Поступаем на факультет PR

Ирина Бурмистрова Обучение & Карьера

Коммуникационная действительность сегодня диктует современному обществу свои правила: большинство знаменательных событий рекламируют в СМИ, известные персоны появляются в нужном месте в нужное время. А политические баталии нередко представляют собой самый настоящий спланированный театр военных действий, где каждое слово является точно выверенным стратегическим ходом. И за всем этим стоят профессионалы, в чьи обязанности входит организация коммуникационного пространства. Речь идет о профессионалах PR, специалистах по связям с общественностью.

Аббревиатура PR расшифровывается как public relations, что в переводе с английского означает «связи с общественностью». Эта специальность, пришедшая к нам с Запада, имеет на российском рынке уже более чем десятилетнюю историю, и тем не менее аналитики говорят, что предпосылки для ее полноценного развития появились только недавно — со стабилизацией экономики в стране. Сегодня службы по связям с общественностью активно работают как в государственных, так и в коммерческих структурах, и как никогда, нуждаются в молодых креативных сотрудниках. Что же представляет собой эта специальность?

В PR нуждается каждый

В деятельности специалиста по связям с общественностью можно выделить три главных направления: это агитация (в частности, в процессе избирательной кампании), создание положительного имиджа (образа) компании или отдельно взятого лица, активное привлечение внимания населения к социальным проблемам (яркий пример — активная рекламная кампания в пользу заполнения гражданами налоговых деклараций). Однако работа PR‑специалиста востребована не только в мире политики и шоу-бизнеса. Профессионалы в данной области сегодня способны реализовать себя в самых различных сферах деятельности, в том числе в коммерческой среде и общественных организациях. И от этого зависят задачи, стоящие перед PR-менеджером.
На политическом поприще цель PR заключается в постоянном увеличении электората той или иной партии или конкретного лидера. Несмотря на мнение некоторых аналитиков, утверждающих, что российская глубинка еще не готова к созданию полноценного политконсалтинга, ни для кого не секрет: победа или поражение на выборах во многом определяется активностью региональных служб по связям с общественностью, поддерживающих политического деятеля. Перспективы в этой области у начинающего специалиста ограничены только рамками и условиями того территориального округа, в котором ему предстоит работать.
В бизнесе совершенно другие цели. Усилия PR-менеджера в коммерческой структуре направлены на увеличение прибыли компании, которую он представляет. Фактически этот сектор экономики для полноценной жизнедеятельности и развития наиболее заинтересован в специалистах по связям с общественностью. Сегодня любая уважающая себя компания, заявляющая о своем продвижении и росте, просто обязана иметь в собственном штате PR-менеджера или целую службу, в чью задачу входит создание позитивного и сильного имиджа организации.
В некоммерческом секторе, который включает, в частности, и общественные организации, задача PR — в реализации различных социальных проектов, привлечении внимания населения к важнейшим социальным вопросам, а также в формировании общественного мнения касательно необходимости скорейшего решения этих проблем. Ни одна реформа в стране не обходится без тщательной работы служб по связям с общественностью, что позволяет в достаточной степени проинформировать население о мерах, предпринимаемых правительством, с целью повышения уровня жизнеобеспечения в стране.
В любой из вышеназванных областей PR‑служба занимается организацией работы со СМИ, тщательной разработкой и проведением рекламных и PR‑кампаний, маркетинговых и социологических исследований, а также, что немаловажно, построением системы взаимоотношений внутри компании, то есть фактически созданием корпоративной политики.
Список мест, где вы в качестве PR‑специалиста могли бы найти себе применение, ограничен разве что вашей фантазией. Это могут быть государственные органы власти, коммерческие структуры, политические и общественные организации, информационные и рекламные агентства, благотворительные фонды, издательства, СМИ и т. д. Вопрос только в том, как получить такое образование и что для этого необходимо сделать?

