Рейтинги российских бизнес-школ

Санта Малиновская

Что такое рейтинги и нужны ли они — спор ведется достаточно давно. Что касается рейтингов ВУЗов, то одна часть экспертов рынка образования считает, что только на основании рейтинга можно оценить то или иное учебное заведение, другая часть же считает, что все рейтинги необъективны и отражают лишь какую-то видимую часть айсберга.

Давайте разберемся, так ли это.

Согласно исследованиям, проведенным консалтинговой компанией «Begin Group»: «Сегодня в Москве работает более 30 бизнес-школ, примерно половина из которых предлагает программы модульного формата, на которых без отрыва от работы могут учиться слушатели из других городов. В Санкт-Петербурге работает 9 школ бизнеса, модульные программы предлагаются четырьмя из них. Кроме того, бизнес-образование наиболее широко представлено в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Магнитогорске, Саратове. В этих городах действует по несколько бизнес-школ». Как отмечает Алла Жаворонкова, руководитель проекта BEGIN, активное развитие бизнес-образование получило в трех типах городов — с оживленной бизнес-средой, сырьевых центрах, а также городах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база.

Нужны ли рейтинги?

Из результатов представленных исследований мы видим, что в России достаточно бизнес-школ, самого различного уровня. Все ли они участвуют в рейтингах? Нет, не все. Некоторые принципиально считают недопустимым их оценку кем-либо со стороны, другие предоставляют лишь часть информации, а ведь для составления рейтинга нужно большое количество достаточно подробной информации. Но, все же, рейтинги приносят ощутимую пользу. Среди разброса бизнес-школ, потенциальные учащиеся должны сделать выбор — какую школу предпочесть. Они ориентируются на репутацию школы, на стоимость обучения в ней, на программы обучения, и очень часто на рейтинг. Ведь если бизнес-школа гордится своими успехами, своими выпускниками, если у нее серьезная программа обучения, то ей есть смысл участвовать в рейтинге. Рейтинг может продемонстрировать сильные и слабые стороны школы. Сильными сторонами можно привлекать учащихся МВА, а, обратив внимание на слабые стороны — совершенствовать свою работу. На Западе рейтинги — очень распространены, любой представитель западной школы сразу же называет то место, которое его бизнес-школа занимает в том или ином рейтинге.

Как составляются рейтинги?

Существуют самые различные методики, которые учитывают много показателей школ бизнеса, начиная от количества программ на выбор и заканчивая уровнем преподавателей. Давайте рассмотрим интересный вариант — Интегральный рейтинг MBA.SU: TOP-25 российских школ бизнеса. Это сводный рейтинг, составленный МВА-сообществом на основе трех рейтингов бизнес-школ: РБК (июнь 2004 г.), Ассоциации менеджеров (октябрь 2004 г.) и журнала «Финанс.» (июнь 2005 г.).

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг Ассоциацией менеджеров:

  • известность бизнес-школы
  • доступность информации о бизнес-школе
  • престижность диплома
  • приемлемость стоимости обучения
  • профессионализм преподавательского состава бизнес-школы
  • возможность выбора нужной формы обучения
  • контакты с компаниями
  • международные связи
  • профессионализм выпускников бизнес-школы
  • положительные отзывы о работе бизнес-школы.

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг РБК:

  • возраст школы
  • количество выпускников
  • стоимость обучения
  • наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения
  • размер группы
  • вступительные экзамены
  • из каких ВУЗов преподаватели
  • есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе
  • стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах
  • сколько часов преподается иностранный язык
  • с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество
  • выдает ли школа государственный диплом MBA
  • есть ли у студента возможность получить международный MBA
  • качество дипломных проектов.

Показатели бизнес-школ, на основании которых составлялся рейтинг журнала «Финанс.»:

  • возраст учебных заведений
  • профессорско-преподавательский состав
  • круг слушателей
  • специализация программы
  • репутация школы
  • аккредитация в интернациональных образовательных ассоциациях
  • опыт подготовки долгосрочных корпоративных программ
  • наличие центра карьеры и ассоциации выпускников.

МВА-сообщество «Российская Лига МВА» на основании данных этих трех рейтингов составило интегральный рейтинг школ бизнеса.

Принципы составления интегрального рейтинга комментируют представители МВА-сообщества Дмитрий Стасов и Маргарита Осипова: «За основу нами были взяты места, занимаемые школами бизнеса, а не соответствующие ими в рейтингах баллы, поскольку информация о методиках подсчета рейтинговых баллов во всех случаях практически отсутствует, а в рейтинге Ассоциации менеджеров баллы отсутствуют совсем. В шорт-лист были включены те школы бизнеса, которые, по мнению членов сообщества, в наибольшей степени могут претендовать на ТОП-25. В рейтинге MBA.SU-2005 номеру места в рейтинге присваивается такое же количество баллов. Поэтому победитель нашего рейтинга получает наименьшее количество баллов.

Каждый из этих рейтингов имеет разную достоверность. Рейтингу журнала «Финанс.», как наиболее детальному, был присвоен максимальный коэффициент достоверности — Кд1. По оценке наших экспертов он составляет 0,7. Рейтинг РБК получил Кд2, равный 0,55 из-за явно неполного перечня ведущих школ бизнеса с одной стороны, и очевидно завышенных оценок аутсайдеров — с другой. Коэффициент достоверности Кд3 рейтинга Ассоциации менеджеров был принят равным 0,6, главным образом из-за того, что этот рейтинг «публичности» на удивление непубличен — отсутствует информация о количестве баллов, полученных за те или иные параметры. Вместе с этим, экспертная оценка в целом (без учета мест) совпадает с перечнем школ бизнеса в этом рейтинге.

Результирующий балл получается как:

Р = М1*Кд1 + M2*Кд2 + M3*Кд3 / Nrat

где Nrat — количество рейтингов (в нашем случае максимальное Nrat=3)

Полученные результаты, на наш взгляд, за небольшими исключениями, соответствуют картине российского рынка бизнес-образования. В нем есть недостатки — поскольку рейтинг базируется на данных трех рейтингов, то он наследует их слабые места, главное из которых, пожалуй, степень адекватности оценки немосковских школ бизнеса (например, по экспертным ощущениям, позиции некоторых бизнес-школ Санкт-Петербурга должны быть выше). Однако, это особая проблема для любого рейтинга, составляемого московскими специалистами.

Представленный интегральный рейтинг, безусловно, является неплохим ориентиром для тех, кто собирается учиться на МВА».

TOP-25 российских школ бизнеса. Интегральный рейтинг MBA.SU-2006

Смотрите также:
Рейтинг бизнес-школ. Журнал «Финанс.»
Совместные MBA-программы российских Бизнес-школ
Российская школа бизнеса. Рейтинг российских программ MBA

Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным,...

Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по праву считается родоначальником и лидером бизнес-образования в России.

Рейтинги российских бизнес-школ

Образовательные программы

Executive MBA — Стратегическое и корпоративное управление

Программа дает концептуальный подход для эффективного управления компанией. Овладение методами стратегического и корпоративного управления позволяет руководителю организовать эффективную систему управления, проводить структурные изменения корпорации.

Mini МВА «Стратегический менеджмент и управление организацией»

Курс «Стратегический менеджмент» направлен на формирование у слушателей системного видения решения стратегических и тактических проблем компании. Знакомит слушателей с современными методами и технологиями проектирования...

МВА – IT-менеджмент

Программа ориентирована на руководителей, способных не только применять технологии в управлении бизнесом, но и разрабатывать IT-стратегию предприятия и на практике осуществлять ее реализацию.

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.