Итоги выставки «Кадровый менеджмент и бизнес-образование»

25 апреля впервые в Екатеринбурге в отеле «Атриум Палас» c большим успехом прошла выставка «Кадровый менеджмент и бизнес-образование». Выставка была организована проектами HRM и BEGIN компании Begin Group, которая проводит подобные мероприятия начиная с 1999 года. Выставки проходят в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах.

В выставке 25 апреля приняли участие бизнес-школы, тренинговые и консалтинговые агентства, компании по подбору персонала, организации, разрабатывающие программное обеспечение для отделов персонала, страховые компании, а также издательства специализированной литературы Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

 Выставку посетили более 450 человек.

 Выставку посетили более 450 человек.

В числе участников выставки были Академия народного хозяйства при Правительстве РФ — Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА); компании «БОСС. Кадровые системы», WebSoft, «ОВИМЭКС»; консалтинговые группы «Алимп», «СЭЛФ-МОСТ»; Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт), компания «Ренессанс Страхование», Русская Школа Управления, Урало-Сибирский Институт Бизнеса, учебный центр RRC, центр «Бизнес-Образование», Brainpower CIS, E-Staff, портал «УралБизнесОбразование», HeadHunter, LiCO и другие.

Выставку посетили более 450 человек – специалистов и руководителей отделов персонала, директоров компаний и линейных менеджеров. Посетители могли подобрать как корпоративного провайдера услуг, так и индивидуальную программу обучения.

Также в рамках выставки была предусмотрена разнообразная программа презентаций и мастер-классов, посвященных различным аспектам корпоративного обучения, бизнес-образования, подбора персонала в Уральском регионе, а также автоматизации кадровых процессов.

 Также в рамках выставки была предусмотрена разнообразная программа презентаций и мастер-классов

 Также в рамках выставки была предусмотрена разнообразная программа презентаций и мастер-классов

Специально к выставке в рамках проекта HRM было проведено исследование, посвященное рынку тренинговых услуг. В исследовании приняли участие 128 ведущих тренинговых компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и крупнейших городов России (Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти).

Основная доля опрошенных тренинговых компаний образовались более пяти лет назад. По причине быстрого экономического роста существенная часть организаций, работающих в Москве, Киеве, Екатеринбурге и других городах, была создана в период с 2001 по 2003 годы, и достаточно активное появление новых компаний, особенно в регионах России и Украине, продолжается до сих пор. Это свидетельствует не только о растущем спросе на обучение, но и о готовности заказчиков пользоваться услугами новых провайдеров.

Практически все компании Москвы и Санкт-Петербурга, принявшие участие в исследовании, работают в других регионах, однако крайне редко открывают филиалы, а в основном проводят выездные тренинги. Заказы, как правило, поступают из крупных городов (Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Самара, Саратов, Томск). Многие компании также работают в Украине и Казахстане. В тренинговых компаниях Москвы доля региональных заказов составляет в среднем 15%, в компаниях Санкт-Петербурга – 25%. Связано это с тем, что внутренний рынок в Санкт-Петербурге меньше московского.

Марина Синькова, руководитель портала «Урал-Бизнес-Образование» и Константин Лушников, руководитель проектов Фонда Образования IDS

 Марина Синькова, руководитель портала «Урал-Бизнес-Образование» и  Константин Лушников, руководитель проектов Фонда Образования IDS

Особенно существенный рост во всех регионах, охваченных в опросе, наблюдается в области корпоративных тренингов. Так, в Москве за последний год почти в 5 раз увеличилось количество компаний, проводящих более 100 корпоративных тренингов в год. Количество компаний – организаторов небольшого количества тренингов, намного уменьшилось. Такая же тенденция наблюдается и в других регионах России.

При этом количество проводимых открытых тренингов постепенно уменьшается. Таким образом, тренинговый рынок растет за счет корпоративных заказчиков.

Наиболее популярными темами как корпоративных, так и открытых тренингов на сегодняшний день являются продажи, переговоры, общий менеджмент. Особенный рост спроса наблюдается на тренинги по управлению персоналом и командообразованию. По мере экономического роста усиливается конкуренция за персонал, растет потребность в удержании и мотивации сотрудников.

Времена, когда обучение проводилось только в больших западных компаниях, прошли. В последние годы именно средний российский бизнес является активным заказчиком тренинговых услуг. В Москве доля компаний среднего размера, заказывающих тренинги, составляет 55%, в Санкт-Петербурге – 50%, в других регионах России – более 30%. Основная доля заказов поступает от российских компаний. В Москве их доля составляет 60%, в Санкт-Петербурге – 70%, в других городах в среднем – 85%.

Решение о заказе того или иного тренинга чаще всего принимает руководитель службы персонала. В регионах России нередки случаи, когда такие решения принимаются совместно с руководителем компании.

Чаще всего в организациях обучают топ-менеджеров (30% компаний), также нередко линейных менеджеров (25%), реже специалистов (20%) и новых сотрудников (10%). Лишь 15% компаний обучают всех сотрудников в равной степени.

По итогам опроса тренинговых компаний, средняя стоимость корпоративного тренинга на одного сотрудника в Москве составляет $1950, в Санкт-Петербурге – $1310, в других городах России – $1210, в Киеве – $1670.

Однако только около 40% организаций в Москве сегодня оценивают эффективность проведения тренинга. Тем не менее, динамика в этом случае положительная, в 2004 году эффективность корпоративного обучения оценивалась 23% компаний.

Развитие тренингового рынкав различных регионах России во многом повторяет развитие московского рынка. В ближайшей перспективе спрос на тренинги будет активно расти, также будет увеличиваться и требовательность заказчиков данного вида услуг и развиваться система оценки результатов проведенного обучения.