Поступление

Специальность 350400 — «связи с общественностью» — с последующей квалификацией можно получить практически в любом вузе нашей страны, где есть кафедра журналистики, политологии, социологии или философии. Подготовка длится пять лет при очной форме обучения. Разницы между получением образования в государственном или коммерческом учебном заведении нет — в этой профессии корочка мало чего стоит, все зависит от ваших креативных способностей, навыков и практической смекалки.
В течение первых двух лет студенты получают полноценное фундаментальное филологическое образование, а в последующие три года обучаются непосредственно по специальности. В программу помимо одного или двух иностранных языков включены теория по общим предметам и тренинговые семинары, где учащиеся могут познакомиться с историей и структурой PR, узнать, что такое имидж и корпоративные отношения, выяснить, какие функции выполняет PR‑служба в компании, а также получить навыки по стратегическому планированию PR‑деятельности, управлению информацией и конструированию новостей, управлению кризисными ситуациями, привлечению инвестиций, процедурным технологиям PR, фасилитации и медиации.
При поступлении абитуриенты сдают экзамены по русскому языку и литературе (как правило, сочинение), истории Отечества, обществознанию и иностранному языку. Согласно примерному перечню, принятому в 1999 году на заседании Учебно-методического совета по специальности «связи с общественностью» УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений, данная специальность имеет более двадцати различных специализаций. Определиться в них позволит собеседование или тестирование, проводимое для абитуриентов в большинстве вузов.
Специалисты советуют пройти подготовительные курсы, на которых преподаватели из числа членов приемной комиссии в подробностях расскажут о тонкостях вступительных экзаменов и предупредят об ожидающих вас подводных камнях. Конкурс по этой специальности сегодня традиционно высок, в зависимости от престижности вуза — от двух до восьми человек на место. Лидируют в этом рейтинге прародитель специальности «связи с общественностью» — МГИМО и самый известный университет страны — МГУ им. М. В. Ломоносова, — здесь на каждое бюджетное место описываемого отделения обычно претендуют не менее пяти человек.


Мнение специалистов

На вопросы «O&K»: изучение каких наук поможет молодому человеку, решившему
связать свою жизнь со специальностью «связи с общественностью», и какова перспектива трудоустройства выпускников по окончании обучения — отвечают:

Марина ШИШКИНА,
президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО),
декан факультета журналистики СПбГУ, доктор социологических наук, профессор

— «Связи с общественностью» — профессия гуманитарная, работа со словом прежде всего. Поэтому для того, чтобы овладеть нашей специальностью, необходимо изучить весь блок гуманитарных дисциплин. Если говорить о предметной сфере, то это — теория и практика коммуникации, родной язык, иностранный язык, общественно-политические науки, психология, менеджмент и т. д. Пиармен должен быть организованным человеком во всех отношениях — начиная от распорядка своего дня. Вообще, PR (если не иметь в виду людей, которые занимаются только креативными разработками) — это «черновая» работа: придется и стульчики поносить на пресс-конференции, и бумажки пораскладывать. Такой работы бояться не надо — это всегда пригодится в жизни.
Ключевым фактором в PR-деятельности является креативность: пиармен должен уметь из стандартной ситуации сделать нестандартную, он — творец новостей… Он не придумывает их, а находит способ сделать жизнь своего субъекта (корпорации, конкретного лица и т. п.) интересной для окружающих. Да, фильтрует их, да, корректирует немножко, да, имиджирует, но зато дает аудитории тот пласт информации, о котором она не узнала бы никогда.

Андрей Юрьевич Шутов,
руководитель программы «Связи с общественностью»
философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор

— Термин «связи с общественностью» — это некое прокрустово ложе, в которое мы пытаемся уложить очень богатое содержание. Науку, которая изучает человека и общество в их взаимодействии с информацией в широком смысле этого слова (об обществе, о природе, о рядом стоящем), более адекватно было бы именовать коммуникативистикой. Уже сейчас, в процессе преподавания, очень многие студенты спрашивают: «А что такое связи с общественностью?» Даже у студентов возникают сомнения в правильности наименования того предметного поля, которое они изучают. Если на минуту стать буквоедом и придраться к данному термину, то возникнут некоторые вопросы. Почему общественность не может связываться с государством? Почему общественность не должна связываться, к примеру, с лидером общественного мнения? Почему части общественности в лице определенных групп интересов не должны связываться между собой? А ведь это, между прочим, тоже коммуникативная деятельность, за которой очень большие перспективы в современном обществе.
В современном мире общению надо учить, общению надо учиться. Оно становится все более многогранным в связи с бурным развитием информационных технологий, которые ведут к появлению новых форм производства, распространения, продвижения информации.
Поэтому надо называть вещи своими именами, тем более что на Западе процесс переосмысления паблик рилейшнз идет уже как минимум десятилетия. Очень важно, чтобы мы не опоздали и не проходили заново тот путь, который прошли они, а вскочили на подножку последнего вагона уходящего поезда, при этом сохранив все то, что свойственно традициям отечественного гуманитарного и социального образования.

Ольга Юрьевна ИВАНОВА,
декан социально-гуманитарного факультета Российского нового университета (РосНОУ), кандидат культурологии, доцент

Например, все — специальности нашего факультета объединены сферой социальной коммуникации, основным инструментом которой является слово. Наша главная дисциплина — русский язык, русская речь, обращенная к различным представителям общества, ну а кроме того, история, философия, социология, психология, антропология, экономика и многие другие науки, которые принято называть гуманитарными, то есть науками о человеке.
А предлагаемые нами профессии относятся к наиболее востребованным. Выпускников факультета ждут в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи и социальной защиты населения, в службах по работе с персоналом, в консалтинговых агентствах, на российских и зарубежных фирмах и предприятиях, в представительствах Росзарубежцентра, в учебных заведениях, в средствах массовой информации.