходимый им для работы. В меньшей степени — для группы функциональных тренингов, нацеленных на совершенствование hard skills, умений применять конкретные профессиональные инструменты.

Некоторые видят в этом закономерность, мол, личностные тренинги — это своего рода образовательная «попса», рассчитанная на широкий круг не особенно взыскательных заказчиков. Мнение далеко не бесспорное: уже давно общим местом стали жалобы работодателей на отсутствие у сотрудников не столько знаний в той или иной функциональной области, сколько навыков и личностных качеств. Действительно, какая польза компании от грамотного специалиста, неспособного работать в команде? Впрочем, и «функционалы» предлагают новомодные инструменты вроде системы сбалансированных показателей чуть ли не как панацею от всех проблем.

Что же странного в том, что тренеры используют технологии современные продаж? Рынок есть рынок, вопрос, скорее, в другом: это только маркетинг или нечто большее?

Так, Лиза Головина, директор компании Botanik, использовала следующий прием: назвала свой тренинг по проведению собеседований «Шпионские техники». Это привлекает внимание потребителей, но не только: «пришлось разрабатывать действительно интересные и эффективные приемы». По ее мнению, только интригующей формулировкой темы заказчика не удержать; информация о некачественной программе распространяется быстро.

По большому счету технологии продвижения — лишь прием, «палитра в руке художника, у которого есть свой стиль и манера», уверена Вера Хомичевская, бухгалтер с семилетним стажем и тренер-консультант компании «Добрый знак». По ее мнению, на людей нужно воздействовать разными способами. Человеку «левополушарному», обладающему логическим мышлением не стоит предлагать шаманские и тантрические техники, они обычно приходят за готовыми рецептами. Людей же «правополушарных», спонтанных и мыслящих образами, наоборот, привлечет что-то необычное.

По наблюдениям Александра Володина, директора по маркетингу компании Team Training Russia, функциональные тренинги часто заказывают в целях экономии времени. Гораздо проще послушать доходчивые объяснения тренера, который во все уже вник, прочитал кучу литературы по теме и даже проверил на практике, чем самостоятельно разбираться с проблемой.

Считать нетрадиционные техники «чудесами» можно лишь от недостатка информации. Лиза Головина убеждена: «В КГБ чудесами не занимались, а просто профессионально делали свое дело». По ее мнению, нетрадиционные техники имеют право на существование, тем более, что там есть, чему поучиться, хотя реагировать лишь на название не стоит. Куда важнее принимать в расчет личность тренера, возраст компании, и содержание программы.

А что думают потребители? Хитроумные маркетинговые ходы рассчитаны на людей, не знающих предмета, потребности своей фирмы и предложений на рынке, считает Юлия Анохина, директор по управлению персоналом Инвестиционного банка «Ренессанс Капитал». В серьезных компаниях тренинги выбирают не по названию, а в зависимости от потребности, поэтому настоящий профессионал, как правило, знает, что ему нужно, и кто на рынке ведущий игрок. В крайнем случае разберется, где искать. «Если мы запускаем продукты, которых в России еще нет, то своих специалистов мы отправляем учиться на Запад», — говорит г-жа Анохина. Она допускает, что нетрадиционные программы могут быть неплохими, но предпочитает обращаться в известные компании: в этом случае вероятность успеха намного выше.